Общее недоразвитие речи
- Общее недоразвитие речи
- Подготовительный этап
- Преддошкольный этап
- Дошкольный этап
- Словарь
- Развитие связной речи у детей в онтогенезе
- Причины возникновения ОНР
- Специфика усвоения языка детьми с общим недоразвитием речи
- Критерии дифференциации состояния речи по уровням речевого развития
- Общие сведения об алалии
- Причины алалии
- Анатомо-физиологические особенности алалии
- Классификация алалии
- Сенсорная алалия
- Обследование детей
- Основные направления коррекционного воздействия
- Содержание коррекционной работы при ОНР
- Организация логопедической работы с детьми, страдающими ОНР, в дошкольном учреждении
Основные направления коррекционного воздействия
Логопедическая коррекция проводится дифференцированно, в зависимости от структуры речевого дефекта и степени его выраженности, от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Коммуникативное поведение может нарушаться у детей с различными отклонениями в развитии. Ребёнок с отклонениями в развитии, в том числе и с речевыми расстройствами, с первых лет жизни нуждается в специальной коррекционной работе по стимуляции развития коммуникативного поведения.
Ребёнок с ТНР может иметь достаточно сохранный уровень коммуникативного поведения, и наоборот, ребёнок с заиканием, может практически не общаться с окружающими.
Основы коррекционного обучения детей с ОНР разработаны в психолого- педагогических исследованиях ряда авторов (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Формирование речи детей основывается на следующих положениях:
-распознавание ранних признаках ОНР и его влияние на общее психическое развитие ребёнка;
-учёт закономерностей развития детской речи в норме;
-дифференцированный подход в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР различного происхождения;
-единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности.
В первые годы жизни любое отклонение в развитии проявляется прежде всего в речевом отставании, вследствие чего у ребёнка возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.
Изоляция ребёнка от стимулирующий среды человеческого окружения (семьи, детской группы) рассматривается как депривационная ситуация, замедляющая психическое развитие ребёнка. Особенно неблагоприятное влияние на развитие речи оказывает эмоциональная депривация, когда ребёнок с самого рождения ощущает дефицит тепла, ласки, любви.
Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова разрабатывают методы логопедической работы по формированию лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. Значимость этой работы заключается в системном подборе дидактических игр и заданий с целью «расширения объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности; уточнения значений слов; формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов.