Общее недоразвитие речи
- Общее недоразвитие речи
- Подготовительный этап
- Преддошкольный этап
- Дошкольный этап
- Словарь
- Развитие связной речи у детей в онтогенезе
- Причины возникновения ОНР
- Специфика усвоения языка детьми с общим недоразвитием речи
- Критерии дифференциации состояния речи по уровням речевого развития
- Общие сведения об алалии
- Причины алалии
- Анатомо-физиологические особенности алалии
- Классификация алалии
- Сенсорная алалия
- Обследование детей
- Основные направления коррекционного воздействия
- Содержание коррекционной работы при ОНР
- Организация логопедической работы с детьми, страдающими ОНР, в дошкольном учреждении
Содержание коррекционной работы при ОНР
При ОНР задачей логопедической работы является поэтапное формирование средств речевого общения.
На первом этапе обучения, когда ребёнок является практически неговорящим, логопедическая работа начинается с расширения понимания речи.
Занятия проводятся в игровой форме, с побуждением к речевому общению. Одновременно у ребёнка стимулируют звукоподражание и общение (машина- би-би т .д.)
Ребёнка учат соотносить предметы и действия с их словесным обозначением, обогащают его пассивный словарный запас на занятиях, в свободной деятельности, прогулок.
На следующем этапе, второй этап, происходит развитие самостоятельной речи. Детей учат называть свои имена, выражать просьбы в сопровождении жестов. Логопед вовлекает детей в речевое общение и приучает пользоваться кратким ответом на вопрос, развивает восприятие речи ребёнком.
Третий этап работы, расширяется объём заданий- ребёнка учат установлению грамматической связи между предметом и его действием, составлению простого предложения, развивают слоговую структуру слов: учат детей слова делить на слоги.
Четвёртый этап- продолжают работу над распространением предложений и развитием связной речи. Ребёнка учат строить предложения из нескольких слов, отвечать на вопросы, продолжать работать над грамматической формой слова.
Оборудование логопедического кабинета и дидактический материал.
В оборудование логопедического кабинета должно входить:
-большое настенное зеркало (70 на 100см) со шторкой и подсветкой (для индивидуальной и подгруппой работы по постановке звуков);
-маленькие индивидуальные зеркала для каждого ребёнка;
-детские столы и стулья;
-большой рабочий стол для логопеда;
шкафы для пособий и литературы;
фланелеграф;
-настенная доска.
Пособия:
1. Пособия для обследования слуха, интеллекта.
2. Пособия для обследования и формирования:
-фонематических процессов;
-звукопроизношения;
-связной речи;
-грамматического строя речи;
-мелкой моторики;
-дыхания и голоса.
3. Пособия для обучения грамоте.
Для обследования и развития речевых и неречевых процессов логопеду необходимо иметь в рабочем кабинете следующие учебные и наглядные пособия:
Дурова Н.В. Ступеньки грамоты — М., 1996
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда — М., 1998г.
Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей — М., 1994г.