Физиология человека (часть 7)

УМСТВЕННЫЙ ТРУД

Во всех странах постоянно увеличивается количество инженеров, служащих, канцелярских рабочих, работников управления. В настоящее время каждый третий работающий занят умственным трудом. Наиболее распространенной классификацией умственного труда является следующая:

1. Труд с напряжением мыслительных процессов по заранее выработанному алгоритму.

2. Управленческий труд.

3. Творческий труд (ученые).

4. Операторский труд (наблюдатели, операторы, технологи).

5. Труд медицинских. работников (частое нервно-эмоциональное напряжение, конфликт с людьми).

6. Труд с высоким нервным напряжением и с физическим компонентом.

7. Труд учащихся (требует внимания, памяти, восприятий новой информации).

Умственный труд сопровождается функциональными изменениями. Однако, в процессе умственного труда эти изменения часто выражены и проявляются при повышенном эмоциональном напряжении. Значительное влияние на это оказывает возраст. При различных типах умственного труда происходит активация различных участков коры и подкорковых образований, что проявляется в изменениях структуры рисунка в ЭЭГ. Мыслительные процессы сопровождаются изменениями ЭЭГ лобных и теменных областей, при восприятии зрительных стимулов — ЭЭГ затылочной области.

При умственной деятельности повышается и активность симпатоадреналовой, гипоталамо-гипофазарно-адренокортикальной систем. Важным механизмом обеспечения активности умственной работы является повышение кровотока в активно работающих нервных центрах. В начале умственной деятельности чаще наблюдается небольшое увеличение кровотока, тогда как с развитием утомления он имеет тенденцию к уменьшению.

Прекратив физическую работу, человек сразу же выключается из трудового процесса. При умственной работе мозг склонен к инерции, к продолжению работы в заданном режиме и направлении. Не случайно А. И. Герцен считал, что “… мысль нельзя сложить, как руки, она и во сне не совсем спит …”.

Умственная деятельность сопровождается и негативными особенностями. В результате длительного занятия умственным трудом при недостаточной двигательной активности наблюдается ослабевание функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушение обмена веществ, ослабевание гормональной деятельности.

При малоподвижном образе жизни понижается устойчивость к сердечно-сосудистым, нервно-психическим и инфекционным заболеваниям. Малоподвижный образ жизни антифизиологичен, а систематическая двигательная активность, наоборот, благоприятствует умственному труду.

Продуктивность умственной деятельности зависит от времени суток, когда осуществляется работа. По утрам продуктивность умственной деятельности наиболее низка. Оптимальные физические нагрузки, применяемые сразу же после утреннего подъема, способствуют повышению продуктивности умственной работы до уровня дневных показателей.

Сам умственный труд не является болезнетворным, но при умственно-эмоциональном напряжении появляются клинические признаки утомления и даже патологического состояния. В начальных его стадиях наблюдается эмоциональное возбуждение, вслед за этим прослеживается временное снижение устойчивости некоторых психических функций, памяти, внимания, нарушение координации движения.

Если усталость — это субъективное чувство, то утомление следует рассматривать как защитную реакцию организма. Оно характеризуется снижением умственной продуктивности, уменьшением точности работы и ее темпа, возрастанием числа ошибок.

Систематические занятия физической культурой оказывают положительное влияние на психические функции, они, в определенной степени, обеспечивают устойчивость умственной работоспособности. И. П. Павлов неоднократно подчеркивал улучшение умственной деятельности под влиянием физических упражнений.

При длительной и интенсивной умственной работе наступает утомление. Оно может быть острым и хроническим.

Умственное утомление считается острым, если восстановление работоспособности происходит в течение суточного цикла. Если же после ночного сна деятельность мозга не восстанавливается, то остаточные явления предыдущего утомления складываются с новым, и развивается хроническое утомление. При этом уменьшаются положительные условнорефлекторные реакции, сила и подвижность корковых процессов, наблюдается растормаживание дифференцировки, возможны парадоксальные ответные реакции на раздражители. При развитии умственного утомления наступают глубокие изменения корково-подкорковых взаимоотношений, значительно угнетается активизирующая функция ретикулярной формации. В коре и подкорке развивается запредельное охранительное торможение.

При развитии утомления наблюдается асимметрия в электрической активности левого и правого полушарий, в секреции левой и правой околоушных слюнных желез, в кровенаполнении внутренних сонных артерий и другие.

На следующих этапах умственного перенапряжения появляются признаки усиления функции симпатической нервной системы (увеличивается артериальное давление, частота пульса, раздражительность, тремор, потливость, бессонница, головные боли, последующая апатия, депрессия.) Особенно легко образуются невротические состояния у лиц умственного труда в молодом возрасте, например, у студентов. Стрессовыми факторами у них являются неполадки в учебном процессе и сложность экзаменационных сессий и другие.

Неблагоприятное воздействие на умственный труд оказывают курение, бытовое пьянство, нарушение режима сна и бодрствования, отсутствие плановости в работе, отказ от перерывов, сон менее 6 часов. Явление умственного утомления устраняется после умеренных физических упражнений с эмоционально игровой напряженностью.

Таким образом, для отдаления утомления необходим активный отдых и переключение на другие виды деятельности.

Вы здесь: Главная Медицина Физиология человека Физиология человека (часть 7)