Курс лекций по философии
- Курс лекций по философии
- 1.1. Предмет, метод и функции философии
- 1.2. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения
- 1.3. Структура и специфика философского знания
- 1.4. Происхождение философии
- 1.5. Бытие и небытие
- 1.6. Идея субстанции в философии
- 1.7. Понятие
- 1.8. Понятие дух в философии
- 1.9. Материальное и идеальное
- 1.10. Закономерность и случайность
- 2.1. Идея развития в философии
- 2.2. Детерминизм и индетерминизм
- 2.3. Проблема познания
- 2.4. Чувственное и рациональное в познании
- 2.5. Проблема интуиции в философии
- 2.6. Сознание, самосознание, бессознательное
- 2.7. Сознание и язык
- 2.8. Специфика научного знания
- 2.9 9. Специфика гуманитарного знания
- 3.1. Социальная философия: предмет, метод, структура
- 3.2. Основные направления и школы социальной философии
- 3.3. Общественные законы: их сущность и специфика
- 3.4. Природа и общество
- 3.5. Философия истории
- 3.6. Проблема свободы в философии
- 3.7. Человек как предмет философии
- 3.8. Проблема личности в философии
- 4.1. Общая характеристика древнеиндийской философии. Веды и основные философские школы
- 4.2. Основные характеристики древнекитайской философии. Конфуцианство и даосизм
- 4.3. Основные периоды развития античной философии и критерии их выделения. Специфика античного способа философствования
- 4.4. Общая характеристика и основные этапы средневековой философии. Культурно-региональные особенности
- 4.5 Основные проблемы и представители философии Просвещения. Особенности философии французского Просвещения
- 5.1. Общая характеристика немецкой классической философии
- 5.2 Философия Канта
- 5.5.2 Философия Канта
- 5.4. Философская система Гегеля
- 5.5. Философия духа Гегеля
- 6.1. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса
- 6.2 Философия А. Шопенгауэра
- 6.3. Философия С. Кьеркегора
- 6.4. Позитивизм 19 века
- 6.5. Философия жизни
- 6.6. Прагматизм
Прагматизм (от греч. прагма — дело, действие) — философское течение, возникшее в 70-х годах 19 века в США. Основные идеи прагматизма высказал Чарлз Пирс, за — тем эту доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи, Дж.Г. Мид. Прагматизм с самого своего возникновения отказался от ряда основополагающих идей предшествующей философии и предложил совершенно новый тип философского мышления. Философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, чем она считалась со времен Аристотеля, а общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях, возникающих в непрерывно меняющемся мире. "Реконструкция в философии", осуществлённая прагматизмом, состоит в трактовке процесса мышления и научного познания лишь как средства биологического и психологического удовлетворения (Д. Дьюи).
Прежде всего Пирс стал говорить не о знании, а о вере (англ. belief — верование, убеждение), понимая под ней готовность или привычку действовать тем или иным способом. Если противоположностью знания обычно считалось неведение, то Пирс противопоставил вере сомнение, нарушающее плавность действия. Теперь (с т. зр. действия) процесс познания означал переход не от незнания к знанию, а от сомнения к вере (верованию), однако не субъективной, а коллективной или социальной. Объективное знание было заменено социально принятым верованием.
Что касается истины, то она была определена Пирсом, как общезначимое принудительное верование, к которому по каждому изучаемому вопросу пришло бы беспредельное сообщество исследователей, если бы процесс исследования продолжался бесконечно. Пирс так сформулировал свой знаменитый "принцип", или "прагматическую максиму": если рассмотреть, какие практические последствия могут быть произведены объектом понятия, то понятие обо всех этих следствиях и будет полным понятием объекта. Другая, формулировка "принципа Пирса" гласит: наша идея вещи есть идея ее чувственных последствий (эти принципы прагматизма были изложены Ч. Пирсом в его статьях "Закрепление верований" и "Как сделать наши идеи ясными", 1878).
Ч. Пирс был также первым мыслителем, который попытался ввести понятие значения в философию, придав ему строгий логический смысл (теория значения, семиотика).
Основополагающие идеи Пирса были развиты Уильямом Джеймсом в более стройное учение, которое он часто излагал в популярной и вольной форме (полагают, что именно благодаря популяризации прагматизма Джеймсом он стал таким известным и влиятельным философским направлением). Джеймс рассматривал прагматизм как некоторый метод и как особую теорию истины. В качестве метода прагматизм был предназначен для улаживания философских и иных споров путем выявления практических последствий каждого учения, их сопоставления и оценки. Используя этот метод, Джеймс, в частности, решает давний спор между материализмом и идеализмом в пользу идеализма. Согласно Джеймсу, материализм в будущем, пусть отдаленном, означает неизбежный крах всего, гибель Земли и человечества со всеми созданиями его духа. С этой перспективой, полагает Джеймс, не может смириться ни один думающий человек. Напротив, идеализм, принимающий существование вечного духовного начала, родственного человеку, открывает надежду на спасение, на окончательное торжество идеальных и духовных ценностей, столь дорогих человеку. Выбор между этими двумя концепциями Джеймс считает возможным осуществить на основании принятого им принципа "воли к вере". Согласно этому принципу, в случае, если жизненно важный выбор между двумя альтернативными решениями невозможен на чисто рациональных основаниях, человек имеет моральное право сделать этот выбор на нерациональных, эмоциональных основаниях.
При трактовке проблемы истины Джеймс отказывается от понимания истины как соответствия высказывания или теории объективному положению дел в мире. Джеймс понимает истину, как успешность или работоспособность идеи, как ее полезность для достижения той или иной цели, которую ставит и осуществления которой добивается человек.
В отличие от тех философов-эмпириков, которые считали, что опыт складывается из отдельных элементов — восприятий (напр, Маха), Джеймс ввел понятие об опыте как непрерывном потоке сознания, из которого мы своими волевыми усилиями выделяем отдельные отрезки или части, обретающие для нас статус вещей благодаря наименованию.
В своей версии прагматизма Джон Дьюи также опирается на понятие опыта, рассматривая его, с одной стороны, в более натуралистической перспективе, охватывающей многообразные отношения человека к природе, а с др. стороны, как социальный опыт преимущественно в его морально-политическом аспекте. Поскольку философия, по Дьюи, возникает не из удивления перед миром, как думали древние философы, а из стрессов и напряжений общественной жизни, именно анализ и совершенствование социального опыта составляют для него главную цель философии. Дьюи понимает опыт чрезвычайно широко — вплоть до отождествления с ним всей активной человеческой жизни, включая и отношение человека к природе, а иногда и самое природу. С его т. зр. опыт обозначает все, что переживается, мир событий и лиц, мир, воспринятый в опыте, а также деятельность и судьбу человека, магию и науку. Такое понимание опыта исключает необходимость и возможность поиска какого-либо его метафизического основания, что позволяет современным философам видеть заслугу Дьюи в подрыве т. наз. фундаментализма, под которым понимается характерное для прежней философии убеждение в том, что все явления, в том числе и духовные, должны иметь под собой какие-то устойчивые основания. Дьюи выводит противоположность материализма и идеализма из сложившегося еще в Древней Греции резкого разделения физического и духовного труда. В наше время, полагает Дьюи, нет оснований для подобного противопоставления. Любое разграничение имеет лишь относительное значение, поэтому окостенение совокупности тех или иных идей в виде "материализма" или "идеализма" неправомерно.
Ставя задачу совершенствования социального опыта и опыта вообще, Дьюи пытался решить и вопрос о способах такой реконструкции, о создании соответствующего метода. Образцом для него послужил прагматически истолкованный научный метод. Этот метод сводился к некоторым приемам решения конкретных проблем, возникающих в различных сферах опыта. Прежде всего, полагает Дьюи, необходимо установить специфику данного затруднения или проблемной ситуации. Затем необходимо выдвинуть гипотезу или план ее решения, после чего необходимо теоретически проследить все возможные следствия предлагаемого решения. Наконец наступает период его реализации и экспериментальной проверки. В случае необходимости предложенное решение может быть изменено. Ни одно предложенное решение не должно исходить из каких-то заранее принятых рецептов и превращаться в догму. Оно должно всецело определяться особенным характером данной специфической ситуации. Т. обр., вся процедура носит экспериментальный характер, основанный на методе проб и ошибок, а важнейшая черта метода — его способность самокорректировки. Если достигнуто успешное решение проблемной ситуации, то предложенная гипотеза или теория должна считаться истиной, а возникшая новая, теперь уже определенная ситуация, сменившая сомнительную или проблемную, приобретает статус реальности. Т. обр, в концепции Дьюи, как и во всем прагматизме, процесс познания изменяет познаваемый предмет. Возможность функционирования "метода науки" или "метода разума" Дьюи связывает с демократическим устройством общества, предоставляющим свободным индивидуумам широчайшие возможности как для социального, так и для иного экспериментирования и непрерывного улучшения жизни общества, так что "сам рост есть единственная моральная цель". Следует добавить к этому, что важнейшим принципом социальной реконструкции Дьюи считает использование только мирных средств и категорический отказ от какого бы то ни было насилия.
- << Назад
- Вперёд