Курс лекций по философии


4. Происхождение философии

Мифология и религия в истории философии и науки имеют предварительное, подготавливающее интеллектуальную почву, предфилософское, значение. Когда рассматривают историю философии, то начинают ее именно с периода господства мифа, в котором находит себе выражение настоятельной духовная потребность объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Мысль первобытного человека и устремилась к постижению определяющих бытие природы и человека сил. Именно благодаря этому этапу позднее возникнет философия и наука. И формула "от мифа к логосу" (от образа к понятию, от веры к разуму), объясняющая процесс происхождения философии, как раз раскрывает значение мифологического периода в интеллектуальном развитии человечества.

Мифология является исторически первой формой мировоззрения. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как происхождение и устройство мироздания (космоса) в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Этот процесс шел через персонифицирование, олицетворение сил в образах богов, перед которыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и преклонения. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству, эволюции природы (космогония). Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных (служащие объектами для подражания, ритуальными образцами поведения).

Миф — это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. Если применительно мифу можно говорить о познании, то слово "познание" здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания. Для первобытного человека знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица.

Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический (генезис — становление). Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, в "Теогонии" Гесиода и в "Илиаде" и "Одиссее" Гомера — собраниях древнегреческих мифов — процесс творения мира представлялся, например, следующим образом. В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь — Эрос. Безграничный Хаос породил Мрак — Эреба и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлые День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия, возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил процесс перехода от мифа к логосу, свидетельствующий о разложении традиционной картины мира, неудовлетворительности объяснения для нового человека (этот процесс происходит примерно в 1-м тыс. до н.э. во всех известных культурах того времени — Индии, Китае, Ближнем Востоке, Греции).

Мифология не была единственной дофилософской мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. На самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т.е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются "религиозными", а другие — "мифологическими". Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана "укоренить" человека в трансцендентном (в том, что выходит за его границы, в запредельном).

Таким образом, философия появляется на той ступени истории, когда в связи с развитием общественных отношений начинается разложение миологического сознания. Первые философские системы возникают более или менее одновременно в культурах Индии, Китая и Др. Греции (7-6 века до н. э). В новых условиях "место" человека определяется в значительной степени не традицией и связанными с ней нормами жизни, а собственной активностью человека, при чем успех его целенаправленной деятельности зависит от того, сумеет ли человек охватить существующие независимо от него и не укладывающиеся в рамки обыденного сознания реальные связи окружающей его динамической социальной обстановки. Все это и создает предпосылки для появления сознательного теоретического отношения к миру, противопоставления субъекта и объекта, при чем субъект отличает себя от мира и выступает в качестве деятеля. Отсюда вытекал основной вопрос философии о соотношении материи и духа, бытия и сознания.

Античность создала термин "философия", сформулировала ее проблематику, наметила пути ее решения, выделила основные философские направления (материализм и идеализм). Термин "философия" в переводе с греческого означал "любовь к мудрости". Философия стала формой общественного сознания, направленной на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека. В отличие от предшествующих ей форм мировоззрения (мифологической и религиозной) — философия стремилась реализовать мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения к действительности, противопоставляя антропоморфизму мифологии представление о мире как о поле действия объективных безличных сил (категорий, сущностей — бытия, небытия, становления, движения и покоя, пространства, времени), а традиционности мифа — - сознательный поиск и выбор осознанных представлений на основе логических и гносеологических (теоретико-познавательных) критериев (обоснованность, доказательность, истинность, понятность).

Вы здесь: Главная Философия Текстовые лекции Курс лекций по философии