Курс лекций по философии
- Курс лекций по философии
- 1.1. Предмет, метод и функции философии
- 1.2. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения
- 1.3. Структура и специфика философского знания
- 1.4. Происхождение философии
- 1.5. Бытие и небытие
- 1.6. Идея субстанции в философии
- 1.7. Понятие
- 1.8. Понятие дух в философии
- 1.9. Материальное и идеальное
- 1.10. Закономерность и случайность
- 2.1. Идея развития в философии
- 2.2. Детерминизм и индетерминизм
- 2.3. Проблема познания
- 2.4. Чувственное и рациональное в познании
- 2.5. Проблема интуиции в философии
- 2.6. Сознание, самосознание, бессознательное
- 2.7. Сознание и язык
- 2.8. Специфика научного знания
- 2.9 9. Специфика гуманитарного знания
- 3.1. Социальная философия: предмет, метод, структура
- 3.2. Основные направления и школы социальной философии
- 3.3. Общественные законы: их сущность и специфика
- 3.4. Природа и общество
- 3.5. Философия истории
- 3.6. Проблема свободы в философии
- 3.7. Человек как предмет философии
- 3.8. Проблема личности в философии
- 4.1. Общая характеристика древнеиндийской философии. Веды и основные философские школы
- 4.2. Основные характеристики древнекитайской философии. Конфуцианство и даосизм
- 4.3. Основные периоды развития античной философии и критерии их выделения. Специфика античного способа философствования
- 4.4. Общая характеристика и основные этапы средневековой философии. Культурно-региональные особенности
- 4.5 Основные проблемы и представители философии Просвещения. Особенности философии французского Просвещения
- 5.1. Общая характеристика немецкой классической философии
- 5.2 Философия Канта
- 5.5.2 Философия Канта
- 5.4. Философская система Гегеля
- 5.5. Философия духа Гегеля
- 6.1. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса
- 6.2 Философия А. Шопенгауэра
- 6.3. Философия С. Кьеркегора
- 6.4. Позитивизм 19 века
- 6.5. Философия жизни
- 6.6. Прагматизм
"Философия жизни", течение второй пол. XIX — начала XX века — поставило жизнь в основу всего бытия, существования, и в центр собственных учений, сделав ее первой категорией, интерпретируемой ими как первичная реальность, органическая целостность, процесс, предшествующий разделению материи и духа, бытия и сознания. Это направление выступило за реабилитацию жизни, против ее ущемления и обеднения рассудочным, политическим, экономическим и иными утилитарными (практическими, пользовательскими) и рационалистическими подходами. В связи с этим, понятие "жизнь", как центральное понятие этого философского течения, призвано заменить понятие "бытие". Бытие это статичное состояние. Жизнь — это движение, становление. "Нет бытия, есть только становление", — заявлял Ф. Ницше. Ряд представителей философии жизни подчеркивали, что жизнь — это деятельность, творческое созидание, самовыражение человека, формы объективации человека в культуре, позволяющие ему реализовать и познавать самого себя. Каждый индивид ощущает себя в рамках какой-то огромной жизни, затрагивающей его и угрожающей ему. Он чувствует себя подчиненным каким-то потокам, потокам жизни. Жизнь как поток, неуловима рассудочными методами познания. Ее познание осуществляется на основе особых познавательных способностей: переживания и сопереживания (понимания); интуиции, веры, любви и т.д.
В "философии жизни" можно выделить три основных школы: академическую "философию жизни" (В. Дильтей, Г. Зиммель),"творческую эволюцию" А. Бергсона (1859-1941) и его последователей, "философию воли" Ф. Ницше (1844 — 1900) и его последователей.
1. Академическая философия жизни. Вильгельм Дильтей и Георг Зиммель определяют жизнь как факты воли, побуждений, чувств и переживаний. С этой точки зрения, действительность — это то, что содержится в опыте самой жизни. Следовательно, действительность — это чистое переживание, вне которого действительности не существует. Дильтей говорит о необходимости веры в реальность внешнего мира, основанную на волевом, "практическом" отношении человека к миру. Г. Зиммель также видит в "жизни" центр, от которого с одной стороны идет путь к душе, к "Я", а с другой — к идее, Космосу, абсолюту. Тем не менее, определяющие характеристики жизни — это переживание, "жизненный опыт".
"Жизненный опыт" и выступает объектом познания, он не сводим к разуму. Он иррационален. Жизнь — это поток, изменение, творчество. Поэтому представители этой школы отрицают возможность знания как отражения закономерного, всеобщего. Жизнь не может быть постигнута только через индивидуальное; методом "наук о духе" выступает непосредственно переживание исторических событий. В их системах "науки о духе" принимают форму герменевтики — искусства истолкования, искусства "понимания" письменных текстов, "зафиксированных жизненных откровений". По Дильтею, историк должен не просто воспроизвести истинную картину событий, но и "пережить" ее заново, "истолковать и воспроизвести в ее жизненности", "вжиться" и "сопереживать". Дильтей в своих работах опирался прежде всего на историю и психологию (описательную, понимающую, а не объяснительную, естественнонаучную).
2. "Творческая эволюция" Анри Бергсона. В отличие от других представителей "философии жизни" Бергсон в своих работах опирался на естествознание. На основе концепции "жизни" он стремился построить картину мира, которая по-новому бы объяснила эволюцию природы и развитие человека, обосновала бы их единство. Центральное понятие философского учения А. Бергсона — жизненный порыв. С точки зрения Бергсона, жизнь — это непрерывное творческое становление. Материя — косное начало бытия, хотя и оказывает сопротивление, но все же подчиняется жизни. Благодаря этому, эволюция мира природы становится творческой эволюцией. В результате, мир в изображении Бергсона, предстает как единый, непрерывно и необратимо развивающийся, спонтанный и непредсказуемый. Рождая все новые и новые формы, он находится в состоянии непрерывного становления. Бергсон считал, что человек довольно успешно приспособился к миру материи с помощью интеллекта. Интеллект, по Бергсону — это разумное и рассудочное познание, достигшее высших форм в методах физико-математических наук. Интеллект разлагает целостность мира на тела, тела на элементы и т.д., а затем конструирует из них искусственные единые картины мира. Бергсон не отрицает познавательных возможностей интеллекта, однако интеллект совсем не создан для того, чтобы осмыслить эволюцию, в собственном смысле этого слова, то есть непрерывность изменения.
Интеллекту принципиально недоступен "жизненный порыв". Его познание возможно только на основании интуиции. Интуицией, по Бергсону, называется род интеллектуальной симпатии (сопереживания), посредством которой человек переносится внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что есть в нем единственно, и следовательно, невыразимо. Интуиция позволяет проникнуть в саму суть вещей. Бергсон характеризует интуицию как основу Духа, в известном смысле, как самое жизнь. Задача философии, на его взгляд, состоит в том, чтобы помочь человеку овладеть рассеивающимися (в процессе жизни) интуициями.
3. Философия воли, волюнтаризм: "воля к власти" на основе "воли к жизни". Понятие Воли, как основы всего существенного, Ницше заимствует у Шопенгауэра. Однако, если для Шопенгауэра Воля служит основанием бытия, то Ницше придает этому понятию социально-нравственный оттенок. "Жизнь, по его словам, стремится к максимуму чувства власти". "Воля к власти" — это наиболее значимый критерий любого типа поведения, любого общественного явления. Именно таким правом должен руководствоваться подлинный человек во всех сферах своей жизнедеятельности. Из права сильного, "воли к власти" Ницше выводит все основания морали. Он утверждает, что мораль, определяющими понятиями которой являются понятия добра и зла, возникает как следствие чувства превосходства одних людей над другими: аристократов (лучших) над рабами (худшими).
В основе "морали господ", с точки зрения Ницше, должны лежать следующие принципы:
1) "ценность жизни" есть единственная безусловная ценность;
2) существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и уровнем "воли к власти";
3) сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами.
Всем этим требованиям, по Ницше, удовлетворяет субъект морали господ — сверхчеловек. Наряду с генетической характеристикой сверхчеловека, как Человека арийской расы, с определенными фенотипическими признаками ("нордический тип"), Ницше пропагандировал двойную мораль сверхчеловека. По отношению друг к другу — это снисходительные, сдержанные, нежные, гордые и дружелюбные люди. Но по отношению к "чужим" они немногим лучше необузданных зверей. Здесь они свободны от моральных тормозов и руководствуются в своих действиях инстинктами. Ницше был категорическим противником любых форм господства массового сознания. Его сверхчеловек — это гармонический человек, в котором сочетаются физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества.
Ницше нередко заявляет, что в действительности сверхчеловека еще не было, его необходимо вырастить. И в этом состоит цель человечества. Заратустра (образ сверхчеловека, заимствуемый Ницше из истории) — это не сверхчеловек, а путь к сверхчеловеку. Обычные люди нашего времени — это исходный материал, необходимый для того, чтобы создать плодородную почву для выращивания сверхчеловека. Сверхчеловек, по сути дела, занимает у Ницше место Бога. Бог умер, мы его убили — возвещает Ницше устами Заратустры, и на его место должны прийти сверхчеловеки.
Влияние философии жизни было наиболее сильным в первой четверти ХХ века. Некоторые идеи Ницше заимствовались фашизмом.