Курс лекций по философии
- Курс лекций по философии
- 1.1. Предмет, метод и функции философии
- 1.2. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения
- 1.3. Структура и специфика философского знания
- 1.4. Происхождение философии
- 1.5. Бытие и небытие
- 1.6. Идея субстанции в философии
- 1.7. Понятие
- 1.8. Понятие дух в философии
- 1.9. Материальное и идеальное
- 1.10. Закономерность и случайность
- 2.1. Идея развития в философии
- 2.2. Детерминизм и индетерминизм
- 2.3. Проблема познания
- 2.4. Чувственное и рациональное в познании
- 2.5. Проблема интуиции в философии
- 2.6. Сознание, самосознание, бессознательное
- 2.7. Сознание и язык
- 2.8. Специфика научного знания
- 2.9 9. Специфика гуманитарного знания
- 3.1. Социальная философия: предмет, метод, структура
- 3.2. Основные направления и школы социальной философии
- 3.3. Общественные законы: их сущность и специфика
- 3.4. Природа и общество
- 3.5. Философия истории
- 3.6. Проблема свободы в философии
- 3.7. Человек как предмет философии
- 3.8. Проблема личности в философии
- 4.1. Общая характеристика древнеиндийской философии. Веды и основные философские школы
- 4.2. Основные характеристики древнекитайской философии. Конфуцианство и даосизм
- 4.3. Основные периоды развития античной философии и критерии их выделения. Специфика античного способа философствования
- 4.4. Общая характеристика и основные этапы средневековой философии. Культурно-региональные особенности
- 4.5 Основные проблемы и представители философии Просвещения. Особенности философии французского Просвещения
- 5.1. Общая характеристика немецкой классической философии
- 5.2 Философия Канта
- 5.5.2 Философия Канта
- 5.4. Философская система Гегеля
- 5.5. Философия духа Гегеля
- 6.1. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса
- 6.2 Философия А. Шопенгауэра
- 6.3. Философия С. Кьеркегора
- 6.4. Позитивизм 19 века
- 6.5. Философия жизни
- 6.6. Прагматизм
Мировоззрение — система представлений о мире и о месте в нём человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей. Мировоззрение — образование интегральное (синтезирующее). В нем принципиально важна связь его компонентов, их "сплав" (компонентами его являются образы, представления, рациональные понятия, эмоциональные переживания, ценности, волевые установки, разнородные "блоки" знаний, настроений, стремлений, надежд), предстающий как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. И как в сплаве различные сочетания элементов, их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное происходит и с мировоззрением.
В качестве субъекта мировоззрения реально выступают общество в целом, класс, социальная группа и личность. Говоря о мировоззрении в большом общественно — историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи (в этом плане можно вести речь об античном, греко-римском мировоззрении, средневековом мировоззрении, Возрожденческом, Новоевропейском, Просвещенческом и др.).
В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания — повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение.
Существуют три основных типа мировоззрения — житейское (обыденное), религиозное и философское.
Житейское (обыденное) мировоззрение порождается непосредственно условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. В категориальном строе этого типа мировоззрения отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке.
Религиозное (мифологическое) мировоззрение даёт специфически — преобразованную картину мира, связанную с признанием сверхъестественного мирового начала, и выражается преимущественно в эмоционально-образной форме (опирается на веру).
В философском мировоззрении теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира. Опираясь на достижения наук о природе и обществе (естественных и гуманитарных наук), философия создаёт новые умозрительные (понятийные, категориальные) модели мира. На основе рационального осмысления культуры философия вырабатывает мировоззренческие ориентации, осуществляет свою прогностическую функцию (предвидеть, прогнозировать события). Опора философского мировоззрения — разум.
Мировоззрение — это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент мировоззрения составляют идеалы как решающие жизненные цели. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности.
В сословном, классовом обществе каждый класс имеет своё специфическое мировоззрение (социальные стереотипы), выражающее его ценности и ориентации. Вместе с тем в ходе развития общества вырабатываются общечеловеческие гуманистические ценности. В зависимости от того, совпадают ли интересы даного слоя, класса, сообщества, социальной группы с объективной тенденцией исторического развития, с данными науки и общественной практики или нет, его мировоззрение по своему содержанию, общественной значимости может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным или консервативным.