Курс лекций по философии
- Курс лекций по философии
- 1.1. Предмет, метод и функции философии
- 1.2. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения
- 1.3. Структура и специфика философского знания
- 1.4. Происхождение философии
- 1.5. Бытие и небытие
- 1.6. Идея субстанции в философии
- 1.7. Понятие
- 1.8. Понятие дух в философии
- 1.9. Материальное и идеальное
- 1.10. Закономерность и случайность
- 2.1. Идея развития в философии
- 2.2. Детерминизм и индетерминизм
- 2.3. Проблема познания
- 2.4. Чувственное и рациональное в познании
- 2.5. Проблема интуиции в философии
- 2.6. Сознание, самосознание, бессознательное
- 2.7. Сознание и язык
- 2.8. Специфика научного знания
- 2.9 9. Специфика гуманитарного знания
- 3.1. Социальная философия: предмет, метод, структура
- 3.2. Основные направления и школы социальной философии
- 3.3. Общественные законы: их сущность и специфика
- 3.4. Природа и общество
- 3.5. Философия истории
- 3.6. Проблема свободы в философии
- 3.7. Человек как предмет философии
- 3.8. Проблема личности в философии
- 4.1. Общая характеристика древнеиндийской философии. Веды и основные философские школы
- 4.2. Основные характеристики древнекитайской философии. Конфуцианство и даосизм
- 4.3. Основные периоды развития античной философии и критерии их выделения. Специфика античного способа философствования
- 4.4. Общая характеристика и основные этапы средневековой философии. Культурно-региональные особенности
- 4.5 Основные проблемы и представители философии Просвещения. Особенности философии французского Просвещения
- 5.1. Общая характеристика немецкой классической философии
- 5.2 Философия Канта
- 5.5.2 Философия Канта
- 5.4. Философская система Гегеля
- 5.5. Философия духа Гегеля
- 6.1. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса
- 6.2 Философия А. Шопенгауэра
- 6.3. Философия С. Кьеркегора
- 6.4. Позитивизм 19 века
- 6.5. Философия жизни
- 6.6. Прагматизм
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus — древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. — гибели римской империи под ударами варваров.
Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности — античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом (мифологией, религией, искусством, политическими идеями).
Главными, стержневыми в античной культуре были религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Но и античное рабовладение было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явлений в античной культуре науку и художественную практику.
Античная греческая и греко-римская философия имеет тысячелетнюю историю — с YI в. до н.э. по 529 г. н.э., когда византийским императором Юстинианом (482/483-565) были закрыты языческие школы (прежде всего платоновская Академия в Афинах), где преподавалась философия.
Различают следующие периоды развития греческой философской мысли, критериями выделения которых выступают, с одной стороны, оригинальность в постановке и решении интеллектуальных проблем, с другой — хронологическая дистанция различных направлений друг относительно друга:
I. Ранняя натурфилософия (философия природы), YI-Y вв. до н.э. Ранних греческих философов этого времени называют в истории философии также досократиками, т.е. теми, кто не затронут влиянием Сократа и основанной им традиции. Основными проблемами в этот период выступают проблемы природы (фюсиса) и космоса, вещественной, материальной основы природы (четыре стихии — вода, воздух, огонь, земля), проблемы возникновения космоса (космогония) и последующего развития, но также здесь впервые рассматриваются проблемы знания и его средств, абстрактного познания (прежде всего — математического). Основными школами этого периода были ионийская, милетская школа (в Малой Азии, представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и италийские, пифагорейская и элейская, школы (в Италии, представители — Пифагор, Парменид, Зенон).
II. Гуманистический период (середина V — 1-я половина IV в. до н. э): главное внимание уделяется этической, нравственной проблематики (проблема справедливости и добродетельного образа жизни), даются определения сущности человеческого бытия; школы: Сократ и сократики, софисты;
III. Период классической греческой философии, синтетический период (конец V — конец IV в. до н. э): открытие сверхчувственного (идеального) мира, школы: академия Платона, лицей Аристотеля. Этому периоду принадлежит заслуга подведения итогов всей предшествующей философской традиции и создание наиболее разработанных философских систем: идеализма, диалектики Платона, метафизики, этики, политики Аристотеля;
IV. период эллинистических школ (эпоха Александра Македонского (2-я пол. IV в. до н. э) — до конца языческой эры (V-VI в. н. э)): решение проблем трагического человеческого существования, развитие предшествующей проблематики прежде всего Платона, Аристотеля и Гераклита, привлечение идей восточной философии — египетской, персидской, индийской. Ведущими школами были: киники, эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики;
V. религиозный период (середина III — середина VI в): мистически-интуитивное познание высшего, освобождение человека от гнета материального, аскеза как путь философии и жизни, школы: неоплатонизм (основатель — Плотин), синтезировавший идеи Платона и Аристотеля.
VI. христианский период (I-III вв. — VI-VII вв): опыт рационального определения догм новой религии в языке категорий греческой философии. Однако победа религиозного христианского мировосприятия была, по сути, преодолением способа мышления древних греков. Это подготовило почву для средневековой цивилизации.
Специфика античного способа философствования связана прежде всего с переработкой как собственного мифологического наследия на естественных, натурфилософских принципах, так и с переработкой положительных знаний древних Восточных цивилизаций (египетской, вавилонской), возникших из практических нужд техники, торговли, путей сообщения. У греческих философов главным является стремление дать имеющимся знаниям детальное теоретическое и логическое обоснование в космологических и физических построениях. Греки обнаруживают склонность именно к обоснованию, выведению, рациональному пониманию выдвигаемых положений, что явилось причиной возникновения научной культуры мышления, специфичной для европейской цивилизации. Физика, логика, математика как обоснованные системы знания, а не собрания тезисов и открытий, явились следствием указанных стремлений греческих философов.
3.1 Античная натурфилософия и атомизмНатурфилософия (от лат. natura — природа) — философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, опирающееся на абстрактные понятия, вырабатываемые в ходе возникновения и развития философии. Натурфилософия представляет собой первый этап в развитии всей греческой философии, первые философы именовались соответственно фюсиками (от греч. фюсис — природа) или фюсиологами, а первые философские трактаты, как правило, были посвящены исследованию природы, ее устройства (трактаты "О природе" были написаны и Фалесом, и Гераклитом, и Анаксимандром, и Анаксименом, и Парменидом). В 6 и даже в 5 вв. философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе — отдельно от философии. Стихийно-материалистические тенденции древнейшей философской мысли, стремившейся к вытеснению мифологии и к замене ее понятиями общечеловеческого опыта и естествознания, приобрели форму натурфилософии. Внутри нерасчленённого единства первоначальных философских понятий и понятий научных, воззрения, относящиеся к природе, играют роль во многих отношениях решающую: первые древнегреческие философы были не только первыми математиками, физиками, астрономами, фюсиологами, но вместе с тем их научные представления о мире определяли постановку и решение ими вопросов философских. Для науки древних греков характерно обилие почти одновременно зарождавшихся научных гипотез и типов философских учений. Философы, действовавшие в 6-5 вв. до н.э. — Фалес, Анаксимен, Гераклит, Ксенофан — при всех различиях между ними полагали, что все вещи, возникающие различным способом и различным способом погибающие, должны были произойти из какого-то одного и причём вещественного начала. Такова "вода" Фалеса, "воздух" Анаксимена, "огонь" Гераклита, "земля" Ксенофана. В целом для натурфилософских исканий характерны эмпиризм, интерес к конкретному многообразию чувственного мира, преимущественная ориентация на материально-вещественный аспект мира, второстепенность антропологической и этической проблематики (за исключением Гераклита). В центре внимания всей ранней философии — космос, стремление понять сущность природы, мира в целом. Отсюда главным становится вопрос о первоначале мира ("из чего всё произошло").
Особенно характерны натурфилософские тенденции для школы, сформировавшейся в городе Милете (культурном центре Ионии, Малая Азия) в 7-6 вв. до н.э. Основные представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Эта школа была преимущественно естественнонаучной и не ставила теоретических проблем бытия и познания. С нее начинается история европейской научной космогонии и космологии, физики, географии и картографии, метеорологии, астрономии, биологии, и возможно, математики. Всё это составляло единую науку "о природе", или естественную историю, которая описывает и объясняет космос в его эволюционной динамике: от происхождения светил и земли из правещества до возникновения живых существ. Правещество вечно, бесконечно в пространстве, движение присуще ему "от веку". Мир порождается из него спонтанно. Так Фалес рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного начала — воды. Все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Испарения воды питают небесные огни — Солнце и другие светила, затем во время дождя вода опять возвращается и переходит в землю, в дальнейшем из земли снова появляется вода как подземные ключи, туманы, росы и круговорот вещей продолжается. "Боги" народной мифологии отождествляются со стихиями или светилами (Анаксимен) или "бесчисленными мирами" (Анаксимандр.), возникшими из единого правещества, которое само мыслится как высшее и абсолютное "божество". Милетская школа впервые отменила мифологическую картину мира, противопоставлявшую божественное (небесное) человеческому (земному) и ввела всеобщность физических законов. Главным для всех милетских теоретиков остается закон сохранения или отрицания абсолютного "возникновения" и "уничтожения" ("рождения" и "гибели") как антропоморфных (человекообразных) категорий. Философия впервые выступает как реформа обыденного языка, вырабатывается первая научная терминология. Анаксимандр заменяет "рождение" и "гибель" на "соединение" и "разделение", Анаксимен описывает все физические процессы в терминах "сгущения" и "разрежения".
В ряду первых натурфилософских гипотез важное место занимает атомистическая гипотеза, разрабатываемая Левкиппом, который впервые ввел понятие атомов (с греч. букв. — неделимый) как далее уже неделимых частиц бытия, из которых состоят все вещи, и его учеником Демокритом (5 в. до н. э), который стремился создать на основе этого понятия ясное и обоснованное учение. Согласно Левкиппу и Демокриту, атомы не обладают какими-либо качествами, отличаясь друг от друга лишь фигурой, величиной и расположением в пространстве и находятся в непрерывном движении (уподоблявшемся Демокритом движению пылинок в воздухе). Таким образом суть учения о бытии Демокрита сводилось к двум основным положениям:
1. Все вещи образуются из сочетания атомов: всё многообразие мира проистекает из их соединения и разделения. А потому вещи различаются лишь по количеству своих атомов, по их форме, порядку и положению.2. Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте: по отношению к атому место, занимаемое им, совершенно случайно.
Теория Демокрита носит умозрительный характер, поскольку в чувственном восприятии мы никогда не находим атомов.
3.2 Философия Платона. Платон и неоплатонизмПлатон (427-347 гг. до н. э) является учеником и продолжателем Сократа (впервые поставившего в центр философии нравственную, этическую проблематику), и развивает его философию уже в систематическом виде. Философские идеи Платона выражены в диалогах (где главным действующим лицом зачастую выступает сам Сократ) и имеют еще художественную форму (среди наиболее известных диалогов следует упомянуть "Федон", "Федр", "Пир", "Тимей", "Государство", "Законы"). В философии Платона уже можно выделить все четыре составные части философского знания его времени: онтологию, космологию, гносеологию и этику.
Учение о бытии (онтология). Платон, также как и некоторые предшествующие философы (напр., элеат Парменид), характеризует бытие как вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом. Бытие у Платона множественно, и это множество он называет видами, идеями (эйдос) или сущностями. Платон делит действительность на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Первичным "истинно существующим" Платон называл мир вечных, неизменных, самостоятельно существующих сущностей — идей. Вторичным, производным от них, он называл все многообразие чувственно воспринимаемого мира. По его учению, отдельные предметы создаются, разрушаются и воспроизводятся потому, что в умопостигаемом мире имеется причина, которая делает вещь именно этой вещью (напр., деревья существуют потому, что есть идея дерева, стол — потому, что существует идея стола). Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. Материя, по Платону, это первичный материал, то, из чего делают все чувственно-существующие вещи. Платон считает, что материя может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределенна ("апейрон"), как бы только возможность, а не действительность.
Задачу объяснения связи между идеями, объяснения единства самого мира идей, Платон решает, обращается к понятию единого. По Платону, единое само по себе не есть бытие. Оно выше бытия и составляет условие возможности бытия, то есть идей. Это единое отождествляется с высшим благом, к которому все стремится и, благодаря которому, все имеет свое бытие. Само же высшее благо располагается по ту сторону всякого бытия, трансцендентно, следовательно, недоступно разуму.
Космология. Здесь Платон развивает учение о творении божеством Космоса из первобытного Хаоса. Творца мира Платон называет божественным демиургом, устроителем мира. Согласно Платону, божественный демиург был добр и пожелал устроить все так, чтобы было хорошо. Застав все в нестройном и беспорядочном движении, он из беспорядка привел в порядок, полагая, что последний всячески лучше первого. Далее он пришел к мнению, что неразумное творение не будет прекрасно, вселил ум в душу Космоса, а душу в тело.
Теория познания. Теория познания Платона опирается на его учение о бессмертии души. Когда человек умирает, его душа не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же — это независимый от чувственных восприятии абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. На этом принципе была построена работа созданной Платоном Академии.
Этика. Главная часть учения Платона — нравственно — этическая. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Этим истинным знанием, в принципе, обладает душа. По учению Платона, душа состоит из трех частей:
1) разумной;
2) пылкой (волевой);
3) вожделеющей (чувственной). Разумная часть — основа добродетели мужества, преодоления чувственности — это добродетель умеренности, благополучия. Гармоническое сочетание всех этих трех частей души, под руководством разума, дает начало добродетели справедливости.
Платоновская этика ориентирована на самосовершенствование личности, на создание совершенного общества — государства. Платон общественное, государственное начало ставит над индивидуальным, личным. Поэтому этика Платона органически сочетается с концепцией государства. В соответствии с тремя частями души, Платон делит людей на три типа: носители добродетели мудрости — философы должны стоять во главе государства, управлять им. Мужество — добродетель стражей, задача которых защита государства от внешних и внутренних врагов. Добродетелью третьего сословия должно быть благоразумие, т.е. добросовестное выполнение своих производственных функций. Справедливость не относится Платоном к какому-то одному из сословий, а характеризуется им как некая общегосударственная добродетель
Платон дал начало идеалистической линии в философии, которая в античной философии получила свое дальнейшее развитие у Аристотеля и неоплатоников, а наиболее ярко представлена в средневековой философии.
Неоплатонизм является завершающей систематизацией платонизма (синтезировавший идеи аристотелизма, пифагореизма с собственно Платоновским учением) в период позднего эллинизма (в эпоху заката Римской империи). У последователей Платона — неоплатоников Плотина (3 в. н. э), Порфирия — понятие Единого приобретает центральное значение: Единое характеризуется ими как божественное начало, первопричина всего сущего, высшая истина, высшее благо и высшая красота. Бытие целиком зависит от божественного первоначала. Плотин устанавливает целую лестницу постепенного снижения первоначала: божественное первоначало, божественный ум, божественная душа и, наконец, природа. Природа создается из материи путем проникновения в нее обожествленного первоначала. Сравнивая это первоначало со светом, Плотин уподобляет материю тьме. На вершине лестницы стоит божественное первоначало, наиболее яркий свет, внутри материи — тьма. Мир образуется из материи благодаря проникновению в нее света, путем эманации (с лат. букв. — истечение, излучение) божества. Единое первоначало в божественном уме дробится, теряет свое единство, переходит в множественность умов. Эти умы Плотин истолковывает как идеи, формы. Следующей стадией эманации божественного света является мировая душа, в свою очередь, подразделяющаяся на отдельные души. И, наконец, последняя стадия дробления света — это природа. Это схема в последующем была заимствована христианской философией.
3.3 Философия Аристотеля. Влияние АристотеляБольшую работу по систематизации всей предшествующей философии проделал Аристотель (384-322 гг. до н. э). В его системе философское знание той эпохи приобретает наиболее всесторонний характер.
Аристотель в молодости входил в кружок Платона. Несколько лет (с 343 по 340 гг. до н. э) был воспитателем и учителем Александра Македонского. В 340 г. до н.э. основывает свою философскую школу в роще Ликея (ликей — лицей). Являясь мыслителем — энциклопедистом, Аристотель оставил сочинения по всем важным областям знания. Ему принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив для каждой из них специальные области исследований, и установить различие между теоретическими, практическими и творческими науками. Теоретические науки: метафизика ("что после физики") — изучает первопричины всех вещей, первоначала всего сущего; физика — изучает состояние тел и определенные "материи"; математика — абстрактные свойства реальных вещей. Практические: этика — наука о норме поведения людей; экономика; политика. Творческие науки, связанные с деятельностью творцов: поэтика — теория стихосложения; риторика — теория ораторского искусства.
Учение о бытии (онтология). Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в работе (сборнике лекций) "Метафизике". Аристотель сохраняет характерное для элеатов (Парменида) и Платона понимания бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного. Однако Аристотель не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. В результате Аристотель дает понятию бытия иное, чем Платон, толкование. Сущность — это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: "Что есть вещь?" и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими.
Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя у Аристотеля, также как и у Платона, — это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, то есть превращает ее из возможности в действительность, форма. Таким образом, Аристотель понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма — это активное начало, начало жизни и деятельности. Чистые формы — идеальные сущности. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи, форму — Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего Космоса. В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бытия, выделяя четыре вида причин:
1. Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.
2. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.
3. Действующие или производящие — рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей.
4. Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы "Почему?" и "Для чего?".
Аристотель всегда связывал движение с соответствующей энергией (в пер. с греч. — действие, осуществление; понятие, впервые сформулированное Аристотелем), без которой не может произойти превращение потенциального в актуальное (возможного в действительное). Завершение развития, воплощение энергии у Аристотеля носит название энтелехии (достигнутый результат, цель движения, завершение процесса). Каждое бытие содержит в себе внутренние цели. Благодаря цели, заключенной в предмете, результат находится в бытии до его осуществления (телеологизм, полная целесообразность всего). Свое высшее развитие телеологизм Аристотеля находит в учении о перводвигателе, вечном двигателе. Указав, что движение вечно, Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. Он сам есть энергия, чистая деятельность, не обладающая материей, в нем нет косного, он есть чистая форма — цель.
Учение о душе. Душа является формой по отношению к материи, однако, по Аристотелю, присуща лишь живому существу. Душа — это проявление активности живительной силы. Ею обладают только растения, животное и человек. Но в каждом проявлении душа носит своеобразный характер. "Растительная душа" ведает функциями питания, роста и размножения, общими для живых существ. У животных к функциям души прибавляется способность желания, то есть стремление к приятному и избеганию неприятного.
Разумной же душой обладает только человек. Аристотель определяет разумную душу как такую часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Он не зависит от тела. Он бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия и составляет сущность первого двигателя, который есть чистое мышление и которым живет все в мире.
Учение о человеке. Главное отличие человека от животного, по Аристотелю, основывается на способности человека к интеллектуальной жизни. Интеллектуальная же жизнь предполагает нравственную позицию, следование определенным нравственным правилам и нормам. Только человек способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость (идеи, выраженные в работе "Политика"). Центральное понятие аристотелевской этики — добродетель. Аристотель разделял добродетель на два главных вида: дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые). Дианоэтические возникают преимущественно путем обучения, этические складываются благодаря привычки. Решающее значение, для Аристотеля, имеют дианоэтические добродетели мудрость, разумная деятельность, благоразумие.
Добродетелью обладает не каждый человек, а лишь тот, кто сумел ее активно обнаружить, тот, кто действует. Высшей формой деятельности является познавательная, теоретическая. Человек получает высшее наслаждение не в потреблении материальных благ, не в почестях, не в деятельности, направленной на достижение каких-то целей, пользы, а в самом процессе теоретической деятельности, в созерцании. Общим мотивом, звучащим в этических предписаниях Аристотеля, является стремление найти среднюю линию поведения: "Середина — принадлежность добродетели".
Согласно Аристотелю, человек есть политическое животное. Человек родился политическим существом и носит в себе инстинктивное стремление к "совместному сожительству". Поскольку Аристотеля занимали, прежде всего, добродетели, применяемые и осуществляемые в общественной жизни, постольку центральное место он отводил понятию справедливости. Справедливым можно быть лишь по отношению к другому человеку. Забота о другом, в свою очередь, есть проявление заботы об обществе. В справедливости человек обнаруживает себя, прежде всего, политическим общественным существом.
Аристотелевское влияние европейская философия испытала только в средние века. К этому времени относится огромный интерес к мыслям и произведениям Аристотеля у многих представителей христианского богословия периода схоластики (наиболее известным среди них был Фома Аквинский). Но известен Аристотель средневековым философам был только со стороны теоретико-познавательной, прежде всего — логической. Именно на логике Аристотеля базируются все логические разработки средневековой философии, именно она сослужила огромную службу теологии ("Философия служанка богословия" — эта средневековая максима относится прежде всего к теории обоснования, доказательства, аргументации, тем логическим искусствам, которые применялись в целях защиты и подтверждения доводов схоластических богословов). Интересно отметить также, что Аристотель попал в средневековую европейскую философию через философскую традицию арабов (благодаря, напр., таким арабам-аристотеликам, как Ибн Сина и Ибн Рушд), которым он стал известен несколько ранее благодаря тому, что многие культурные центры античного мира оказались в их распоряжении в результате арабских завоеваний (напр., Александрия).
3.4 Эллинистически-римская философия: стоицизм, скептицизм, эпикуреизмПериод эллинизма и эллинистических школ (эпоха Александра Македонского (2-я пол. IV в. до н. э) — до конца языческой эры (V-VI в. н. э) характерен переориентацией интереса с бытийных, онтологических, теоретико-познавательных проблем на решение проблем трагического человеческого существования, развитием предшествующей гуманистической проблематики прежде всего Платона, Аристотеля и Гераклита, привлечением идей восточной философии — египетской, персидской, индийской, а также сближением философии с религиозными мистическими и религиозными культами Ближневосточных цивилизаций. Мировоззренческая ориентация философии всё более сосредотачивается на жизни отдельного человека, социальная этика (столь развитая у Платона и Аристотеля) уступает место индивидуальной этике новых философских направлений. Если Платон и Аристотель главное средство нравственного совершенствования индивида видели в его включённости в общественное целое, то теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и, прежде всего, от политической и социальной сфер. Ведущими школами этого периода были: эпикурейцы, стоики и скептики. Возникнув еще в рамках греческой культуры, они перешли почти без изменений в Римскую цивилизацию, которая в художественном и интеллектуальном планах полностью заимствовала достижения греков.
Эпикуреизм — материалистическое направление в древнегреческой и римской философии, названное по имени его основателя Эпикура (341-270 до н. в), древнегреческого философа-материалиста. Он основал в Афинах философскую школу, получившую название "Сад Эпикура". Порвав с философской традицией классической эпохи, Эпикур не придавал знанию самостоятельной ценности. Цель философии — обеспечение безмятежности духа, свободы от страха перед смертью и явлениями природы. Источником наших знаний являются чувственные восприятия, согласие с ними и с основанными на них общими представлениями — критерий истинности знания. Все заблуждения возникают лишь вследствие ошибок нашей мысли. Эпикур и его последователи восприняли атомистическое учение Демокрита: во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве, воспринимаемые чувствами и состоящие из атомов. Душа также состоит из атомов — особо тонких и рассеянных по всему телу — и похожа на ветер. Любые возникшие тела со временем разлагаются, в том числе и тело человека, а вместе с ним и его душа. Но "смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет". Ссылаясь на общее мнение всех людей, Эпикур признавал существование богов (не вмешивающихся в мир). В этике эпикуреизма основным понятием является наслаждение — единственное благо для человека, причём наслаждение понимается как отсутствие страдания. Лучшим средством избегнуть страданий является самоустранение от тревог и опасностей, от общества и государственных дел, достижение независимости от внешних условий, что возможно, если "жить незаметно". Среди римлян самым выдающимся эпикурейцем был Лукреций (1 в. до я. э).
Несколько иное решение "мудрой жизни" предлагает стоицизм, философская школа, получившая название от портика (стои) в Афинах, где она первоначально размещалась. Основана Зеноном ок.300 до н.э. Стоицизм также подчеркивает практическую нравственную направленность философии, призванную научить человека жить "сообразно природе". Однако, натурфилософия стоицизма коренным образом отличается от эпикурейской. Стоицизм исходит из представления о предопределенности всего существующего. Все события, происходящие в природе и обществе, подчинены строжайшей закономерности, которая выступает как неотвратимая необходимость (рок). Все в мире жестко детерминировано. Бог также подчинен необходимости, точнее, он есть сама необходимость. Мировоззрению стоиков присущ глубокий фатализм: человек ничего не может изменить в порядке вещей. Этот фатализм приводит их к пассивности, к отказу от борьбы за свое счастье. Жить сообразно с природой, а поскольку природа, по мнению стоиков, тождественна с разумом, поступать разумно — таков главный принцип этики стоицизма. Хотя человек и не в состоянии воспрепятствовать ходу вещей и событий, судьбе и року, он может выработать к ним надлежащее отношение. Оценка вещей и событий всегда остается в нашей власти, а это самое главное. Не вещи смущают людей, но их мнения о вещах. В смерти, например, нет ничего страшного — страшно мнение, потому, что оно представляет смерть страшною. При невозможности жить и действовать разумно и морально стоики считали оправданным самоубийство. Счастье человека находится внутри него и не зависит от внешнего хода событий. Человек должен правильно сориентировать себя, закалить свою волю так, чтобы напряжение души противопоставить потоку событий. От человека зависит только духовная свобода. Остальное не в его власти и не в его силах. Истинная свобода заключается лишь во внутренней, духовной независимости человека, и, чтобы обрести такую свободу, человек не должен желать того, что не находится в его власти, в том числе и не должен требовать изменения сложившегося порядка вещей.
Из римского стоицизма наиболее известными философами были Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Этические идеи эпикурейцев и стоицизма оказали огромное влияние на дальнейшее развитие философской мысли. Стоический идеал мудреца, как духовно свободного человека, безропотно сносящего удары судьбы, сдерживающего свои страсти и првыкшие к страданиям, способного к любви и всепрощению, был полностью воспринят христианством.
Наиболее крайним выражением многих вышеуказанных тенденций явилась школа скептиков (от греч. скептикос — рассматривающий, исследующий), основанная Пирроном (365 — 275 до н. э). Сам он учился у софистов, затем у демокритовцев. Участвовал в военном походе Александра Македонского, во время которого "общался" с индийскими гимнософистами (йогами) и персидскими магами. Именно это обстоятельство, по мнению многих, наложило отпечаток на всю пирроновскую философию, которая получает несколько необычную для греческой мысли релятивистскую ориентацию (условность, относительность всего известного, существующего). Первым из греческих мыслителей Пиррон провозгласил эпохэ ("воздержание от суждений") основным методом философии.
Для достижения счастья, полагали скептики, достаточно задаться тремя вопросами — сомнениями: Каковы вещи по природе? Как мы должны к ним относиться? Что для нас от этого проистекает? Ответы же оказываются в этой школе следующими:
1) Вещи не — или безразличны, неустойчивы и не допускают о себе определ. суждения; наши ощущения и представления о них не могут считаться ни истинными, ни ложными (скептицизм в современном понимании).2) Поэтому надо освободиться от всех субъективных представлений, "не склоняться" ни к утверждению, ни к отрицанию, оставаться "непоколебимыми" и обо всем рассуждать "это ничуть не более так, чем так", или "это и так, и не так", или "это ни так, ни не так".3) Из такого отношения к вещам проистекают сначала афасия (состояние, при котором о вещах "нечего больше сказать"), а затем атараксия — безмятежность, апатия или "тишина" (собственно "штиль", полное отсутствие волнения). Скептическое сомнение у Пиррона являлось не самоцелью, а средством обретения душевного покоя. Безразличие и девальвация всех общественных ценностей человеческого существования, понимаемые как избавление от жизненного "бредового наваждения" (иллюзии), не вели при этом представителей этого направления ни к отшельничеству, ни к социальному аутсайдерству или эпатированию обывателей (сам Пиррон принял должность верховного жреца и удостоился бронзовой статуи за заслуги перед городом Элиды). Абсолютная автономия личности и полный отказ от желаний, "первейшего из всех зол", подавление всех эмоций (особенно страха и боли), доводилось в скептицизме до стремления преодолеть инстинкт самосохранения: смерть "ничуть не более" страшна, чем жизнь. Скептики римской эпохи рассматривали видимость единственным критерием истины, и считали всех вообще философов догматиками и глупцами. Наиболее известным скептиком этого времени явился Секст Эмпирик (2-3вв. н. э).