Лекция по нормированию в экологии

Платежи за природные ресурсы

Еще классики политэкономии изучали ренту — плату за пользование землей, иногда выступающую в виде соответствующей составляющей доходов землевладельца. В современных условиях надо говорить не только о земле как основе сельскохозяйственного производства, но и обо всех иных видах природных ресурсов. Плата за природные ресурсы (земля, недра, воды, леса и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) складывается из трех слагаемых:

  • выплаты непосредственно за право пользования природными ресурсами;
  • платежи и штрафы за загрязнение окружающей природной среды;
  • отчисления на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Мировой опыт показывает, что платность природопользования способствует более рациональному использованию природных ресурсов.

Плата за право пользования природными ресурсами предназначена для собственников этих ресурсов независимо от форм собственности и связана с изъятием абсолютной ренты. Основной получатель этой платы — государство как представитель российского народа.

Распространение взимания платы за природные ресурсы началось после принятия федеральных Законов "О плате за землю" и "О недрах". Так, Законом РСФСР "О плате за землю" от 11 октября 1991 г. установлены формы платы в виде земельного налога, арендной платы и нормативной цены земли. Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия всех форм собственности, объединения, организации и учреждения, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым земля на территории России предоставлена в собственность, владение, пользование или аренду. Земельный налог уплачивается с облагаемой налогом земельной площади, закрепленной за налогоплательщиком.

С каких объектов взимается земельный налог и арендная плата? Это сельскохозяйственные угодья, участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства, жилищного, дачного, гаражного строительства, разнообразной предпринимательской деятельности. Кроме того, облагаются налогом земли, используемые предприятиями и организациями промышленности, транспорта, связи, других отраслей материального производства и непроизводственной сферы.

Ставки земельного налога утверждаются органами власти субъектов Российской Федерации. Они исходят из средних по России ставок, которые дифференцируются по зонам. Плата за землю перечисляется землепользователями в установленные сроки и зачисляется на специальные счета. Она учитывается в доходах местных бюджетов отдельной строкой и используется на финансирование мероприятий по землеустройству, ведение земельного кадастра, мониторинга, на охрану земли и повышение ее плодородия, другие природоохранные работы и деятельность по повышению экологической безопасности.

Законодательством предусмотрена плата за пользование недрами, водными объектами, лесными и растительными ресурсами, ресурсами животного мира. Платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов служат для компенсации затрат ресурсов в процессе производства.

С 1991 г в России введены платежи за загрязнение окружающей среды. Введено три вида платы:

  • за выброс в атмосферу загрязняющих экологически вредных веществ,
  • за сброс загрязняющих веществ в водные объекты или на рельеф местности;
  • за размещение экологически вредных отходов.

Платежи за загрязнение природной среды отражают общепринятый принцип необходимости восстановления нанесенного ущерба при природопользовании в его экономическом выражении ("загрязнитель платит"). В случаях превышения разработанных и утвержденных государственными органами нормативов загрязнения рассматриваемые платежи взимаются по повышенным ставкам, играют роль штрафов и служат средством экономического воздействия на природопользователей, наносящих вред окружающей природной среде, побуждая их заботиться об экологической безопасности своего производства.

Плата за загрязнение окружающей природной среды, а также за размещение отходов (в том числе на специально оборудованных свалках и местах складирования и утилизации) и другие вредные воздействия в бесспорном порядке перечисляется всеми природопользователями на счета экологических фондов.

Система платежей за природные ресурсы, введенная всего несколько лет назад, стала основным действующим рычагом экономического механизма обеспечения экологической безопасности, регулирования природопользования и охраны природной среды. Рядом специалистов высказываются предложения, что платежи за пользование природными ресурсами должны составлять главный источник доходов бюджетов различных уровней, поскольку природные ресурсы — достояние народа в целом.

Совершенствование системы платежей продолжается по следующим основным направлениям:

  • учет инфляции при определении ставок платежей и тем самым их номинальных размеров,
  • более полный учет отраслевых особенностей загрязнения окружающей природной среды при расчетах и взимании платы,
  • расширение состава видов вредного воздействия на природную среду, подлежащих оплате.

Работа по совершенствованию системы платежей за природные ресурсы, как и организационно-экономического механизма обеспечения экологической безопасности, регулирования природопользования и охраны природной среды в целом, возглавляется федеральным органом по охране окружающей природной среды. Этот федеральный орган разрабатывает основные нормативно-правовые и инструктивно-методические документы в рассматриваемой области. В частности, он утверждает "Рекомендации по определению предельных размеров платы за загрязнение окружающей природной среды", а также федеральные коэффициенты индексации платы по отношению к базовым нормативам. Разработаны и введены в действие документы по взиманию платы за шумовое загрязнение, тепловое загрязнение водных объектов, загрязнение пестицидами при их использовании в сельском хозяйстве, за сброс загрязняющих веществ при смыве их с территорий и др.

Вы здесь: Главная Экология Лекция по нормированию в экологии