Лекция по нормированию в экологии
- Лекция по нормированию в экологии
- Взаимосвязь организационно-административных и экономических мер
- понятия субъектов и объектов управления
- Основные принципы управления природопользованием
- Некоторые другие принципы управления экологической безопасностью
- Платежи за природные ресурсы
- Экономическое стимулирование
- Финансирование природоохранной деятельности и экологические фонды
- Понятие об экономической ответственности в области экологии
- Работа организационно-экономического механизма
- Планирование обеспечения экологической безопасности
- Новые элементы механизма управления природопользованием
- Рыночные отношения в экологии
- Экологическое страхование
- Основные понятия и принципы экологического страхования
- Виды экологического страхования
- Расчетные методы и экспертные оценки
Планирование обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей природной среды и природопользования
Как известно, планирование — одна из важнейших функций менеджмента, в том числе и экологического. Под планированием понимается разработка мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды и распределение объема их выполнения применительно к интервалам времени и территориям.
Охрана окружающей среды стала выделяться отдельным разделом в пятилетних планах страны с 1974 г. Были созданы соответствующие организационные структуры — отдел по охране природы в Госплане СССР, отделы и управления по охране природы в министерствах и ведомствах. В Постановлении Правительства СССР "О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов" от 1 декабря 1978 г. впервые было законодательно закреплено требование обязательного отчета по экологическим работам. А именно, было введено требование об обязательном учете выполнения предприятиями и организациями планов мероприятий по охране природы (при подведении итогов соревнования между ними).
С конца 80-х годов началась реформа системы управления природопользованием. В 1988 г. был образован Государственный комитет СССР по охране природы (Госкомприрода). Он готовил и представлял в Госплан предложения по вопросам охраны природы для включения их в проекты государственных планов экономического и социального развития, а затем контролировал выполнение мероприятий, включаемых в планы.
С началом "социально-экономических реформ" 90-х годов вопросам охраны окружающей природной среды стало уделяться меньше внимания. Это проявилось прежде всего в резком снижении реального финансирования природоохранной деятельности. В последние годы планирование и финансирование природоохранных мероприятий осуществляются по федеральным целевым программам. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ "О государственной комплексной программе повышения плодородия почв России". На основе этой федеральной программы разработаны и приняты программы повышения плодородия почв во всех субъектах РФ и их районах. До конкретных землепользователей они доведены в виде контрольных цифр.
С целью выполнения решений Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (Бразилия, 1992 г.) по окружающей среде и развитию в России разработан "Национальный план действий по окружающей среде". На предприятиях мероприятия по охране природной среды должны включаться в бизнес-планы.
Лимитирование и лицензирование природопользования. Действенными регуляторами природопользования служат так называемые лимиты. Лимитирование — это система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам и объемам предельных показателей использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов.
Природопользование осуществляется путем изъятия природных ресурсов (т.е. тех или иных веществ, площадей, объемов и т.д.) из природы и внесения в нее загрязняющих веществ. В соответствии с этим лимитирование производится путем установления предельных норм изъятия ресурсов, а также норм внесения загрязняющих веществ — выбросов и сбросов в среду и размещения отходов.
Лимиты устанавливаются на размеры отвода земельных участков для строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, трубопроводов, мелиоративных каналов и др. Применяются лимиты потребления воды для орошаемого земледелия, для промышленных и сельскохозяйственных объектов. Лимитами для использования лесных ресурсов являются показатели расчетной лесосеки по территориям, т.е. предельная ежегодная норма вырубки. Существуют квоты (другое название лимитов) для вылова рыбы и охоты.
Лимитами для выбросов и сбросов загрязняющих веществ являются нормативы качества природной среды. Эти нормативы носят следующие названия:
- ПДВ — предельно допустимые выбросы в атмосферу;
- ПДС — предельно допустимые сбросы в водные источники;
- ПДК — предельно допустимые концентрации;
- ПДУ — предельно допустимые уровни воздействия шума, вибрации, электромагнитных полей;
- ПДН — предельно допустимые нагрузки на природную среду (количество посетителей на экскурсию в заповеднике, нагрузка скота на единицу пастбищных угодий и т.д.).
Нормативы утверждаются федеральным органом, отвечающим за охрану окружающей среды. Виды хозяйственной деятельности, лимиты и экологические требования при использовании природных ресурсов фиксируются в лицензиях (т.е. разрешениях) на природопользование, выдаваемых органами управления. Существует около 30 видов природопользования, на которые выдаются лицензии. Эксплуатация природных ресурсов без соответствующей лицензии влечет за собой ответственность вплоть до уголовной.