Курс лекций по “Общей экологии”. Часть 1
- Курс лекций по “Общей экологии”. Часть 1
- Учение Вернадского о биосфере
- три биогеохимических принципа
- Разделы экологии
- Иерархия биосистем
- Принцип эмерджентности
- Популяции
- Адаптация, изменение или вымирание видов
- Сообщество, абиотическая среда и биогеоценоз
- Энергия в экосистемах
- Законы термодинамики
- Теории классической термодинамики
- Трофические цепи и уровни
- Экологический смысл фотосинтеза
- Структура и основные компоненты экосистем
- Свойства экологических систем
- Закономерности функционирования экосистем
- Гомеостаз экосистемы
- Равновесие в экосистемах
Вернадский В.И. разработал три биогеохимических принципа:
1. Биогенная миграция атомов химических элементов в биосфере всегда стремится к максимальному своему проявлению.
2.Эволюция видов в ходе геологического времени, приводящая к созданию устойчивых в биосфере форм жизни, идет в направлении, усиливающем биологическую миграцию атомов.
3.Живое вещество находится непрерывном химическом обмене с космической средой, его окружающей, и создается и поддерживается на нашей планете энергией Солнца.
В настоящее время на Земле существует более 2 млн. видов организмов , из них 0,5 — растения, 1,5 — растения и микроорганизмы (из них 1 млн. насекомых).
В процессе развития биосферы выделяют 3 этапа :
1) Биосфера, где человек воздействовал на природу незначительно. (Возраст человечества примерно 1,5 млн. лет).
2) Биотехносфера. Современная биосфера — это результат длительной эволюции органического мира и неживой природы.
Человеческое общество — это один из этапов развития жизни на Земле. Деятельность человека следует рассматривать как составную часть биосферы.
Техника — это качественно новый этап ее развития. Возникает вопрос — каким путем пойдет развитие человека и биосферы в будущем, какими средствами избежать необратимых последствий в природе. Предотвратить изменения невозможно. Очевидно , что следует научиться управлять процессами между человеком и природой так , чтобы они были взаимовыгодны.
3) Ноосфера — сфера разума. Это понятие ввел французский математик и философ Ле- Руа в 1927 году, а обосновал Вернадский в 1944 г. Это высшая стадия развития биосферы, когда разумная деятельность человека становится главным, определяющим фактором развития. В ноосфере человек становится крупной геологической силой, он перестраивает своим трудом и мыслью область своей жизни. Человек неразрывно связан с биосферой, уйти из нее не может.
Его существование — есть функция биосферы, которую он неизбежно изменяет.
Учение о биосфере — это обширная область знания о функционировании и развитии биосферы, включающая в себя ряд научных направлений естественного и общественного профилей. Учение о биосфере включает в себя общую экологию, которая состоит из четырех основных разделов: биоэкологии, геоэкологии, экологии человека и прикладной экологии