link444 link445 link446 link447 link448 link449 link450 link451 link452 link453 link454 link455 link456 link457 link458 link459 link460 link461 link462 link463 link464 link465 link466 link467 link468 link469 link470 link471 link472 link473 link474 link475 link476 link477 link478 link479 link480 link481 link482 link483 link484 link485 link486 link487 link488 link489 link490 link491 link492 link493 link494 link495 link496 link497 link498 link499 link500 link501 link502 link503 link504 link505 link506 link507 link508 link509 link510 link511 link512 link513 link514 link515 link516 link517 link518 link519 link520 link521 link522 link523 link524 link525 link526 link527 link528 link529 link530 link531 link532 link533 link534 link535 link536 link537 link538 link539 link540 link541 link542 link543 link544 link545 link546 link547 link548 link549 link550 link551 link552 link553 link554 link555 link556 link557 link558 link559 link560 link561 link562 link563 link564 link565 link566 link567 link568 link569 link570 link571 link572 link573 link574 link575 link576 link577 link578 link579 link580 link581 link582 link583 link584 link585 link586 link587 link588 link589 link590 link591

Курс лекций по “Общей экологии”. Часть 1

Краткая история экологии. Определение и содержание

Истоки экологии, как науки о живых существах, их взаимозависимости и условиях обитания, уходят в далекое прошлое и связаны с необходимостью, на самых ранних этапах становления и развития человеческих обществ добывать себе в пищу растения и животных. Было необходимо знать, как вы глядят, где и когда созревают съедобные плоды, корни и стебли растений, где лежат пути миграции диких животных, когда и где они воспроизводят потомство. Первичные знания такого рода находили отражение в произведениях Гиппократа, Аристотеля, других ученых философов древнего мира.

Термин экология (экос — дом, логос — учение, гр.) в науку ввел немецкий биолог Эрнест Геккель в 1866 г. в работе «Всеобщая морфология».

Экология — это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неживой природой. Т.е., экология одновременно изучает неживую природу ( оikos — дом) и жйвую природу, между которыми существует неразрывная связь. Кроме того,   экология   классифицируется по конкретным объектам и средам исследования. Выделяют экологию человека, животных, растений и микроорганизмов. В свою очередь эти группы можно исследовать на уровне особи или сообщества, а можно в воде, почве или атмосфере, в земных условиях или космических.
Живые организмы обитают в условиях тропической, умеренной и полярной зон, а также в естественных, измененных или антропогенных (созданных человеком) системах, кроме этого можно учитывать загрязненность или незагрязненность среды. Экология как наука основана на разных отраслях биологии (физиология, генетика, биофизика), связана с другими науками (физика, химия, математика, география, геология), использует их методы и термины.
В связи с этим появились в последние годы понятия"географическая экология",    "химическая экология",   "математическая экология", "космическая экология", и "экология человека".
Взаимоотношениями человека и машины в условиях промышленных предприятий занимается охрана труда. Задачи экологии как учебной дисциплины в техническом    вузе   гораздо уже.    В   процессе профессиональной деятельности будущий специалист инженер неизбежно будет влиять на окружающую среду и живущие в ней живые организмы.
Следовательно, от того, насколько он понимает и владеет законами природы и ее структурой,   будет зависеть устранение негативных последствий производства, в котором он работает.

В настоящее время под экологией понимается область знаний, рассматривающая совокупность природных объектов, явлений и процессов, по отношению к объекту или субъекту, принимаемому за центральный объект этой совокупности. Центральным объектом может быть какой либо вид растения или животного, популяция (сообщество организмов одного вида, обитающих в пределах единого ареала) или человек, оказывающий воздействие на природу несравнимо большее, чем любой другой вид или популяция, или какое то производство.

Современная экология представляет собой значительный цикл знаний, вобравшей в себя разделы различных наук. В том числе биологии, географии, геологии, химии, физики, социологии, психологии, культурологии, экономики, педагогики и технических наук. Отсюда вытекает многообразие объектов, методов и средств экологических исследований, многие из которых оказываются заимствованы из смежных областей знаний.

Следовательно, предметом экологии являются системы надорганизменного уровня — популяционные, экологические (экосистемы) и биосфера.

Кроме того, современная экология не только изучает законы функционирования природных и техногенных систем, но ищет пути гармонического взаимоотношения природы и общества, от характера которого зависит здоровье людей их экономическое процветание и сохранение человека как биологического вида. Решение экологических проблем требует огромной работы во всех областях науки и техники. Поэтому идеи и проблемы экологии всемерно проникают в другие научные дисциплины и внедряются в общественное развитие. Этот процесс называется экологизацией. Существуют разные определения термина экология, которые в сущности показывают различные направления её развития:

1) одна из биологических наук, изучающая живые системы в их взаимодействии со средой обитания;

2) комплексная наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии общества и природы;

З) особый общенаучный подход к исследованию проблем взаимодействия организмов, биосистем и среды (экологический подход);

4) совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы (экологические проблемы).

5) наука, изучающая общие законы функционирования экосистем раз личного порядка.

В последние десятилетия экология фактически вышла за рамки только биологии и переживает колоссальное развитие в различных направлениях. Аналогичное бурное развитие происходит с информатикой, которая тоже вышла за рамки только одной науки — математики.

Таким образом, задачи экологии применительно к деятельности инженера промышленного производства или проектно-конструкторского   предприятия  следующие:

1)      Оптимизация технологических, и конструкторских решений, исходя из минимального ущерба окружающей среде.

2)      Прогнозирование и оценка   возможных отрицательных   последствий действующих  и проектируемых    предприятий на окружающую среду.

3)      Своевременное выявление и корректировка технологических процессов, наносящих ущерб окружающей среде.

4)      Создание систем переработки отходов промышленности.

Вы здесь: Главная Экология Курс лекций по “Общей экологии”. Часть 1