link3700 link3701 link3702 link3703 link3704 link3705 link3706 link3707 link3708 link3709 link3710 link3711 link3712 link3713 link3714 link3715 link3716 link3717 link3718 link3719 link3720 link3721 link3722 link3723 link3724 link3725 link3726 link3727 link3728 link3729 link3730 link3731 link3732 link3733 link3734 link3735 link3736 link3737 link3738 link3739 link3740 link3741 link3742 link3743 link3744 link3745 link3746 link3747 link3748 link3749 link3750 link3751 link3752 link3753 link3754 link3755 link3756 link3757 link3758 link3759 link3760 link3761 link3762 link3763 link3764 link3765 link3766 link3767 link3768 link3769 link3770 link3771 link3772 link3773 link3774 link3775 link3776 link3777 link3778 link3779 link3780 link3781 link3782 link3783 link3784 link3785 link3786 link3787 link3788 link3789 link3790 link3791 link3792 link3793 link3794 link3795 link3796 link3797 link3798 link3799 link3800 link3801 link3802 link3803 link3804 link3805 link3806 link3807 link3808 link3809 link3810 link3811 link3812 link3813 link3814 link3815 link3816 link3817 link3818 link3819 link3820 link3821 link3822 link3823 link3824 link3825 link3826 link3827 link3828 link3829 link3830 link3831 link3832 link3833 link3834 link3835 link3836 link3837 link3838 link3839 link3840 link3841 link3842 link3843 link3844 link3845 link3846 link3847

Курс лекций: Информационное обеспечение автоматизированных библиотечных систем. Часть 2 — Сетевые электронные документы

Сетевые электронные документы

С точки зрения функционального и целевого назначения, в качестве сетевых электронных изданий могут быть рассмотрены: отдельные произведения (оригинальные и электронные представления печатных), сборники (в том числе материалы конференций), компьютерные средства обучения, базы данных, географические информационные системы и сайты.

Сайты

Сложность признания сайтов в качестве электронных изданий связана с их сложной иерархической структурой. Некоторые специалисты рассматриваю сайты в целом как электронные издания, т.е. в качестве аналогов периодических изданий, книг и брошюр. Однако мы будем опираться на первичные функции того или иного электронного документа. Например, веб-сайт может представлять из себя развернутую рекламно-информационную страницу, относящуюся к отдельной организации, что очень похоже на рекламный проспект или буклет. Но сайт может включать и коллекцию электронных книг или быть организован как сложносоставной объект, на различных страницах которого размещены электронные публикации, представляющие интерес для электронной библиотеки. Собственно ресурс, который правомерно интерпретировать как самостоятельный документ, может располагаться на любой странице сайта.

Есть примеры сайтов организованных как целостное электронное издание (журнал, энциклопедия, материалы конференции и т.д.), что делает его по многим признаком объектом комплектования, однако является сложным с точки зрения технологических характеристик

Базы данных

Базы данных, по мнению некоторых специалистов, не укладываются даже в самое широкое понимание книги, поскольку каждая база данных — это отдельная информационная система, представляющая собой программный комплекс с набором данных/записей/документов. Существующие в настоящее время базы данных можно разделить на четыре вида:

· библиографические и справочные («Medline», «Britannica», «Science Citation Index»), представляющие собой отдельные издания, как правило, параллельные электронные версии печатных;

· полнотекстовые базы данных, состоящие из отдельных документов, что позволяет рассматривать их либо как издание типа сборника, либо как документный фонд;

· базы данных фактографического характера, содержащие фрагменты текстов, фактологические данные, которые могут быть приравнены к изданиям типа сборников или специальных справочников.

· базы данных показателей, где запись представляет собой набор цифровых данных (вектор в математическом смысле слова).

Компьютерные средства обучения

Этот тип электронных документов может являться близким аналогом обычных учебников и задачников, но в последние годы наблюдается заметная эволюция этих средств в направлении сложных обучающих систем и тренажеров, с развитой интерактивностью, использованием анимационных и трехмерных моделей, систем виртуальной реальности и других нетрадиционных средств. Включение таких обучающих систем в состав фонда электронных документов сопряжено с существенными техническими проблемами.

Географические информационные системы

Самостоятельным классом электронных информационных ресурсов являются геоинформационные системы (ГИС), имеющие многослойную иерархическую структуру организации геоданных, привязанных к географической карте (топографической основе). ГИС имеют специфические программные средства, особую функциональность, технологии формирования и использования, собственные стандарты и т. д. В теоретическом плане существует бесспорная аналогия между ГИС и традиционными картографическими изданиями (атласами). Главным вопросом является то, достаточно ли этой аналогии для включения ГИС в объекты комплектования по той же модели, что и традиционные картографические изданий. Пока практика комплектования электронных библиотек дает на это отрицательный ответ, что, прежде всего, связано с особой функциональностью ГИС.

Вы здесь: Главная Библиотечное дело Курс лекций: Информационное обеспечение автоматизированных библиотечных систем. Часть 2