Лекции по социологии культуры: Социологические учения — Первая социально-научная концепция
- Лекции по социологии культуры: Социологические учения
- Учение Гумилева об этносах
- Фазы этногенеза
- Учение Огюста Конта
- Стадии развития общества
- Первая социально-научная концепция
- Методология
- Герберт Спенсер
- Концепция социальных институтов
- Типы обществ
- Карл Маркс. Исторический материализм
- Общественно-экономическая формация
- Закон соответствия производственных отношений производительным силам
- Этапы развития общества
- Эмиль Дюркгейм
- Макс Вебер
Первая социально-научная концепция
в представлении Конта общество — это органическое единство всего человечества или какой-либо его части, объединённых идеей «всеобщего согласия». Оно представляет собой органическую систему, порождённую необходимостью поддержания общего порядка.
Конт поставил перед собой задачу раскрыть законы социального существования в его организованных формах и процессах развития. «Всеобщее благополучие», которое ученый положил в центр своего понимания общества — это последствие присущих человеку врожденных психологических черт, которые подталкивают его к общественной жизни. Эти черты сводятся к двум склонностям людей:
— быть в обществе себе подобных
— делать вместе с другими добро другим.
В человеке, учит Конт, действуют два инстинкта:
— эгоистический (индивидуалистический),
— социальный (альтруистический).
В борьбе их друг с другом победил социальный, и это реализовалось в наиболее распространенных формах социальной общности, таких как семья и трудовая кооперация
В социальном анализе Конт выделил два направления:
1) изучение социального порядка — социальную статику;
2) изучение социальных процессов и изменений — социальную динамику.
2.4.1. Социальная статика
Социальная статика — это раздел позитивной науки об обществе, который имеет своим предметом условия стабильного существования общества, конкретный состав и взаимосвязь частей, а также основные общественные институты — семью, религию, государство. Словом, здесь исследуются предпосылки существования и законы функционирования общественной системы.
Законы социальной статики:
— дифференциация власти,
— централизация власти,
— развитие общей морали.
Эти законы стали фундаментом его видения социального порядка.
Социальная статика имеет дело
— во-первых, с «естественными» условиями существования любого общественного строя,
— во-вторых, с присущими любому обществу институтами, разделением труда, коопераций.
Она же изучает взаимосвязь экономической, политической, культурной жизни; изучает законы порядка.
2.4.2. Социальная динамика
Социальная динамика — это теория исторического развития, которая базируется на вере в прогресс. Она изучает законы прогресса, смены эволюционных стадий.
Конт обосновывал органическую связь социального порядка и прогресса.
В поздний период своей деятельности Конт пытался превратить теоретическую социологию в «практическую науку» преобразования общества. При этом человек рассматривался не как отдельно взятый индивид, не как изолированный атом, а в контексте всего Человечества как огромного организма, составленного из совокупности ушедших, ныне живущих и будущих поколений людей. На основе этой идеи Конта возникли разнообразные варианты гуманистического направления в социологии.
2.5. Государство и право
Назначение государства — «объединять частные силы для общей цели и предупреждать фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах и интересах». Обеспечение социального согласия государство осуществляет посредством использования материальных и духовных средств, властных предписаний (идущих от светской и духовной власти), следование которым является священным долгом каждого члена общества.
Социальный порядок
«Для новой философии порядок всегда составляет условие прогресса и обратно, прогресс является необходимой целью порядка».
Основной задачей позитивной философии Конт считал преобразование общества, в ходе которого утвердится социократия: на основе социальной солидарности капиталистов и пролетариев, а мелкая буржуазия должна исчезнуть. Управление в таком обществе должно быть светским (банкиры, промышленники и земледельцы) и духовным (священники позитивной церкви).
2.6. Четыре силы в социократии:
носители концентрированной силы — патрициат (банкиры, купцы, фабриканты, землевладельцы). Патрициат обеспечивает последовательность развития, осуществляет финансовое и экономическое управление обществом.
священники-позитивисты; в их ведении — образование, воспитание, исправление преступников.
рассеянная сила — пролетариат; осуществляет переход к промышленному строю.
женщины — олицетворение нравственности, воплощение чувства.
Во взаимодействии этих сил будут обеспечены порядок и прогресс, нравственное совершенствование общества. В государстве, построенном на позитивных принципах, должны главенствовать обязанности, а не права. По мнению Конта, права только подрывают спокойствие общества.