Лекции по социологии культуры: Социологические учения — Первая социально-научная концепция

Первая социально-научная концепция


в представлении Конта общество — это органическое единство всего человечества или какой-либо его части, объединённых идеей «всеобщего согласия». Оно представляет собой органическую систему, порождённую необходимостью поддержания общего порядка.

Конт поставил перед собой задачу раскрыть законы социального существования в его организованных формах и процессах развития. «Всеобщее благополучие», которое ученый положил в центр своего понимания общества — это последствие присущих человеку врожденных психологических черт, которые подталкивают его к общественной жизни. Эти черты сводятся к двум склонностям людей:

— быть в обществе себе подобных

— делать вместе с другими добро другим.

В человеке, учит Конт, действуют два инстинкта:

— эгоистический (индивидуалистический),

— социальный (альтруистический).

В борьбе их друг с другом победил социальный, и это реализовалось в наиболее распространенных формах социальной общности, таких как семья и трудовая кооперация

В социальном анализе Конт выделил два направления:

1) изучение социального порядка — социальную статику;

2) изучение социальных процессов и изменений — социальную динамику.

2.4.1. Социальная статика

Социальная статика — это раздел позитивной науки об обществе, который имеет своим предметом условия стабильного существования общества, конкретный состав и взаимосвязь частей, а также основные общественные институты — семью, религию, государство. Словом, здесь исследуются предпосылки существования и законы функционирования общественной системы.

Законы социальной статики:

— дифференциация власти,

— централизация власти,

— развитие общей морали.

Эти законы стали фундаментом его видения социального порядка.

Социальная статика имеет дело

— во-первых, с «естественными» условиями существования любого общественного строя,

— во-вторых, с присущими любому обществу институтами, разделением труда, коопераций.

Она же изучает взаимосвязь экономической, политической, культурной жизни; изучает законы порядка.

2.4.2. Социальная динамика

Социальная динамика — это теория исторического развития, которая базируется на вере в прогресс. Она изучает законы прогресса, смены эволюционных стадий.

Конт обосновывал органическую связь социального порядка и прогресса.

В поздний период своей деятельности Конт пытался превратить теоретическую социологию в «практическую науку» преобразования общества. При этом человек рассматривался не как отдельно взятый индивид, не как изолированный атом, а в контексте всего Человечества как огромного организма, составленного из совокупности ушедших, ныне живущих и будущих поколений людей. На основе этой идеи Конта возникли разнообразные варианты гуманистического направления в социологии.

2.5. Государство и право

Назначение государства — «объединять частные силы для общей цели и предупреждать фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах и интересах». Обеспечение социального согласия государство осуществляет посредством использования материальных и духовных средств, властных предписаний (идущих от светской и духовной власти), следование которым является священным долгом каждого члена общества.

Социальный порядок

«Для новой философии порядок всегда составляет условие прогресса и обратно, прогресс является необходимой целью порядка».

Основной задачей позитивной философии Конт считал преобразование общества, в ходе которого утвердится социократия: на основе социальной солидарности капиталистов и пролетариев, а мелкая буржуазия должна исчезнуть. Управление в таком обществе должно быть светским (банкиры, промышленники и земледельцы) и духовным (священники позитивной церкви).

2.6. Четыре силы в социократии:

носители концентрированной силы — патрициат (банкиры, купцы, фабриканты, землевладельцы). Патрициат обеспечивает последовательность развития, осуществляет финансовое и экономическое управление обществом.

священники-позитивисты; в их ведении — образование, воспитание, исправление преступников.

рассеянная сила — пролетариат; осуществляет переход к промышленному строю.

женщины — олицетворение нравственности, воплощение чувства.

Во взаимодействии этих сил будут обеспечены порядок и прогресс, нравственное совершенствование общества. В государстве, построенном на позитивных принципах, должны главенствовать обязанности, а не права. По мнению Конта, права только подрывают спокойствие общества.

Вы здесь: Главная Социология Лекции по социологии культуры: Социологические учения