Лекции по социологии культуры: Социологические учения — Учение Огюста Конта

Учение Огюста Конта


Огюст Конт (1798-1857), французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Основные сочинения: «Курс позитивной философии» (т. 1-6, 1830-42), «Система позитивной политики» (т. 1-4, 1851-54)

Социология начинается с Огюста Конта. Его считают родоначальником этой науки. Конт считал жизнь общества естественным и объективно закономерным процессом. Наука об обществе, по его мнению, венчает классификационную пирамиду естественных наук, следуя за математикой, астрономией, физикой, химией и биологией. Но при этом он не уставал повторять, что человеческое общество — это прежде всего общность духа.

Конт о началах социологии

«Идеи управляют и переворачивают мир ... весь социальный механизм покоится в конце концов на мнениях». Органическое единство человечества или его части гарантируется «всеобщим согласием», зиждущемся прежде всего на связях морально-эмоционального характера. Социальные институты являются гарантами согласия. Таково прежде всего государство, главная задача которого — предупреждать «фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах и интересах».

Основным содержанием процесса развития общества является прогресс форм человеческого познания мира, или, как говорил Конт, прогресс человеческого разума. Таких форм три (знаменитый контовский закон трех стадий):

— теологическая,

— метафизическая и

— научная.

Их можно считать определяющими в общественном развитии, ибо, изменяясь сами по себе, они заставляют изменяться все прочие стороны общественной жизни. Каждому этапу развития разума соответствуют определенные формы хозяйства, политики, общественной организации.

2.1. Классификация наук

Общественное развитие и прогресс обусловливаются в первую очередь развитием знания. Прогресс не может быть ни объяснен, ни тем более обеспечен отдельными науками. Каждая из них, имеет свой специальный предмет, и потому не в состоянии решить общую задачу.

Разрешить ее в состоянии только такая система знаний, которая соединила бы в себе с всеобъемлющий характер теологии и метафизики со строгостью и достоверностью точной науки. Самым ценным видом знания является позитивное, т.е. достоверное, точное, полезное. Классическая философия, напротив, являет пример неточного, недостоверного, бесполезного.

Позитивное знание. Позитивизм

Любые положения, которые не поддаются точному сопоставлению с фактами, являются «тщетными и бесплодными» и должны быть отброшены. В этой связи постановка вопросов о сущности вещей, первопричинах явлений, что характерно для «теологии» и «метафизики», «безусловно недопустима и бессмысленна». Конт отвергал материализм и идеализм, теизм и атеизм, фатализм и волюнтаризм, эмпиризм и мистицизм, словом, всё, неподдающееся строгой верификации. Выступил за радикальное отделение науки от «теологии и метафизики» и последовательную эмансипацию от них всех сфер общества.

В общественных науках, по его убеждению, необходимо отказаться от утопий и начать изучение конкретных фактов социальной жизни, тщательно их описывать, систематизировать и обобщать. Поэтому задачей позитивной философии он считал описание, систематизацию и классификацию конкретных результатов и точных выводов строго научного познания. Наука не должна задаваться вопросом почему происходит явление, а лишь ограничиваться описанием того, как оно происходит.

«Почему?» и «Как?»

Это тоже дань позитивизму. Дело в том, что еще Галилей изменил парадигму науки. До него физика отвечала именно на вопрос: «почему?». Он же во главу угла поставил вопрос: «как?». Отсюда ответ на вопрос: «почему?» — это признак научной отсталости.

Такой отказ от исследования конечных причин и сущностей явлений в дальнейшем стал одним из важнейших постулатов позитивизма.

Система знаний, опирающихся на строгие факты и безупречную методологию, должна сформировать положительную философию. Каждая наука в своей частной области объясняет неопределенное множество наблюдаемых фактов, сводя их к известным единообразиям, называемым законами и выражающим постоянную связь явлений, в их совместности или сосуществовании и в их последовательности. Распространяя тот же познавательный процесс на всю область научного ведения, философия должна установить связь между предметами отдельных наук и, следовательно, между самими науками.

Философия не имеет своего особенного содержания; она только приводит в общий порядок содержание всех наук. Основание положительной философии есть, таким образом, классификация или «иерархия» наук.

Конт располагает все области знания в порядке убывающей общности и простоты, или возрастающей спецификации и сложности. В этом порядке Конт отмечает шесть главных ступеней, которым соответствуют шесть основных наук:

— математика,

— астрономия,

— физика,

— химия,

— биология и

— социология.

Позднее к этому списку была добавлена этика, под которой Конт имел в виду скорее социальную психологию в современном ее понимании.

Французский теоретик предпринял попытку классифицировать науки для обоснования места и значимости социологии в их общем ряду. Все науки, по его мнению, составляют непрерывную шеренгу, в которой прогрессивно уменьшающейся общности и абстрактности соответствует прогрессивно возрастающая сложность и конкретность. Из предложенной иерархии следует, что развитие конкретных наук невозможно без предыдущего изучения положений, установленных более абстрактными науками. Социология появляется в арсенале человеческого знания, когда другие его сферы уже достаточно развиты. Создание всеобъемлющей системы наук было необходимо основателю социологии для изложения «позитивной философии», то есть того, что есть наукой в науках, и отделение ее от метафизики и религии. Социология завершала приход позитивной стадии развития человеческого познания, победу над схоластикой и мистицизмом прошлого.

Вы здесь: Главная Социология Лекции по социологии культуры: Социологические учения