Лекции по социологии культуры: Социологические учения

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ


Человеку в отчужденном обществе остается только мечтать о том, чтобы стать личностью. Индивид — это существо, пытающееся вырваться за пределы узкой сферы самореализации, в которой, как в тюремной клетке, замыкает его общество. Чем талантливей он, тем острее его конфликт с обществом и его институтами; с распределением социальных ролей; с навязыванием ему норм, образцов поведения, ритуалов...

В условиях, когда общество предстает как враждебное индивиду, порабощающее его начало, противостояние разрешается только там, где полюса меняются на противоположные. То есть там, где сам индивид начинает диктовать обществу свою волю, свои вкусы, свои правила взаимоотношений. До сих пор сохранилась терминология войны. Молодой талантливый человек отправляется из родительского дома «завоевывать», покорять столицу... Стихийный бунт индивида против слепого подчинения внешнему диктату общества проявляется в форме своеобразной экспансии на внешний социальный мир, распространения своего господства на как можно большую часть того, что расположено за пределами его кожного покрова. Человек «простирает» себя:

— на соплеменников (статус главы рода, вождя племени, царька, политического лидера... словом, начальника «вообще»),

— на членов своей семьи и домочадцев (исключительные права pater familias),

— на иноплеменника (эндогенное рабство, колониальный захват, формы расизма, шовинизма),

— на вещный мир, создаваемый ими («священная и неприкосновенная» частная собственность, а также все формы преступлений против нее).

Масштаб личности, степень свободы, мера успеха определяется только одним — мерой господства человека над другими людьми и создаваемыми ими ценностями.

Но в действительности установление господства не ведет к победе. Уже хотя бы потому, что успеха достигают только немногие (при этом успех не всегда заслужен). Поэтому остальные обречены на поражение. Но остальные — это и есть человек «вообще», поэтому поражение, в конечном счете, терпит именно человек.

Парадокс заключается в том, что такая парадигма освобождения ни в коем случае не предполагает устранение внешнего диктата социума и раскрепощения человека. Напротив, диктат обязан оставаться, — но только для всех остальных. Цель отчужденного человека состоит прежде всего в том, чтобы выделиться из общего ряда, поэтому если, рядом с ним, свободными станут все, это будет его поражением.

Поэтому подлинное освобождение личности от подчинения обществу и гармоническое всестороннее ее развитие не может осуществиться в форме установления господства над ним. Становление действительно свободной личности невозможно без преобразования самого общества. Развитие человека и развитие общества — это разные стороны одной медали. Поэтому понять одно без другого нельзя.


Вы здесь: Главная Социология Лекции по социологии культуры: Социологические учения