Лекции по социологии культуры: Социологические учения — Эмиль Дюркгейм

Эмиль Дюркгейм


5.1. Принципы социологии как науки

Дюркгейм считается классиком теории социологического метода. Принципы социологии:

1. Общество — часть объективной реальности, включенная в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы.

2. Общество первично по отношению к составляющим его людям.

3. Изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.

По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами, и должна иметь свои специфические методы.

Предметом социологии являются социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

Задачи социологии состоит в том, чтобы понять:

— что побуждает людей жить сообща,

— почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью,

— какие законы управляют межличностными отношениями.

Результат социологических исследований заключается в том, чтобы предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни.

Методология социологического познания (исследования) — основывается на требовании интеллектуальной, научной честности, освобождения научного исследования от всяких политических, религиозных, метафизических и прочих предрассудков, препятствующих постижению истины и приносящих немало бед на практике.

5.2. Общество

Человек — это двойственная реальность, homo duplex, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности:

— социальная,

— индивидуальная.

Общество — это реальность особого рода, элементарными «кирпичиками» которой выступают социальные факты — образцы поведения. Они существуют независимо от воли и сознания индивида и оказывают на него внешнее, принудительное воздействие.

Два исторических типа общества:

— Архаическое.

— Индустриальное.

Архаическое (простое) общество или группа характеризуется механической солидарностью людей — индивидуальные сознания полностью растворены в коллективном сознании.

Индустриальное (сложное) общество характеризуется органической солидарностью людей — предполагается наличие разделения труда и специализации видов деятельности, порождающие функциональную зависимость индивидов, а также потребность и необходимость в совместном труде.

Чем примитивнее общество, чем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразия, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии.

5.3. Гражданское общество

На раннем этапе из коллективного единомыслия выделяется воля одной личности — вождя. Только он мог бросить вызов общественному мнению, заявив о начале новой исторической эпохи.

Далее происходит формирование целого слоя людей — бигменов (племенная аристократия), располагавших значительными богатствами, политическим весом и собственными интересами.

Наметившиеся в обществе глубокие перемены 5-7 тыс. лет назад достигли пика в 5 в. до н. э., а потом затихли на 2-е тыс. лет, возобновившись лишь после 3-х великих революций: английской, французской и американской.

Гражданское общество закрепило историческое право народа иметь собственность и право личности выражать собственное мнение.

5.4. От механической к органической солидарности

5.4.1. Источник солидарности

Центральная проблема в творчестве Дюркгейма — это проблема социальной солидарности. Социальная солидарность — главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям.

Маркс говорит о кооперации труда как оборотной стороне разделения. Но он не видит в ней силы, интегрирующей общество в целом. Это один из ключевых элементов производственных отношений, и уже в силу этого элемент базиса, но все же должного внимания кооперации он не уделяет.

Это упущение заполняется Дюркгеймом. Но у него кооперация выносится из сферы производства в сферу обмена.

Разделение труда вносит разнообразия, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Договор — есть символ обмена, его юридическая форма. Обмен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация, а договор является формой социального взаимодействия; отношения людей на основе договора регламентируются правилами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.

По его мнению, существует два исторических типа солидарности:

5.4.2. Механическая солидарность

Это солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт. Этот тип солидарности наблюдается в архаических обществах.

5.4.3. Органическая солидарность.

С возникновением разделения труда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме.

5.5. Развитие общества. Тоталитаризм, Демократия

Чем более развито, т.е. чем более органичнее общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем более механичным является общество, тем более оно склоняется к тоталитаризму.

Демократия — вершина общественного развития и самая сложная форма социальной организации общества. Сложность происходит от того, что индивиду предоставлен гораздо более широкий выбор моделей поведения, чем в авторитарном обществе; его поведение становится многовариантным. Набор санкций при этом чрезвычайно широк, а подавляющая их часть склоняется к мягким и косвенным санкциям.

Тоталитарное общество — не является многовариантным, так как не только сужает диапазон свободы действий, но применяет к нарушителям чрезмерно узкий набор санкций, многие из них смещаются в сторону репрессивных мер. Такое общество держится только на том, что все люди, не зависимо от их желаний, жёстко выполняют одни и те же нормы. Человек должен знать нормы и автоматически им следовать.

Здесь противоречие.

Тоталитарное общество предполагает коллективное сознание, растворение индивидуального в коллективном. Но это значит отсутствие альтернативных моделей поведения. Там же, где отсутствует возможность выбора, нет нарушения. А следовательно, нет нужды в тотальном подавлении индивидуальности.

Поскольку подавление все же существует, существует и выбор моделей поведения. Поэтому различие между тоталитаризмом и демократией — это не различие между стадиями (низшей и высшей) развитиями общества. Другими словами, и тоталитаризм и демократия свойственны одним и тем же этапам развития.

5.6. Коллективное сознание

Коллективное сознание проявляется как совокупность общих интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений. Коллективное сознание — это «психический тип общества, который имеет свои свойства, свой собственный способ развития, свои условия существования». Объект коллективного сознания представляет собой особую, «отдельную реальность», он существует независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах.

Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам. Последние и составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия. Чем больше коллективное сознание как «голос общественной совести» регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с группой.

Малые части общества, организованные внутри себя также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом; в них развивается групповое сознание.

От степени солидарности зависит состояние общества:

— нормальное

— патологичное.

Дюркгейм ввёл новое понятие для социологии — аномия (патология общества) — ощущение отсутствия норм. Оно возникает в переходные и кризисные периоды, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые ещё не установились.

Патологичные формы состояния общества:

— социальное неравенство,

— рутинизация труда,

— деградация рабочей силы,

— классовые конфликты.

Основной путь оздоровления общества — реформы.

Здесь многое от Маркса. Патология общества — это противоречие производственных отношений производительным силам общества. Но Дюркгейм не видит опережающей динамики производительных сил и замыкает все только в общественных отношениях. (Норма — это тоже общественное отношение).

Здесь многое и в полемику с Марксом. Главное — неприятие революции. Поэтому разрешение противоречий должно осуществляться только реформистским путем.

5.7. Социальные факты

Социальные факты — образцы действий, способы мышления и чувствования существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д.

Факты коллективного сознания включают следующие классы явлений:

— общие идеи, верования и чувства,

— моральные максимы,

— юридические кодексы поведения,

— экономические мотивы и интересы людей.

По степени консолидации людей различаются структурные (анамические) факты, институциональные факты и социальные течения, проявляющиеся в формировании и реализации общественного мнения.

Различные типы фактов лежат в основе образования социальных форм: простое (или сложное) общество, которым соответствуют механическая и органическая солидарность людей.


Вы здесь: Главная Социология Лекции по социологии культуры: Социологические учения