Курс лекции по социологии. Часть 2
- Курс лекции по социологии. Часть 2
- 6.2. Социальная структура общества
- 6.3. Специфика структуры российского общества
- 6.4. Социальная мобильность населения
- 6.5. Теория стратификации в западной социологии
- ТЕМА 7. СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
- 7.2. Город как материальная основа жизнедеятельности человека
- 7.3. Типология городов
- 7.4. Социологические проблемы города и села
- 7.5. Типология и образ жизни сельских поселений
- 7.6. Урбанизация и системы расселения
- ТЕМА 8. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
- 8.2. Специфика национального вопроса в России
- 8.3. Проблема самоопределения наций в социологии
- 8.4. Социологические вопросы социальной и культурной жизни наций
- ТЕМА 9. СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ
- 9.2. Социологические аспекты государственной власти
- 9.3. Понятия политической партии, общественного движения
- 9.4. Признаки, структура и внутренняя организация политической партии
- ТЕМА 10. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
- 10.1. Система образования в России
- 10.2. Задачи социологии образования
- 10.3. Функции образования
- 10.4. Основные ступени и формы образования
- 10.5. Социология личности студента
- ТЕМА 11. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
- 11.2. Этапы развития науки
- 11.3. Основные проблемы социологии науки
- 11.4. Взаимодействие науки, техники и производства
- 11.5. Наука и научная деятельность
7.2. Город как материальная основа жизнедеятельности человека
Город можно рассматривать как материальную основу всей жизнедеятельности человека. Он обеспечивает всю жизнь человека: от родильного дома до кладбища. Город — самодостаточная система.
Первые города возникли на заре цивилизации 5-6 тыс. лет назад в долинах рек Тигра, Евфрата, Нила как крепости, военно-административные центры. Их размеры и месторасположение определялись возможностями доставки продуктов питания. Именно поэтому города в древние и средние века развивались почти всегда на берегах крупных рек, на морских побережьях. Фактически и жизнь современных городов во многом зависит от возможностей сельскохозяйственного производства прилегающего региона.
Большой город для нас всегда связан с большой рекой: транспорт, источник водоснабжения, сброс канализационных вод. Кстати, есть версия, что слова "русские", "Россия" связаны со словом "русло". Славяне селились по руслам рек, а в таежной местности реки выполняли роль транспортных путей зимой и летом.
Другим фактором, который в значительной мере определяет размеры и схемы размещения городских поселений, является развитие транспорта. С возникновением железных дорог стала реализоваться линейная схема размещения городов, они смогли оторваться от крупных водоемов, а с появлением автомобилей градостроительство получает современный вид, реализуя концентрическую схему застройки, разделение на центральный город и пригороды.
Следующим ограничивающим фактором являются отбросы и мусор. В США еще в конце прошлого века мэрия Чикаго содержала специальное стадо свиней, которых выпускали на улицы перед рассветом, и они подбирали все съедобные бытовые отходы.
Если современных горожан попросить назвать наиболее важные для жизни города машины и устройства, то они, без сомнения, укажут на автомобиль, компьютер, телефон. Но города не могут существовать и без тракторов, комбайнов, железных дорог, мусороуборочных машин.
Города — при всех негативных проблемах их развития — визитная карточка современной цивилизации. В 1700 г. на планете существовал всего 31 город с населением более 100 тыс., в 1800 — 65, в 1850 — 114, в 1900 — 326, в 1950 — 670. В настоящее время таких городов насчитывается более 2 тысяч. Стремительный рост городов наблюдается с середины прошлого века, а в нашей стране- с началом индустриализации. С 1926 по 1939 гг. в СССР возникло почти 500 городов, до 1985 г. — 1284 города. Это находит свое отражение в динамике городского и сельского населения. В 1926 г. в городах СССР проживало всего 18 процентов населения, к 1970 г. — 62 процента, к 1990 г. — 66 процентов.
В России сейчас городское население составляет почти 70 процентов. В странах Западной Европы число городского населения — 85-90 процентов. Правда, у нас выше ценз людности для отнесения поселения к городу — до 30 тысяч. Исключение делается только для центров автономных округов. Кроме того, стоит уточнить, что СССР был на первом месте в мире по концентрации городского населения — самое большое число сверхкрупных городов — 24, на втором месте — Япония, на третьем — США, на четвертом — Индия.
Убежден, что большая концентрация городского населения — это просчет в градостроительной политике. Миллионный город никаких особых преимуществ по сравнению с городом в 250-500тысяч жителей не дает, а вот проблем экологических, демографических, транспортных, социально-психологических порождает достаточно. Чем крупнее город, тем старее население, ниже рождаемость, выше заболеваемость, больше разводов и неполных семей. Метро, музеи и театры не могут компенсировать эти негативные последствия излишней концентрации населения.
Своя специфика расселения характерна для Крайнего Севера.
Здесь всегда выше процент городского населения. Город, с его системами жизнеобеспечения, больше подходит для экстремальных природно-климатических условий Севера. Хотя, случись крупная авария, скажем, авария газопровода, неизвестно, как эвакуировать население, к примеру, 300-тысячного Норильска.
В настоящее время растет озабоченность специалистов по поводу неуправляемого роста сверхкрупных городов, агломераций. В социологической литературе их иногда называют раковыми опухолями планеты. В США созданы специальное министерство жилищного строительства и городского развития, комитет по проблемам городов при президенте США. Но в странах с развитыми рыночными отношениями есть такой мощный регулятор городского развития, как высокая цена на землю в больших городах.
В СССР при ведомственном планировании и финансировании капитального строительства любой город стремился заполучить к себе как можно больше крупных предприятий. Последствия таких подходов можно проследить на судьбе Красноярска, Екатеринбурга, Челябинска, Омска и многих других миллионных городов, где крайне неблагоприятна экологическая ситуация.
В современную эпоху основным фактором возникновения и развития городов является промышленность. Но могут быть и другие потребности общества. Появляются города науки, научно-производственные, научно-экспериментальные центры (Новосибирский академгородок, Пущино, Байконур-Ленинск), оздоровительно-курортные центры (Сочи, Анапа), города-порты (Находка, Новороссийск).
Сегодня главным ограничительным фактором развития городов является экология. Она же лежит в основе перехода от крупных и сверхкрупных городов к агломерациям, урбанизированным районам. Например, Московская агломерация. Это десятки средних и малых городов с общей численностью населения в 15 млн. человек. Качество природной среды все чаще становится приоритетом при выборе места жительства, определяет миграционные процессы.