Курс лекции по социологии. Часть 2
- Курс лекции по социологии. Часть 2
- 6.2. Социальная структура общества
- 6.3. Специфика структуры российского общества
- 6.4. Социальная мобильность населения
- 6.5. Теория стратификации в западной социологии
- ТЕМА 7. СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
- 7.2. Город как материальная основа жизнедеятельности человека
- 7.3. Типология городов
- 7.4. Социологические проблемы города и села
- 7.5. Типология и образ жизни сельских поселений
- 7.6. Урбанизация и системы расселения
- ТЕМА 8. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
- 8.2. Специфика национального вопроса в России
- 8.3. Проблема самоопределения наций в социологии
- 8.4. Социологические вопросы социальной и культурной жизни наций
- ТЕМА 9. СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ
- 9.2. Социологические аспекты государственной власти
- 9.3. Понятия политической партии, общественного движения
- 9.4. Признаки, структура и внутренняя организация политической партии
- ТЕМА 10. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
- 10.1. Система образования в России
- 10.2. Задачи социологии образования
- 10.3. Функции образования
- 10.4. Основные ступени и формы образования
- 10.5. Социология личности студента
- ТЕМА 11. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
- 11.2. Этапы развития науки
- 11.3. Основные проблемы социологии науки
- 11.4. Взаимодействие науки, техники и производства
- 11.5. Наука и научная деятельность
10.5. Социология личности студента
Для социологии образования важно изучение и самой личности ученика, студента. Характер будущей профессии во многом определяет и поведение студента. Интересна в этом отношении книга екатеринбургского социолога Н. Рубиной "Студент — глазами социологов". Особенно ее анализ студенческой молодежи в связи с избранной профессией. Студентов в этом отношении можно разделить на три группы.
Первую группу составляют студенты, ориентированные на образование, потому что оно дает возможность получить профессию. Они хотят работать именно по этой специальности, у них есть интерес к работе, стремление реализовать себя именно в ней.
Вторая группа студентов состоит из тех, кто в перспективе ориентирован на бизнес. Отношение к образованию у них уже другое — для них учеба выступает в качестве инструмента, возможной стартовой ступени.
Третью группу студентов составляют те, кого можно было бы назвать неопределившимися. Все параметры их отношения к учебе, профессии размыты, в их оценках и позициях нет ясности и определенности первых двух групп. Такие студенты как бы плывут по течению, возможно, их самоопределение состоится чуть позже, а возможно, для них вообще процесс самоопределения, целеустремленности не характерен.
- Американский социолог Мартин Троу, изучая студенческую среду, выделил четыре типа культуры, поведения и всего образа жизни среди американских студентов:
- Коллегиалы — общественники, которые отличаются активностью в студенческой жизни и тратят на это много своего времени.
- Профессионалы — для которых будущая работа, профессия — самое главное, и этому подчиняется вся их студенческая жизнь.
- Академики — будущие преподаватели университетов.
- И, наконец, нонконформисты — аристократическая богема, золотая молодежь, которая учится ради диплома, престижа, чтобы угодить родителям.
Интересно также отметить и такой вывод социологов: среди студентов, ориентированных на профессию, намного меньше социальных пессимистов. На образование и профессию больше ориентированы студенты экономических и юридических специальностей. Наименее ориентированными на образование оказались математики, химики, педагоги, то есть студенты тех специальностей, которые меньше востребуются на рынке труда. Выбор профессии в вузе стал для молодых людей прагматическим, соответствует переменам в российском обществе. Ценность высшего образования как самостоятельного феномена, имеющего социокультурную, личностную привлекательность и престижность, отступает на второй план.
Таким образом, деятельность социальных институтов образования направлена на удовлетворение важных социальных потребностей. От того, насколько успешно он развивается, во многом зависит будущее любого общества.