Курс лекции по социологии. Часть 2
- Курс лекции по социологии. Часть 2
- 6.2. Социальная структура общества
- 6.3. Специфика структуры российского общества
- 6.4. Социальная мобильность населения
- 6.5. Теория стратификации в западной социологии
- ТЕМА 7. СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
- 7.2. Город как материальная основа жизнедеятельности человека
- 7.3. Типология городов
- 7.4. Социологические проблемы города и села
- 7.5. Типология и образ жизни сельских поселений
- 7.6. Урбанизация и системы расселения
- ТЕМА 8. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
- 8.2. Специфика национального вопроса в России
- 8.3. Проблема самоопределения наций в социологии
- 8.4. Социологические вопросы социальной и культурной жизни наций
- ТЕМА 9. СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ
- 9.2. Социологические аспекты государственной власти
- 9.3. Понятия политической партии, общественного движения
- 9.4. Признаки, структура и внутренняя организация политической партии
- ТЕМА 10. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
- 10.1. Система образования в России
- 10.2. Задачи социологии образования
- 10.3. Функции образования
- 10.4. Основные ступени и формы образования
- 10.5. Социология личности студента
- ТЕМА 11. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
- 11.2. Этапы развития науки
- 11.3. Основные проблемы социологии науки
- 11.4. Взаимодействие науки, техники и производства
- 11.5. Наука и научная деятельность
11.2. Этапы развития науки
Развитие науки, научно-технической революции, взаимодействие с производством, их социальные последствия, кадры науки рассматриваются социологией науки.
Для начала следует уточнить понятия "научная революция", "научно-техническая революция", "промышленная революция", "технологическая революция", "зеленая революция".
Научная революция — качественный скачок в познании окружающего мира, развитии производства. Научных переворотов, сдвигов в истории человечества было немало: открытие огня, колеса, паровой машины, электричества, атомного ядра. Известно, что древние цивилизации Америки при всех впечатляющих достижениях инков, ацтеков не додумались до колеса и все грузы перемещали волоком.
Промышленная революция — замена физического труда в процессе производства машинами. Они, по существу, взяли на себя транспортные, технологические, энергетические функции работающего человека. Но очень скоро обнаружилось, что промышленная революция имеет свои пределы. Скорости технологических процессов стали сдерживаться умственными, физиологическими возможностями человека, управляющего машинами. Не говоря уже о том, что присутствие человека рядом со многими аппаратами физически невозможно из-за высокой опасности, температур, давлений, скоростей. Можно привести такой факт: примерно 70 процентов аварий на авиационном транспорте случается по вине человека, а не техники.
Научно-техническая революция. Потребовалось автоматизировать производство, вывести человека из системы машин. Такая возможность появилась с созданием первых ЭВМ, кибернетических устройств, первых полностью автоматизированных производств. Когда машины стали исполнять некоторые умственные функции человека, произошла научно-техническая революция. Далее наступил переход ее на этап технологической революции: атомная энергетика, материалы с заранее заданными свойствами, биотехнологии, ЭВМ с элементами искусственного интеллекта, лазерные технологии, оптико-волоконная связь и многое другое.
Зеленая революция — научные разработки, позволившие программировать урожай, внедрять интенсивные технологии, новые методы в селекции. Наглядный пример: тепличный комбинат в Заводоуковске, где растения выращиваются на искусственном грунте, регулируется температура, автоматически к каждому растению подаются через капельное орошение необходимые питательные вещества, и всеми этими процессами управляют компьютеры.
Понятие информационной революции связано с массовым использованием информационных технологий в различных сферах производства и общественной жизни: накопление, обработка и быстрая передача информационных ресурсов. Самый наглядный пример: пластиковые деньги, позволяющие расплачиваться карточкой за самые различные услуги в любой стране мира.
Достижение науки и последствия технологической революции столь впечатляющи, что в души даже умных людей закрадывается суеверный страх: а что же дальше? В современной науке обозначилось такое направление социальных прогнозов, как технологический пессимизм, смысл которого заключается в том, что человека вытеснит и поработит машина. Отец кибернетики, , Норберт Винер писал о том, что в будущем обществе средний человек не сможет предложить ничего такого, за что стоило бы платить деньги. Такие же идеи развивал известный русский физик, Н. А. Умов.
В этом плане интересно обратиться к истории. Во времена культуры прото-чимо в Перу IV-VII в. на кувшинах передавалось содержание еще более древнего мифа, согласно которому наступит день, и собаки, куры, горшки, жернова, сковороды восстанут против своих угнетателей и переложат на них бремя своего труда. Тогда жернова перемелют своих изобретателей, куры их зарежут, сковороды изжарят, собаки съедят.
Ослепленные блеском машин люди забывают, что это всего-навсего отраженный свет человеческого ума. Когда чемпион мира Гарри Каспаров проигрывает шахматную партию компьютеру, то стоит помнить, что играет не сам компьютер, а программа, созданная группой талантливых программистов.