Курс лекции по социологии. Часть 2
- Курс лекции по социологии. Часть 2
- 6.2. Социальная структура общества
- 6.3. Специфика структуры российского общества
- 6.4. Социальная мобильность населения
- 6.5. Теория стратификации в западной социологии
- ТЕМА 7. СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
- 7.2. Город как материальная основа жизнедеятельности человека
- 7.3. Типология городов
- 7.4. Социологические проблемы города и села
- 7.5. Типология и образ жизни сельских поселений
- 7.6. Урбанизация и системы расселения
- ТЕМА 8. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
- 8.2. Специфика национального вопроса в России
- 8.3. Проблема самоопределения наций в социологии
- 8.4. Социологические вопросы социальной и культурной жизни наций
- ТЕМА 9. СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ
- 9.2. Социологические аспекты государственной власти
- 9.3. Понятия политической партии, общественного движения
- 9.4. Признаки, структура и внутренняя организация политической партии
- ТЕМА 10. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
- 10.1. Система образования в России
- 10.2. Задачи социологии образования
- 10.3. Функции образования
- 10.4. Основные ступени и формы образования
- 10.5. Социология личности студента
- ТЕМА 11. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
- 11.2. Этапы развития науки
- 11.3. Основные проблемы социологии науки
- 11.4. Взаимодействие науки, техники и производства
- 11.5. Наука и научная деятельность
11.3. Основные проблемы социологии науки
- Социальные последствия НТР
Важнейшей проблемой социологии науки являются социальные последствия научно-технической, технологической, информационной революций. Основное направление можно обозначить таким образом: на наших глазах происходит постепенный переход от индустриальной ступени в развитии общества к постиндустриальной. Массовое использование информационных технологий, новых источников энергии, материалов, биотехнологий изменяет общественное производство, всю сферу обслуживания. Достижения информационной революции: телефон, компьютер, факс, ксерокс — позволяют ученому выполнять свою работу в домашнем кабинете.
Здесь самое главное — изменение всего образа жизни человека, — работы, отдыха, общения. Надо иметь в виду, что сегодня достижения науки так или иначе воздействуют на жизнь каждого человека, где бы он ни жил и чем бы ни занимался. Например, неграмотный житель какой-нибудь афро-азиатской страны — с транзистором, обучение грамоте в Индии — через спутниковое телевидение. Современный менеджер — с автомобилем, компьютером, сотовой связью — способен выполнять свои функциональные обязанности, оказавшись в автомобильной пробке.
Для социолога, изучающего социальные последствия технологической и информационной революций, очень интересно проследить их воздействие на разные социальные группы и, по возможности, измерить их.
От темпов и глубины развертывания НТР зависят объем знаний, способы его освоения, продолжительность обучения и многое другое. Для молодежи с каждым новым поколением отодвигается срок начала самостоятельной трудовой деятельности, вводится всеобщее среднее образование, в продвинутых странах — до 12 лет. Молодой человек в 16-18 лет получает все права и — никаких обязанностей.
Меняется и основная парадигма обучения. Девизом современного образования можно сделать афоризм : "Многознанье — уму не научает". Главное — не усвоение определенного объема информации, а умение находить ее, работать с этой информацией. Образно говоря, ценится не тот специалист, который много знает — время энциклопедических умов ушло в прошлое, — а тот, который знает, где можно оперативно найти нужную информацию.
Мощное техническое оснащение учебного процесса дает возможность использовать компьютерные учебники, дифференцированное, индивидуальное и дистантное обучение.
Одна из основных целей образования — формирование у человека потребности в самообразовании, в постоянном пополнении своих знаний. Как спутник, выведенный на орбиту при определенной скорости, вращается дальше самостоятельно, так и человек должен достигать такой орбиты знаний, чтобы крутиться на ней самостоятельно. Именно поэтому в продвинутых вузах сокращается число обязательных академических занятий и увеличивается время для самостоятельной работы. И самая большая трудность — психологическая: день, выделенный в расписании для самостоятельной работы, может превратиться в очередной выходной.
В современных условиях для многих людей интеллектуального труда обязательным становится непрерывное образование. Знания, полученные в вузе, устаревают за 8-10 лет, а то и быстрее, и потому нужно обязательно систематически повышать квалификацию, проводить сертификацию, лицензирование специалистов. Таким образом, у людей интеллектуального труда учебное время становится рабочим временем.
Для людей преимущественно физического труда возникают свои проблемы. Под воздействием современных технологических и информационных переворотов время коренного обновления технологий в ведущих отраслях промышленности сокращается в среднем до 5 лет, а средняя продолжительность трудовой жизни — 37 лет. Следовательно, работник, оставаясь в рамках прежней профессии, вынужден менять ее, постоянно переучиваться. К примеру, содержание работы токаря на простом станке, на универсальном станке, обрабатывающем центре и современном станке с программным управлением. Работа машиниста паровоза, тепловоза и электровоза. Работа механизатора в сельском хозяйстве — прицепной комбайн, самоходка и современный "Дон", "напичканный" электроникой. Специалисты предсказывают, что в результате морального износа профессий срок их жизни будет не более десяти лет. Все это потребует от человека профессиональной гибкости, подвижности, высокой адаптивности и, конечно, постоянного повышения своих профессиональных знаний.
Очевидно, что тем, кто занимается физическим трудом, нужна хорошая общеобразовательная подготовка. Примерно половина профессий в промышленности и чуть меньше — в сельском хозяйстве требуют обязательного среднего образования. Вложения в народное образование характеризуются высокой эффективностью. Человек полностью окупает затраты на общее образование в первые полтора-два года своей работы.
В условиях современного производства изменяются мера социальной ответственности человека, мера его профессиональной компетентности. Человек по своей халатности, некомпетентности в секунды может уничтожить такие материальные ценности, которые не создает за всю свою трудовую жизнь. Теряют смысл традиционные методы наказания, возмещения ущерба. Например, авария на Чернобыльской АЭС из-за халатности операторов повлекла за собой катастрофические последствия.
Для специалистов умственного труда развитие современной науки ставит больше проблем, чем позволяет решить. Работа людей квалифицированного умственного труда связана главным образом с информационными потоками: поиск, обработка, использование информации в своей профессиональной деятельности. Подсчитано, что удвоение объема информации происходит за 7-10 лет. Вот почему срок работы над докторской диссертацией, оригинальной монографией — около десяти лет. Столько требуется времени для переработки накопленной информации, для выхода на рубеж современной науки в отдельной отрасли научного знания. Понятно, что, чем моложе отрасль научного знания, тем быстрее это можно сделать. Не случайно сейчас основные научные открытия делаются на стыках наук, новых быстрорастущих отраслей знания, где нет старого багажа.
Сугубо научную статью в научном журнале читают в среднем 1,3 человека, не считая тех, кто работал над ней. И в то же время пятая часть всех НИР дублирует друг друга. Специалисты считают, что работу стоимостью до 50 тыс. долларов проще, рентабельней провести заново, чем искать необходимую информацию.
В мире выпускается порядка 100 тыс. научных журналов. Кстати, в СССР в 1988 г. выпускалось таких журналов 760, в США — 12 тысяч. Если бы, к примеру, химик, владеющий основными языками, поставил цель прочитывать все журналы по своей специальности и читал их 24 часа в сутки, то успевал бы освоить только 5 процентов научной информации.
Можно возразить: автоматизированная обработка научной информации многократно ускоряет ее анализ. Но производительность человеческого мозга ограничена, поэтому технические новшества ничего принципиально не меняют.
Таким образом, исследователям необходимо учитывать как положительные, так и отрицательные стороны влияния научно-технической, технологической и информационной революций.