Курс лекции по социологии. Часть 2

10.4. Основные ступени и формы образования

  • Дошкольное образование
  • Школа
  • Внешкольное образование
  • Профессиональное образование
  • Негосударственные учебные заведения

Социология исследует и внутреннюю структуру системы образования, прежде всего в плане преемственности отдельных ступеней и звеньев. Причем здесь основополагающая идея — непрерывность. В современном обществе, строго говоря, нет ни законченного, ни полного, ни тем более высшего образования. Эти термины только означают достигнутый человеком определенный уровень образования. Современный человек, в принципе, должен учиться всю свою жизнь. Можно выделить формальное образование — школа, вузы аспирантура, докторантура и неформальное — учебное телевидение, Интернет, самообразование, клубы по интересам, культурные учреждения.

Дошкольное образование

Оно представлено системой дошкольных учреждений, которые в лучшие для отечественной системы образования годы посещали более половины детей. Детский сад призван помогать семье в воспитании. Главные и первые педагоги ребенка — его родители, которые чаще всего не имеют необходимых знаний.
Существует гипотеза, что именно на этой ступеньке воспитания и образования ребенка общество несет самые главные потери.
Л. Толстой заметил: "От меня до шестилетнего ребенка — один шаг, от новорожденного до шестилетнего — громадное расстояние". Все основные задатки и способности ребенка формируются именно в этом возрасте, дальше следует развитие, шлифовка этих качеств ребенка. Обычное для современной школы соотношение: один одаренный ребенок на десять школьников. По данным американских социологов и педагогов, если применить весь педагогический арсенал в дошкольном возрасте, то восемь ребятишек из десяти будут учиться в школе на уровне одаренных детей.

Школа

Следующая ступень — школа, начальная — 3-4 года обучения, основная — 5 лет обучения, средняя школа — еще два года обучения. Школа — основной базисный институт в современной системе образования, величайшее достижение цивилизации. Действительно, знание алфавита вводит человека в храм духовной культуры. Обратите внимание, что первые школы, университеты в самых различных странах появлялись при храмах: например, церковно-приходские школы, Греко-латинская академия в России.
Первобытное стадо людей превращается в общество после появления фигуры учителя. Без доверия к нему, веры в его способности нельзя строить Храм науки. Авторитет учителя, его материальное и социальное положение в обществе напрямую определяют качество образования. Если самая одаренная молодежь не идет в аспирантуру, то на десятки лет вперед задается уровень академической науки в стране. Это тоже интереснейшие социологические проблемы образования.
Введение всеобщего обязательного среднего образования сыграло с нами злую шутку. Проблема заключается в том, что для народного хозяйства, современного производства не требуется, чтобы все люди имели среднее образование. Дело в том, что характер и содержание работы зачастую не соответствуют их образовательной и культурной подготовке. Отсюда неудовлетворенность работой, высокая текучесть кадров. В свое время строгий спрос за выполнение Закона "О всеобщем образовании" привел к процентомании (по данным статистики, у нас отсеивалось, не получая среднего образования, 2-3 процента молодых людей, в США — 20 процентов), завышалась реальная успеваемость, принудительно выталкивались "трудные" старшеклассники в спецучилища, профтехучилища, школы для умственно отсталых детей. Теперь, кажется, отечественное образование перегнуло палку в другую сторону. Многие подростки (по некоторым данным, до одного миллиона) нигде не учатся, как говорится, проходят уличные университеты.
Вообще, соотношение образования и профессиональной деятельности — интереснейшая философско-социологическая проблема. Системе образования вряд ли под силу отслеживать образовательные запросы общества, оперативно реагировать на них. Когда образование не используется во всем его богатстве, возникает мнение о его академичности, необходимости сокращения учебных программ. Завтра обнаруживается недостаточность полученных знаний, начинают утверждать о несостоятельности системы образования, необходимости проведения реформ.
Образование, черпая свое содержание в процессах человеческой деятельности, должно нести в себе некий опережающий момент. Прежде всего потому, что его получают в основном люди в молодом возрасте и запас знаний призван обеспечивать будущее развитие общества, его производства и культуры. Кроме того, в знаниях, прежде всего гуманитарных, содержится неразменный фонд человеческой цивилизации, который является основанием для саморазвития человека, его полноценной жизнедеятельности.
Очень много вопросов социологического характера в работе общеобразовательной школы возникает в сельской местности, в районах Крайнего Севера, в особенности в деятельности школ- интернатов. Крайне сложна проблема билингвизма и обучения детей малочисленных народов на родном языке.

Внешкольное образование

Параллельно развивается система внешкольного образования. К ней мы относим всевозможные внешкольные учреждения: музыкальные, спортивные школы, станции юных туристов, натуралистов, центры технического и художественного творчества. Их деятельность обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка, подростка. И, конечно, всегда возникает вопрос об оптимуме, целесообразности, чтобы не перегрузить, не искалечить ребенка. Особенно если у чадолюбивых родителей он один, да еще есть бабушка с дедушкой.
В условиях перехода к рынку идет "усыхание" всей внешкольной системы. Вряд ли это разумно. Цивилизация со своей индустриальной ступени переходит к постиндустриальному обществу.
И его главной особенностью является значительное вложение капитала не в производство, а в человека, мощное развитие всей внерыночной сферы. В этом отношении Россия обошла многие страны мира, и внешкольная система обучения и воспитания всегда была предметом нашей гордости.
Интересует социологов также оптимальное сочетание общеобразовательной и профессиональной подготовки. Надо ли в школе учить профессии или ограничиться политехническим образованием? Должны ли ученики заниматься на уроках производительным трудом, надо ли за него платить?

Профессиональное образование

Следующая ступень — профессиональная школа, представленная техникумами, профтехучилищами, теперь еще и колледжами, вузами различного типа. Главная проблема — профессиональный выбор при переходе от общеобразовательной к профессиональной школе. Что определяет профессиональный выбор, как, через какие каналы можно повлиять на него? Большинство социологических исследований образования сосредоточено именно здесь. Дело в том, что общественные потребности в профессиональной подготовке и личные устремления школьников не всегда совпадают.
Реально в вузы России поступают не более 20 процентов выпускников школ. В результате происходит крушение жизненных планов, иллюзий.
В настоящее время все большее развитие получает система последипломного образования — аспирантура, докторантура, получение второй специальности, институты и факультеты повышения квалификации, стажировки и т. п. Здесь тоже много интересных для социологии вопросов. Достаточно сказать, что, по данным социологов, до 60 процентов выпускников вузов меняют свою профессию по самым различным причинам. Возникают очень непростые вопросы: как помочь в профессиональном совершенствовании по новой специальности, какой набор фундаментальных знаний надо давать студенту, чтобы такой переход был менее болезненным, и т. д.
В современных российских условиях высшая школа меняет структуру подготовки специалистов под мощным давлением новых социально-экономических условий и факторов, становится массовым второе высшее образование. В высших и средних специальных учебных заведениях открываются новые специальности и специализации, связанные с такими сферами социальной жизни, как управление, бизнес, финансы, экология и т. д.
В настоящее время новая проблема для высшей школы — невостребованность, безработица среди лиц с высшим образованием. Безработица стала "умной". Так, в 1998 году каждый десятый безработный имел высшее образование. Наиболее неблагоприятно конъюнктура на рынке труда складывается в отношении инженерных вузов: спрос (и без того невысокий) падает, дефицит специалистов отсутствует.
В ближайшем будущем трудно ожидать резкого изменения в этой сфере. Экономический анализ приводит к трудным для высшей школы выводам: снижение объемов производства ведет к снижению спроса на квалифицированный труд, а это обусловливает сокращение объемов подготовки специалистов. Особенно в части инженерно- и естественнонаучного образования. По оценкам специалистов (А. А. Овсянников и др.), спад объемов производства, резкое сокращение масштабов научной деятельности и ее престижности стимулируют свертывание классической и отраслевой науки. Хотя престиж — иметь ученую степень, не занимаясь профессионально научной деятельностью,- высок. Это стало модным.
Принципиально новой для отечественного высшего профессионального образования является формирующая многоступенчатая система: бакалавр, специалист, магистр. Привлекает ее гибкость, возможность для молодых людей включаться в профессиональную деятельность на разных ступенях получения образования, интеграции средних и высших профессиональных учебных заведений. Однако нельзя не видеть и бездумное копирование американской модели некоторыми усердными реформаторами. Иногда в так называемых элитарных или международных колледжах, в основном гуманитарного профиля, появляется большой объем естественнонаучных предметов. Да, в американских университетах, особенно исследовательских, и так называемых колледжах либеральных наук есть такие учебные планы. Но не стоит забывать, что в американские университеты приходят более 60 процентов выпускников средней школы и университеты просто вынуждены выравнивать общенаучную подготовку студентов младших курсов, в том числе и по родному английскому языку. Другое дело Россия, где в вузы на основе строгого конкурсного отбора поступают не более пятой части выпускников средней школы, и, общепризнанно, с более основательной общенаучной подготовкой.

Негосударственные учебные заведения

Новым явлением, требующим серьезного социологического анализа, являются нетрадиционные формы образования, в том числе и частные учебные заведения. Новые формы образования выступают в виде независимых структур или специальных подразделений государственных учебных заведений. Сравнение типологических групп студентов государственных и частных учебных заведений показывает их существенные отличия. Понятно, что среди родителей учащихся частных учебных заведений больше предпринимателей, крупных руководителей, которые могут обеспечить оплату за обучение своих детей. Здесь больше студентов, которые совмещают учебу с работой — вплоть до самостоятельного предпринимательства. Такие студенты материально хорошо обеспечены, они не привыкли себе отказывать ни в чем, они уверены в своем профессиональном выборе, хорошо осведомлены в специфике будущей профессиональной деятельности, они выше, чем "бюджетные" студенты, оценивают значимость хорошего образования, свободного владения иностранными языками и т. п. В ближайшее время в отечественной социологии наверняка будут проведены исследования по качеству подготовки студентов в государственных и частных профессиональных учебных заведениях.
Социологи подчеркивают готовность части российского населения инвестировать личные средства в сферу образования, и особенно для получения специальностей, пользующихся повышенным спросом на рынке труда. Это имеет принципиально важное значение в условиях острейшего дефицита бюджетных ресурсов. Система образования в России — та сфера деятельности, которая готова принять инвестиции и дать необходимую отдачу. Она менее, чем другие сферы деятельности, нуждается в модернизации и вполне конкурентна на мировом образовательном рынке.

Вы здесь: Главная Социология Курс лекции по социологии. Часть 2