Курс лекции по социологии. Часть 1
- Курс лекции по социологии. Часть 1
- 1.2. Определение социологии
- 1.3. Типы структур социологии
- 1.4. Функции социологической науки
- 1.5. Законы и категории социологической науки
- ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ
- 2.2. История русской социологии
- 2.3. Основные направления развития социологии
- 2.4. Технократическое направление
- ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИОЛОГИИ ТРУДА
- 3.2. Классификация трудовых коллективов
- ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- 4.2. Распределительные отношения в советском и западном обществах
- 4.3. Социология распределения в условиях переходного периода
- ТЕМА 5. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА
- 5.1. Типология социальных конфликтов
- 5.2. Забастовка как форма социального конфликта
- 5.3. Фазы и стадии социального конфликта
- 5.4. Пути и способы регулирования социальных конфликтов
ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ
- 2.1.История европейской социологии
- 2.2. История русской социологии
- 2.3. Основные направления развития социологии
- 2.4. Технократическое направление
2.1.История европейской социологии
Термин "социология", как было указано в начале, принадлежит О. Конту. Он выдвинул идею социальной физики — так первоначально обозначалось новое направление в науке. По мнению Огюста Конта, социальная физика не сводит явления общественной жизни к физическим. Специфика социального учитывалась французским ученым в рамках позитивного синтеза, своего рода системы наук.
О. Конт был одаренным и по-своему оригинальным человеком. Не получив в молодости систематического образования, он провозглашает принцип умственной гигиены, игнорируя научные публикации, кроме собственных, дабы не засорять ум бессмысленной информацией: меньше читать, чтобы больше знать.
Иерархия основных наук выглядит, с точки зрения О. Конта, так: математика — астрономия — физика — химия — биология — социология. Следовательно, социология основывается на законах биологии, без них невозможна, но имеет сверх этого нечто свое, своеобразное. Сложившаяся к эпохе Просвещения система наук, по его мнению, представляет собой исторический процесс развития науки от простого к сложному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. Каждая последующая ступенька — наука более высокого порядка, но подразумевает предыдущую как необходимую предпосылку.
- О. Конт ввел в науку об обществе понятие "система", которое остается до сих пор центральным в социологии, и выделил три стадии исторического развития:
- теологическое состояние (древность и раннее средневековье);
- метафизическое состояние (период XIV-XVIII вв.);
- позитивное состояние — наступающая эпоха.
Каждое из этих трех состояний образует всю основу жизни общества.
Теологическое состояние. Так, теологическое состояние умов приводит к формированию военно-авторитарных режимов, поскольку представление о богах ассоциируется с представлениями о героях, к которым так или иначе относят себя знать, племенные вожди, аристократия и т.д. Свое логическое завершение теологическая стадия общественного развития достигает в католическом, феодальном режиме.
Считая биологию фундаментом социологии, О. Конт объяснял механизмы индивидуального и коллективного поведения инстинктивными импульсами, которые образуют чувства. Кроме них Конт упоминал военный инстинкт человека, а также производительный, изобретательский и т.п.
По мере развития интеллекта пробуждается критицизм, подрывающий религиозные убеждения. В средневековом, феодальном, жестко регламентированном обществе социология не могла возникнуть. Зачем Чингисхану социология? Разумеется, не нужна она и обществу с тоталитарным режимом.
Вместе с падением веры начинается распад социальных связей, происходят революционные кризисы, наступает метафизическая стадия. Это период промышленной революции в Западной Европе, население которой О. Конт считал элитой человечества. Все эти достаточно оригинальные мысли были высказаны французским ученым в начале прошлого века.
По мнению О. Конта, социология должна противостоять радикальным революционным теориям, чтобы обеспечивать эволюционное развитие общества, без катаклизмов и анархии.
Основные кирпичи в фундамент социологической науки заложены К. Марксом. Общеизвестно, что научный прорыв Маркса в обществоведении заключается в том, что он применил диалектику Г. Гегеля для анализа исторического развития.
На основе рассмотрения различных способов производства он создал учение об общественно-экономических формациях, которое стало методологией марксистской социологии. К Марксу нам придется обращаться не раз по мере изучения курса социологии.
В учебнике патриарха современной социологии Н. Смелзера о К. Марксе и его теории конфликта, другими словами, о теории классовой борьбы, упоминается уже на 25-й странице. Обращения к нему прослеживаются на протяжении всей книги. При том, что автора вряд ли можно отнести к марксистскому направлению социологической науки.
Общепризнанно, что первый классический этап развития социологии — 1850-1920 гг. Это время Карла Маркса, Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера. Классические традиции социологической мысли сформировались к концу Первой мировой войны.
- К числу известных социологов данного этапа можно отнести:
- Георга Зиммеля — создателя формальной социологии;
- Джоржа Георга Мида — одного из основоположников прагматизма в социологии;
- Зигмунда Фрейда — создателя психоанализа, принципы которого широко использовались в социологии.
Речь идет о гипотезе, согласно которой в человеческой жизни доминируют бессознательные импульсы, в основном, сексуального характера. Проблема разрешения сексуальных импульсов имеет, по З. Фрейду, решающее значение не только в индивидуальном развитии человека, но и в историческом процессе. В этом ракурсе З. Фрейд рассматривает возникновение государства, религии, морали, этических норм, санкций и т. п. Сублимация сексуальной энергии, считал З. Фрейд, лежит в основе художественной и других видов культуры. Его представления об обществе "вождь-элита-массы" дали авторитарную схему общественной организации. З. Фрейд полагал, что массы ищут вождя или поклоняются ему, жаждут отказа от самостоятельности. Среди социообразующих факторов на первом месте — принуждение.
Одним из российских представителей этого периода можно назвать Николая Бердяева — русского религиозного философа и социолога, представителя персонализма, скорее -истории философии.
Создание методологии социального познания во многом связывается с именем Макса Вебера. Основная его работа — "Протестантская этика и дух капитализма". По его мнению, именно протестантизм возвысил обыденную трудовую деятельность мирянина до уровня высочайших религиозных ценностей. Это новый тип человеческой цивилизации, в основе которой лежат напряженная активность, моральная дисциплина, трудолюбие, честная работа, праведно накопленный капитал и достаточно аскетический быт.
Макс Вебер полагал, что западноевропейский капитал — явление в истории уникальное, ибо не могут повториться протестантизм с его трудовой этикой, индивидуальные свободы, необычная экономическая структура, независимые университеты, наличие сильного денежного класса. Все это было в Западной Европе. Макс Вебер считал, что Россия не могла реализовать идеи такого капитализма. Причины он видел в неразвитости средних городских слоев, господстве традиционной общины и соответствующей идеологии: "бедность — не порок" — значит, не стыдно лежать и на печи. По мнению М. Вебера, зрелый капитализм, импортированный в отсталую страну, только усилит радикальные элементы, которые приведут к революции, укрепят власть бюрократии. Он специально изучал русский язык и работал с первоисточниками.
- Социология развивалась в основном в Западной Европе, но свой вклад в социологическую науку внесли и русские мыслители:
- Г.В. Плеханов,
- П.Л. Лавров,
- Н.К. Михайловский,
- В.И. Ленин,
- Н.Я. Данилевский,
- П.А. Сорокин.
Вероятно, особые условия повлияли на то, что в России социология не была востребована обществом. Достаточно назвать Питирима Сорокина — молодого профессора Петербургского университета, талантливого социолога, насильно высланного властями за границу в 20-е гг.