Курс лекции по социологии. Часть 1
- Курс лекции по социологии. Часть 1
- 1.2. Определение социологии
- 1.3. Типы структур социологии
- 1.4. Функции социологической науки
- 1.5. Законы и категории социологической науки
- ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ
- 2.2. История русской социологии
- 2.3. Основные направления развития социологии
- 2.4. Технократическое направление
- ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИОЛОГИИ ТРУДА
- 3.2. Классификация трудовых коллективов
- ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- 4.2. Распределительные отношения в советском и западном обществах
- 4.3. Социология распределения в условиях переходного периода
- ТЕМА 5. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА
- 5.1. Типология социальных конфликтов
- 5.2. Забастовка как форма социального конфликта
- 5.3. Фазы и стадии социального конфликта
- 5.4. Пути и способы регулирования социальных конфликтов
Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И ЗАКОНЫ
- 1.1. Основатели социологической науки
- 1.2. Определение социологии
- 1.3. Типы структур социологии
- 1.4. Функции социологической науки
- 1.5. Законы и категории социологической науки
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Темы рефератов
Знакомство с любой наукой начинается с ее ключевых понятий, категорий, методов, основных законов. Социология — молодая наука, которая активно развивается, в ней появляются все новые направления. Социология — слово, состоящее из латинского "социо" и греческого "логос", то есть наука или учение об обществе. Конечно, есть и другие науки об обществе, но у социологии свой предмет исследований.
1.1. Основатели социологической наукиТермин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г. Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение ученых. О. Конт придерживался принципа "порядок и прогресс", который он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми.
О. Конт считал, что новая наука должна рассматривать общество как структурный организм, в котором каждую клеточку нужно исследовать с точки зрения общественного блага. В связи с этим всю социологию он разделил на социальную статику и социальную динамику. О. Конт полагал, что можно законы механики использовать в изучении общества. Для него был характерен эмпирический подход к социологическому знанию. Большого научного следа в социологии О. Конт не оставил, но чрезвычайно важна его мысль о том, что наука об обществе должна основываться на позитивных фактах, строиться по примеру наук естественных. Не случайно социологию вначале называли социальной физикой.
Становление социологии как науки об обществе ведется с середины прошлого века и связывается с именами Карла Маркса, Макса Вебера и французского ученого Эмиля Дюркгейма. С такой точкой зрения согласны представители практически всех основных направлений современной социологии.
Многие идеи Карла Маркса являются основополагающими в социологии. Его методологические подходы развивались не только в марксистской социологии, но и других течениях социологической мысли, например, в так называемом неомарксизме Франкфуртской школы. К. Маркс, как экономист и социолог, анализировал современное ему общество периода промышленной революции в Западной Европе и дал действительно блестящий и пока не превзойденный социологический анализ. Достаточно верны и прогнозы К. Маркса о преодолении отчуждения человека от общества, природы, результатов своего труда и некоторые другие.
Основной целью общественного прогресса, по его мнению, является создание условий для становления многомерного человека, богатой личности, главное для производства самого человека. Но вряд ли столь бесспорны были рекомендации К. Маркса по ее достижению.
Причиной социальной дифференциации, социального противостояния в обществе, по его мнению, является только частная собственность. Следовательно, устранив институт частной собственности в форме капитала и связанные с ним классы, мы получим всеобщее благоденствие. Тем более налицо был и класс неимущих — пролетариат, которому терять нечего, кроме "собственных цепей", и он может взять на себя инициативу устранения исторической несправедливости.
Но жизнь оказалась куда сложнее этой предельно простой и ясной схемы. В социалистических странах ликвидировали частную собственность, исчез интерес к работе, социальное иждивенчество приобрело массовый характер. В результате в обществе начали возникать застойные явления, а управление объективно приобрело командно-административный, авторитарный, а то и открыто тоталитарный характер.
Основная заслуга К. Маркса в научной социологии заключается в том, что он впервые проанализировал общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он показал причины возникновения социального неравенства, социальных конфликтов в общественном развитии.
Другой крупный немецкий ученый Макс Вебер разработал собственную социологическую теорию, которая оказала большое влияние на современную социологию.
Одним из основных положений теории Макса Вебера является выделение самой элементарной частицы поведения индивида в обществе социального действия, которое образует всю сложнейшую систему взаимоотношений между людьми. При этом само общество состоит из совокупности действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных людей кооперируются на основе интересов, так образуются социальные группы и социальные институты. Люди понимают, что индивидуальные цели эффективнее, с меньшей затратой сил и времени достигаются совместно.
Значительное место в творчестве М. Вебера занимает исследование отношений власти. По его мнению, организованное поведение людей, создание и функционирование любых социальных институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления. Идеальным механизмом реализации отношений власти он считал бюрократию специально созданный аппарат управления. Одна из самых интересных работ М. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма" дает представление о современном обществе, пружинах его эффективного развития.
Эмиль Дюркгейм — основатель французской социологической школы. В отличие от своих современников он считал, что существование и закономерности развития общества не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в социальные группы, люди подчиняются правилам и нормам, которые он называл "коллективным сознанием". Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Именно поэтому Э. Дюркгейм много внимания уделял отклонениям от принятых норм и ввел для этого специальный термин "аномия".
Многие идеи Э. Дюркгейма развиваются в современных социологических теориях, в особенности в структурно-функциональном анализе — важнейшем направлении общественной мысли последних десятилетий.
- Prev
- Вперёд >>
- Prev
- Вперёд >>