Курс лекции по социологии. Часть 1
- Курс лекции по социологии. Часть 1
- 1.2. Определение социологии
- 1.3. Типы структур социологии
- 1.4. Функции социологической науки
- 1.5. Законы и категории социологической науки
- ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ
- 2.2. История русской социологии
- 2.3. Основные направления развития социологии
- 2.4. Технократическое направление
- ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИОЛОГИИ ТРУДА
- 3.2. Классификация трудовых коллективов
- ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- 4.2. Распределительные отношения в советском и западном обществах
- 4.3. Социология распределения в условиях переходного периода
- ТЕМА 5. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА
- 5.1. Типология социальных конфликтов
- 5.2. Забастовка как форма социального конфликта
- 5.3. Фазы и стадии социального конфликта
- 5.4. Пути и способы регулирования социальных конфликтов
1.4. Функции социологической науки
Современная социология как наука о социальных закономерностях развития общества выполняет достаточно широкие функции.
Познавательная функция.
Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов социологических исследований, техники сбора и обработки социологической информации.
Прогностическая функция.
На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п. Такие прогнозы основа разработки рекомендаций для практики политического и социального управления.
Функция социального проектирования.
В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива, нового предприятия, нового города, политической партии или движения, но и управления для достижения поставленных целей. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой.
Социально-технологическая функция.
Типичным примером является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, объединениях, где работают профессиональные социологи. Они занимаются, например, выяснением потенциальной текучести кадров, изучением социально — психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами, управлением избирательными кампаниями, формированием первичных коллективов с подходящими возрастными и психологическими характеристиками. В рамках социальной инженерии организационно-технологическая функция проявляется в социальном изобретательстве, когда в результате изучения закономерностей функционирования определенной психологической обстановки в социальной общности, социологи предлагают оптимальные способы ее организации. Типичные примеры социального изобретательства молодежный жилищный кооператив, детский дом семейного типа, студенческие строительные отряды.
Управленческая функция.
Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Без социологической подготовки и социологических знаний заниматься управлением в современных условиях практически невозможно. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает схема: хотели как лучше, а получилось как всегда.
В странах с развитым гражданским обществом на многих предприятиях действуют специальные службы человеческих отношений. В нашей стране традиционно значительную часть этой работы выполняли различные общественные организации, и потому такие службы не сложились. В период реформ появилась потребность в специалистах нового типа: социальных работниках, менеджерах социальной сферы.
Таким образом, социология является инструментом непосредственного социального преобразования, теоретическим источником социальной политики на всех уровнях общественной структуры.
Есть сообщения, что методы социологии пытаются взять на вооружение мафиозные структуры. Газета "Известия" 19 января 1996г. рассказала о таком эпизоде. В Москве в одном из элитарных домов некая женщина предложила всем жильцам заполнить анкеты. Был обещан приз цветной телевизор. Общенациональное исследование проводилось Независимым центром изучения рыночных отношений, а цель его проанализировать образ жизни российских граждан. Надо было ответить на 50 вопросов, в том числе: в каком конкретном магазине семья покупает товары и продовольствие, когда в этот магазин ходят и кто остается дома, хотят ли купить дачу, импортную машину, не коллекционируют ли монеты, приватизирована ли квартира, не собирается ли хозяин за границу, возьмет ли с собой семейство, есть ли мобильный телефон?
Хорошо, что в этом подъезде нашлась студентка, которая показала анкету специалистам. Те изумились: какое общенациональное исследование, если все респонденты живут в одном доме, такого не может быть. Начали искать Независимый центр изучения рыночных отношений не нашли. Скорее всего, это был элементарный сбор информации для квартирных краж.
Идеологическая функция.
Как и любая другая наука об обществе, социология несет определенную идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг политических деятелей и т.п.
Иногда социологию используют для манипулирования общественным мнением. Эти опасно тем, что можно скомпрометировать социологию как науку, подорвать доверие к ее выводам. Дело в том, что результаты опросов и рейтингов влияют на позиции больших групп людей, а то и всего общества. Типичный пример — выборы.
Следует помнить, что наука выполняет свои идеологические функции не защитой догм, а формированием мировоззрения, глубиной научного анализа, терпимостью к различным точкам зрения.
Российская беда заключается в том, что десятилетиями ученые-обществоведы не имели права на ошибку. Считалось, что любой вывод должен быть непогрешимым, абсолютно верным. Поэтому его могли высказывать только лидеры, а все остальные должны были комментировать, разъяснять либо находить дополнительные аргументы в пользу его истинности. Отсюда нетерпимость к общественным наукам. В естественных науках иная, более разумная, более обоснованная точка зрения органично заменяет свою предшественницу и ее авторам не выносится смертный приговор.