Курс лекции по социологии. Часть 1
- Курс лекции по социологии. Часть 1
- 1.2. Определение социологии
- 1.3. Типы структур социологии
- 1.4. Функции социологической науки
- 1.5. Законы и категории социологической науки
- ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ
- 2.2. История русской социологии
- 2.3. Основные направления развития социологии
- 2.4. Технократическое направление
- ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИОЛОГИИ ТРУДА
- 3.2. Классификация трудовых коллективов
- ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- 4.2. Распределительные отношения в советском и западном обществах
- 4.3. Социология распределения в условиях переходного периода
- ТЕМА 5. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА
- 5.1. Типология социальных конфликтов
- 5.2. Забастовка как форма социального конфликта
- 5.3. Фазы и стадии социального конфликта
- 5.4. Пути и способы регулирования социальных конфликтов
5.4. Пути и способы регулирования социальных конфликтов
Пути и способы регулирования социальных конфликтов зависят от особенностей их возникновения и протекания., П. Сорокин справедливо указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей людей, без которых они не могут существовать. Прежде всего, потребность в пище, одежде, жилище, самосохранении, самовыражении. При этом важны не только сами эти потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества.
В этой связи определение путей регулирования конфликтов должно основываться на знании приоритетных потребностей, интересов и целей людей в те или иные периоды развития общества.
Наилучший способ регулирования социального конфликта — его предупреждение, умение действовать превентивно. Надо знать и уметь наблюдать за такими явлениями, которые можно было бы назвать индикаторами конфликта. Среди них: неповиновение, напряженность, недовольство сотрудников, снижение основных показателей производственной деятельности, увеличение числа жалоб, невыходов на работу, нарушений дисциплины, увольнений.
В производственном коллективе можно внедрять специальные механизмы отслеживания таких социальных индикаторов. Например, в Японии для этой цели используют кружки качества, службы внимания, рабочего настроения, телефон доверия и даже резиновый манекен администратора.
В условиях нарастания социальной напряженности знание ее индикаторов позволяет умело не давать повода для инцидента, с которого начинается конфликт. В качестве инцидента могут выступать такие обстоятельства, как резкое изменение внешней ситуации, провоцирующие действия одной из конфликтующих сторон, возникновение спорных ситуаций. Чаще всего в качестве инцидента выступают непродуманные действия администрации, связанные с нововведениями, неудачными кадровыми решениями.
- До инцидента руководство может занимать разные позиции:
- не чувствовать напряженности, реагировать в обычном стиле, тем самым приближая конфликт;
- осознавать ситуацию, но отвечать неадекватно;
- занимать позицию невмешательства.
- После инцидента, с которого начинается социальный конфликт, возможны различные варианты поведения:
- растерянность и бездействие (страусиная политика);
- агрессивная позиция;
- солидарность и даже руководство забастовкой;
- подачки бастующим;
- воздействие через неформальных лидеров.
Главное заключается в том, потерян или нет со стороны администрации контроль за развитием событий. В активной, пиковой стадии конфликта происходят дифференциация и интеграция участников конфликта вокруг выдвинутых требований.
Это касается и лидеров, и рядовых участников конфликта. Конфликт — это почти всегда борьба лидеров противоборствующих сторон. Побеждает тот, кто сильнее и умнее. Здесь противоборствуют две тенденции. С одной стороны, стремление разрушить забастовку любыми способами. Носителями этой линии выступают администрация, часто — профсоюзные структуры. С другой стороны, стремление лидеров конфликта с большей результативностью реализовать поставленные цели, задачи. Зачастую это создание особых органов управления вне традиционных структур, например, забастовочных комитетов. У нас пока мало лидеров рабочего движения — это неизбежный результат тоталитарной системы.
Для управления социальным конфликтом чрезвычайно важно умение вести переговоры, ведь в конечном счете обе конфликтующие стороны заинтересованы в достижении компромисса.
- В процессе ведения переговоров можно выделить:
- подготовительную фазу, первоначальный выбор позиции;
- поисковую фазу;
- финальную фазу.
Западные социологи разработали несколько принципов, которые помогают лидерам вести переговоры в процессе разрешения социального конфликта.
- Важнейшие среди них:
- переговоры начинаются с конструктивного определения проблемы;
- участвующие стороны должны понимать друг друга;
- долговременные решения базируются на интересах, а не позициях;
- переговоры должны быть гибкими.
Кроме того, существует несколько правил ведения переговоров при разрешении социального конфликта.
Правило выслушивания. Надо внимательно выслушивать всех во время переговоров. Не прерывать выступающих ни при каких обстоятельствах ни репликами, ни восклицаниями.
Правило равенства. При любом раскладе сил, при любой иерархии на переговорах стороны размещаются так, чтобы подчеркнуть равенство. Никакой власти должности, только власть авторитета.
Очень важны умение излагать аргументированно, в меру эмоционально свою точку зрения; свободно раскрепощенно себя вести. Разумеется, не доходя до краснобайства, беспечности, шапкозакидательства.
Процедурное правило. Необходимо соблюдать порядок работы, регламент, очередность сообщений, привлечение консультантов, юристов.
Правило безоценочных суждений. Следует отказаться от слов, несущих негативный, отрицательный оттенок по отношению к оппоненту.
Правило переговорного помещения. Переговоры вести только не в кабинете начальника. Необходимо относительно нейтральное, специально оборудованное помещение.
Для нашего общества характерно нарастание конфликтности. Миграция русскоязычного населения, инфляция, рост безработицы — все это обещает нам нелегкое и конфликтное будущее. Важно накапливать опыт цивилизованного решения социальных конфликтов. Умение управлять ситуацией, находить компромиссы — необходимое качество для социолога, менеджера, социального работника, тем более руководителя, политического или общественного деятеля.
Итоги конфликта определяются по многим параметрам. Течение и разрешение локального конфликта чаще всего не влияет на жизнь большинства населения. Глобальные, национальные и межнациональные конфликты отражаются на судьбах миллионов людей, уничтожают культурные ценности и производственные мощности, уносят жизни. Между этими крайними формами конфликта много других вариантов.
Социальный конфликт — сложное социальное взаимодействие, содержанием которого является процесс развития и разрешения непримиримых противоречий, т. е. таких, которые невозможно разрешить без изменения основных условий и факторов взаимодействия. Из этого следует — разрешение конфликта требует изменений в социальной жизни людей.
Вместе с тем необходимо учитывать, что никакое общество никогда не бывает по всем показателям только конфликтным. В любом обществе, даже находящемся в состоянии войны, наблюдается не только конфликт, но и согласие.
Консенсусологическое направление в социологии развивалось такими известными социологами, как О. Конт, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, П. Сорокин, Н. Михайловский, , М. Ковалевский и другими. Хотя следует отметить, что в классической социологии одними авторами абсолютизировалась роль конфликтов в развитии общества, другими — роль согласия. В современной российской социологии наблюдается крен в сторону развития конфликтологии при недостаточном внимании к социальному согласию. В 2000 году в Тюменском госуниверситете была защищена докторская диссертация, посвященная исследованию социального согласия в трансформирующемся обществе. Таким образом, начато развитие нового направления в современной российской социологии — консенсусологии — и сделана попытка преодолеть крайности, присущие классической социологии.
В развитии социального согласия можно выделять этапы, формы, исследовать протяженность и длительность. Принципиально важно различать ценностное и функционально-целевое согласие. Ценностное согласие — это характеристика состояния и взаимодействия между находящимися в единстве социальными субъектами, ориентирующимися на близкие, совпадающие ценности. Функционально-целевое согласие — это характеристика взаимосвязи между находящимися в единстве социальными субъектами, имеющими общие потребности, интересы и цели, а также общие представления о способах их достижения, закрепленные в правовых нормах. Функционально-целевое согласие — это всегда согласие социальных субъектов, преследующих определенную цель.
Социальное согласие имеет многофакторную детерминацию. Его возникновение и развитие зависит от многих условий и факторов, социально-экономического, социально-политического, общественного и духовного характера.
- << Назад
- Вперёд