Курс лекции по социологии. Часть 1

4.3. Социология распределения в условиях переходного периода

Современное российское общество не может избежать социальных проблем распределения и последствий, которые с этим связаны. Реформы в намеченном виде практически неизбежно приведут к сильному социальному расслоению общества. В то же время при сильном влиянии психологических стереотипов уравнительного распределения можно прогнозировать большое общественное противостояние, социальные катаклизмы.
     О состоянии отечественной сферы распределения говорят тревожные факты. Децильный коэффициент (даже по официальным данным) колеблется на отметке 12-13 (в СССР он не превышал 5, в Швеции — 6). Это наглядно свидетельствует о колоссальном и углубляющемся разрыве между тонким слоем богатых и нищающим большинством общества. Приведем официальные данные. По сводке Госкомстата Российской Федерации за 1996 год, душевой доход менее 800 тыс. руб. в месяц имели 53,3 % населения (при тогдашнем уровне цен ниже этой черты царит бедность, поскольку о приобретении предметов длительного пользования говорить не приходится) и 20,4 % имели доход на душу населения до 400 тыс., то есть находились за чертой нищеты. Официальная статистика склонна преуменьшать масштабы того и другого. Согласно данным обследования бюджетов домохозяйств, названные цифры возрастают соответственно до 89,9 % и 29,0 %. Это означает, что 9 из 10-ти бедные и нищие, а 1 из 4-х пребывает в нищете.
     Физиологическая деградация большинства населения страны находит концентрированное выражение в ухудшении состояния здоровья. Средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин опустилась ниже возраста выхода на пенсию (60 лет), а в ряде исконно русских областей — до 55-57 лет. Каждый третий юноша призывного возраста не может быть призван на военную службу по состоянию здоровья, до 15% призывников имеют дефицит массы тела. За бедностью и нищетой большинства — вымирание населения России. По данным социологического исследования, шанс "опуститься на дно" среди разных слоев населения равнялся: у одиноких пожилых людей — 72%, инвалидов — 63 %, многодетных семей- 54 %, безработных — 53 %, матерей одиночек — 49 %, беженцев — 44% и т. д. Особенно тревожит возрастающее число детей и подростков, которые не работают и не учатся: их более двух миллионов. Реформа школы 1992 года способствовала этому, поскольку ограничила обязательное обучение в школе "основным" — девятиклассным — образованием, то есть 15-летним возрастом. Одновременно снизилась ответственность школы и местных органов власти за отсев из начальных классов, а материальное положение многих семей не позволяет содержать детей и подростков и тем более обеспечивать их учебниками и наглядными пособиями, которые неотвратимо становятся платными.
     В стране беспрецедентными в истории темпами проведена чековая приватизация. В собственность частных лиц передано 74 процента объектов малой приватизации. Около 40 млн. россиян стали акционерами. Зарегистрировано около 1 млн. малых предприятий с 9 млн. работающих. Акционирована 21 тыс. крупных и средних предприятий. Призрачная возможность повысить свое благосостояние путем выгодного обмена своих ваучеров на акции прибыльных предприятий у большей части россиян не реализовалась. Зато проведенная приватизация оправдала политические ожидания реформаторов вполне легальным, законным путем осуществить перевод государственной собственности в частные руки и ее накопление у ответственных или стратегических собственников.
     Вместе с этим произошло стремительное разделение общества на богатых и бедных, сформировалось устойчивое негативное отношение к "новым русским". Общественное мнение о том, что основной способ разбогатеть связан с деятельностью, противоречащей закону и морали, стало устойчивым стереотипом массового сознания. По данным аналитического центра ИСПИ РАН, в 1994 г. ответы на вопрос о факторах обогащения распределились следующим образом: склонность к коммерции — 10, наличие деловых связей — 13, спекуляция — 39, умение организовать дело — 16, отмывание мафиозных денег — 17, разворовывание общенародной собственности — 34, талант и работоспособность — 6 процентов опрошенных.
     У нас в течение нескольких лет не публикуется необходимая статистика, отсутствует общепринятая методика расчета прожиточного минимума и его связи с минимальной зарплатой и пенсией. По логике, минимальная зарплата, пенсия должны быть на уровне прожиточного минимума. По оценкам экспертов, до 40 процентов российского населения живут за чертой бедности. К "новым русским" относится примерно 7-10 процентов населения, хватает только на питание и одежду у 29 процентов населения, только на питание — у 45 процентов населения и 20 процентов вообще не могут себя прокормить. По данным тюменских социологов, материальное положение ухудшилось с началом экономических реформ у 42,7 процента тюменцев; осталось на прежнем уровне -20,9; несколько улучшилось — 14,7; значительно улучшилось — 5,1; затруднялись ответить 16,6 процента.
     В результате проведения экономических реформ идет стремительная социальная поляризация, практически исчез средний класс, деньги концентрируются на одном полюсе, бедность — на другом. Для характеристики степени социального расслоения социологи и экономисты используют такой показатель, как соотношение уровня доходов 10 процентов людей с максимальными доходами и 10 процентов людей с минимальными доходами. Эти данные выглядят следующим образом: в 1991 г. — 1:5, в 1992 г. — 1:16, в 1994 г. — 1:27. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 23,8 % от общей численности населения.
     Таким образом, в результате реформирования отношений распределения в обществе произошел, по сути, раскол на две части. Одна, меньшая по численности, выступает за полную капитализацию страны, а вторая, большая, за создание социально ориентированной экономики со смешанными формами собственности, регулируемой государством, сильной системой социальной защиты населения.
     Основа экономического поведения людей в условиях рыночных преобразований заключается в том, что люди более предприимчивые, инициативные хотят, чтобы их труд оплачивался достойно, возможно, в соответствии со стандартами развитых стран. Но надо иметь в виду, что, чем сложнее человеку, социальной или этнической группе утвердиться, разбогатеть, тем больше вероятность, что часть ее представителей будет использовать для этого противоправные пути и методы. Этот тезис действует на уровне социологического закона. Результаты переходного периода всегда и везде одни и те же: криминализация бизнеса, рост преступности, социальная дезинтеграция общества.

4.4. Основные социологические подходы к исследованию механизмов распределения

Особый интерес представляют социологические аспекты заработной платы, пенсий, пособий, всевозможных материальных льгот за стаж работы, за квалификацию, за работу в экстремальных условиях, скажем, Крайнего Севера. Например, в городах Ямало-Ненецкого автономного округа уровень заработной платы в 3-4 раза выше, чем в городах юга Тюменской области. Такая зарплата привлечь может, но закрепить — нет. Человек приезжает сюда, чтобы заработать средства для обустройства в обжитых, более благоприятных районах. Возможно, следует не столько поддерживать рост зарплаты, а компенсировать неблагоприятные природно-климатические условия жилищно-бытовым комфортом, более высоким качеством жизни. Подобные рекомендации можно разработать только на основе социологических исследований.
     При изучении социальных проблем крестьянства следует учитывать специфику отношений распределения на селе, формы собственности на основное средство производства — землю. В каждой стране вопрос о форме собственности на землю решается, в первую очередь, на основе исторических традиций, специфики национального развития. В России крестьяне упорно держатся за коллективные формы. В чем здесь дело? Известно, что у нас не было глубоких традиций частного владения землей, кроме крупного помещичьего землевладения, отрубов и сибирских заимок, появившихся в результате столыпинской реформы.
     Кроме того, следует определиться, о какой земле идет речь. Участки, отданные под строительство промышленных предприятий, индивидуального жилья, дач, гаражей, для организации крестьянских хозяйств, уже находятся в частной собственности, приватизированы. Следовательно, речь идет о сельскохозяйственных угодьях, о праве частной собственности на эти земли. Возможны государственная, коллективная и частная формы собственности.
     Для нашей страны наиболее подходящей является такая форма частной собственности на сельскохозяйственные земли, которая позволяла бы покупать их у государства, но без права изменения целевого использования. Пока, в условиях экономической нестабильности, коррумпированности российского чиновничества, разрешение свободной купли-продажи земли может привести только к спекуляции, к тому, что земля станет формой хранения накопленных денег и т. п.
     Вопросы распределительных отношений традиционно присутствуют практически во всех анкетах: средняя зарплата, средний доход на члена семьи, удовлетворенность получаемой зарплатой, источники доходов и т. п. Есть тонкости, связанные с традициями, психологией. Например, премирование в трудовом коллективе. Традиционно все привыкли, что премия — это постоянная надбавка к зарплате и практически одинаковая для всех. Но вклад людей в общее дело всегда разный, надо иметь большое мужество, чтобы сказать эту правду и разделить премию по реальному вкладу. Особенно трудна эта задача в коллективе работников, занятых интеллектуальным трудом, где затруднена оценка индивидуального вклада. Важно выяснить индивидуальное отношение работников к различным формам материального и морального стимулирования. Например, женщины предпочитают ценный подарок, бесплатную путевку, а мужчины — деньги.
     Подходы к зарплате в нашем обществе сложились в 30-е гг., когда приоритет был отдан накоплению. Если для нормального развития фонд накопления должен быть в пределах 10-20 процентов, то у нас он достигал 40-45 процентов национального дохода. Зарплата в этих условиях была ориентирована на обеспечение прожиточного минимума. Что же касается оплаты труда в сельском хозяйстве, то она здесь десятилетиями не достигала даже прожиточного минимума. При этом стоит подчеркнуть, что некоторые пытаются выдавать за социальные завоевания то, что на самом деле было изобретением командно-административной системы управления. Дешевое жилье — но при этом происходила привязка к месту жительства и работы. Льготная путевка — но ее получение требовало послушания, исполнительности и членства в профсоюзе.
     Известно, что сильное перераспределение бюджета, фондов в пользу столичных городов, закрытых городов военно-промышленного комплекса вело к сильным социальным различиям, усиливало миграцию населения. Для регулирования миграции, ограничения роста населения столиц потребовалось ввести специальный институт прописки.
     Все это и многое другое следует отнести к нашим национальным особенностям, которые объясняются деформированием распределительных отношений в стране.
     Специфическими исследованиями социологии потребления являются отбор респондентов, которые по заданию статистических организаций ведут полный учет своих доходов и расходов, определение параметров рациональной потребительской корзины промышленных и продовольственных товаров.
     В новых социально-экономических условиях возникли новые вопросы для социологических исследований, например, индексация зарплаты и других выплат населению, компенсационные выплаты для социальной защиты малообеспеченных групп населения, налоговая политика и т. д. Многие из них находятся на стыке социологии, экономики и социальной психологии, хотя социологическое исследование проблем распределительных отношений, как мы отметили, имеет свою специфику.

Контрольные вопросы

  1. Каков основной показатель экономического, социального и политического положения социального субъекта?
  2. В чем специфика распределительных отношений при социализме?
  3. Как формируются общественные фонды потребления?
  4. В чем специфика распределительных отношений в условиях рыночной экономики?
  5. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы распределительных отношений, существующих в современном обществе.
  6. Каковы основные особенности распределительных отношений в условиях переходного периода?
  7. Охарактеризуйте механизм распределения.

Вы здесь: Главная Социология Курс лекции по социологии. Часть 1