Курс лекций по информационном праву. Часть 4: Правовое регулирование информационных отношений — Вопросы собственности в связи с информацией, составляющей государственную тайну
- Курс лекций по информационном праву. Часть 4: Правовое регулирование информационных отношений
- Особенности регулирования информационных отношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении массовой информации в Российской Федерации
- Обеспечение гарантий свободы массовой информации
- Организация деятельности средства массовой информации
- Правовое положение учредителя и редакции
- Распространение массовой информации
- Лицензирование вещания
- Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- Право на опровержение
- Правовой статус журналиста
- Обязанности журналиста
- Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- Государственная поддержка средств массовой информации
- Освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации
- Об опубликовании в средствах массовой информации нормативных правовых актов
- Реклама
- Особенности регулирования информационных отношений, возникающих в деятельности печатной прессы и электронных средств массовой информации
- Средства массовой информации и Интернет
- Опыт регулирования информационных отношений, возникающих при производстве и распространении массовой информации за рубежом
- Особенности правового регулирования информационных отношений в области массовой информации в США
- Диффамация
- Права и обязанности средств массовой информации с позиций государственной (национальной) безопасности
- Вопросы государственного контроля и лицензирования средств массовой информации
- Правовое регулирование в области бибилиотечного дела
- Права граждан и иных субъектов в области библиотечного дела. Право граждан на библиотечное обслуживание.
- Особые условия сохранения и использования культурного достояния народов Российской Федерации в области библиотечного дела
- Экономические аспекты библиотечного дела
- Правовое регулирование в области архивов
- Правовой режим архивов
- Государственное управление архивным делом в Российской Федерации
- Порядок доступа к Архивным фондам и использования архивных документов
- Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве информации, составляющей государственную тайну
- Субъекты и объекты информационных правоотношений в области государственной тайны
- Перечни сведений, составляющих государственную тайну, и сведения, которые не могут относиться к государственной тайне
- Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание
- Вопросы собственности в связи с информацией, составляющей государственную тайну
- Рассекречивание сведений и их носителей
- Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну
- Защита государственной тайны
- Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве информации, составляющей коммерческую тайну
- Субъекты и объекты информационных правоотношений
- Правовой режим коммерческой тайны
- Охрана коммерческой тайны в трудовых отношениях
- Защита прав на коммерческую тайну
- Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении персональных данных
- Информация о гражданах (персональные данные)
- Субъекты и объекты информационных правоотношений
- Правовые основы работы с персональными данными
- Права субъекта персональных данных
- Права и обязанности держателя (обладателя) по работе с массивами персональных данных
- Передача персональных данных
- Государственное регулирование работы с персональными данными
- Уполномоченный по правам субъектов персональных данных
Вопросы собственности в связи с информацией, составляющей государственную тайну
Законодательством о государственной тайне не урегулированы и полной мере отношения, возникающие в части информационной собственности, связанной с государственной тайной. Здесь законодатель прямо провозглашает право собственности на информацию, составляющую государственную тайну, вводит понятие собственника такой информации, говорит о распоряжении такой собственностью.
Так, в Законе РФ «О государственной тайне» устанавливается, что должностные лица, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, если эта информация относится к государственной тайне. Определяется также, что материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых и договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. Устанавливается, что в договоре должны предусматриваться обязательства собственника информации по ее нераспространению. Если собственник информации отказывается от подписанного договора, он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством. Собственнику информации, составляющей государственную тайну, предоставляется право обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права.
В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» законодатель развивает положения указанных норм Закона РФ «О государственной тайне»:
«Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне.
Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти».
Как мы ранее говорили (см. гл. 2), информация — достаточно сложное явление, составляющее философскую категорию, которая в таком «чистом» виде вряд ли поддается правовому регулированию, как и материя или энергия вообще, в философском их смысле.
На самом же деле законодательством о государственной тайне регулируются отношения по поводу обращения не просто информации, составляющей государственную тайну, а конкретных сведений, относимых в установленном порядке к государственной тайне (в соответствии с четко установленными перечнями), которые переносятся на материальные носители. Следовательно, формируется информационный объект, который в целом и составляет объект государственной тайны. Мало того, именно на носителе и устанавливается гриф секретности.
Таким образом, можно сказать, что государственная тайна представляется сложным составным объектом, информационным объектом. Как говорилось ранее (см. гл. 7), отношения по поводу такого информационного объекта не поддаются в полной мере регулированию лишь одним институтом — только авторского права или только вещного права. Поэтому в данном случае при регулировании отношений, связанных с собственностью по поводу сведений, составляющих государственную тайну, было бы полезно применить информационный подход, основанный на принципе двуединства информации и ее носителя и базирующийся на информационных правомочиях — право знать, право применять содержание информации в собственной деятельности и право передавать и тиражировать информацию. Тогда указанные выше отношения «собственности на государственную тайну» можно было бы урегулировать, применяя понятия «производитель государственной тайны», «обладатель государственной тайны» и «потребитель государственной тайны».
Рассуждая о проблемах информационной собственности применительно к государственной тайне, следует отметить тот факт, что в институте государственной тайны наблюдается более жесткая «привязка» информации, составляющей государственную тайну, к ее материальному носителю. С информационной точки зрения, по сути дела, речь идет о собственнике материального носителя со сведениями, относящимися к государственной тайне. При регулировании отношений собственности на такой объект необходимо жестко регламентировать не только передачу материального носителя, но и обязанность собственника определять состав обладателей и потребителей такой информации, устанавливать их права на использование информации на этом носителе (право знать, право применять, право передавать информацию), а также контроль за соблюдением таких прав.