Курс лекций по информационном праву. Часть 4: Правовое регулирование информационных отношений — Опыт регулирования информационных отношений, возникающих при производстве и распространении массовой информации за рубежом
- Курс лекций по информационном праву. Часть 4: Правовое регулирование информационных отношений
- Особенности регулирования информационных отношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении массовой информации в Российской Федерации
- Обеспечение гарантий свободы массовой информации
- Организация деятельности средства массовой информации
- Правовое положение учредителя и редакции
- Распространение массовой информации
- Лицензирование вещания
- Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- Право на опровержение
- Правовой статус журналиста
- Обязанности журналиста
- Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- Государственная поддержка средств массовой информации
- Освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации
- Об опубликовании в средствах массовой информации нормативных правовых актов
- Реклама
- Особенности регулирования информационных отношений, возникающих в деятельности печатной прессы и электронных средств массовой информации
- Средства массовой информации и Интернет
- Опыт регулирования информационных отношений, возникающих при производстве и распространении массовой информации за рубежом
- Особенности правового регулирования информационных отношений в области массовой информации в США
- Диффамация
- Права и обязанности средств массовой информации с позиций государственной (национальной) безопасности
- Вопросы государственного контроля и лицензирования средств массовой информации
- Правовое регулирование в области бибилиотечного дела
- Права граждан и иных субъектов в области библиотечного дела. Право граждан на библиотечное обслуживание.
- Особые условия сохранения и использования культурного достояния народов Российской Федерации в области библиотечного дела
- Экономические аспекты библиотечного дела
- Правовое регулирование в области архивов
- Правовой режим архивов
- Государственное управление архивным делом в Российской Федерации
- Порядок доступа к Архивным фондам и использования архивных документов
- Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве информации, составляющей государственную тайну
- Субъекты и объекты информационных правоотношений в области государственной тайны
- Перечни сведений, составляющих государственную тайну, и сведения, которые не могут относиться к государственной тайне
- Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание
- Вопросы собственности в связи с информацией, составляющей государственную тайну
- Рассекречивание сведений и их носителей
- Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну
- Защита государственной тайны
- Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве информации, составляющей коммерческую тайну
- Субъекты и объекты информационных правоотношений
- Правовой режим коммерческой тайны
- Охрана коммерческой тайны в трудовых отношениях
- Защита прав на коммерческую тайну
- Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении персональных данных
- Информация о гражданах (персональные данные)
- Субъекты и объекты информационных правоотношений
- Правовые основы работы с персональными данными
- Права субъекта персональных данных
- Права и обязанности держателя (обладателя) по работе с массивами персональных данных
- Передача персональных данных
- Государственное регулирование работы с персональными данными
- Уполномоченный по правам субъектов персональных данных
Опыт регулирования информационных отношений, возникающих при производстве и распространении массовой информации за рубежом
В монографии «Четыре теории прессы» выделены следующие варианты общественно-правового положения прессы в государстве и обществе, которые авторы называют «четыре теории прессы»: авторитарная, либертарианская, советская и теория социальной ответственности Прессы.
Авторитарная теория прессы как бы поддерживает и отражает авторитарную доктрину государственного устройства, которому она служит (например, гитлеровская Германия, Италия Муссолини). В основе этой теории лежит авторитарный подход к распространению информации. Пресса в этой теории должна поддерживать властителя или Правительство, находящегося у власти такого автократического государства, помогать ему в достижении поставленных целей. Авторы публикуемых материалов должны отождествлять свои интересы с интересами правителей. В этих целях в XVII в. в Англии выдавались патенты на исключительную монополию на книгопечатание только благонадежным лицам. Позже в ряде стран стали издаваться «официальные издания, «правильно» ориентирующие читателя в отношении проводимой властью политики, создавались органы цензуры.
Во времена авторитарной прессы в Англии применялась систем выдачи патентов на книгоиздание и на печатное дело. Во Франции, Германии, Испании, России, США в определенный период времени использовалась цензура, направленная на предварительный просмотр материала и выдачу разрешения на его публикацию. Далее появился способ авторитарного контроля над прессой — судебное преследование за распространение информации, не соответствующей установлениям власти. В качестве основных правонарушений здесь рассматривались «действия, направленные на низвержение государства» или «распространение клеветнических слухов в подрывных целях» или «антиправительственная агитация».
Вариантом авторитарной теории прессы авторы считают советскую теорию прессы, основанную на марксистско-ленинской теории диктатуры пролетариата. Согласно этой теории средства массовой информации являются инструментом коммунистической партии и государства, предназначены для обеспечения единства всех членов общества и применяются для пропаганды и агитации.
Традиционными методами партийного руководства прессой являются :
«систематическое участие партийного комитета в определении тематики и основных направлений деятельности редакционных коллективов;
координация действий различных редакций СМИ и пропаганды;
подготовка, воспитание, информирование журналистов;
развитие общественных начал в работе редакции (привлечение партийного актива, развитие творческой инициативы внештатных сотрудников редакций и т.п.);
всемирная поддержка со стороны партийных комитетов важных, принципиальных выступлений журналистов, особенно критических выступлений».
Контроль над прессой в СССР помимо партийных комитетов осуществлялся цензурой, которую проводило Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит). Штамп Главлита был обязателен для выхода в свет любого издания или произведения. Все периодические печатные издания, типографии и издательства находились в Собственности государства.
Либертарианская теория прессы основана на философии либертализма. Согласно этой теории самоцелью является человек, а не государство. Счастье и благополучие личности лежит в основе деятельности государства и интересов общества. Либертарианские принципы нашли отражение в первой поправке к Конституции США и во французской Декларации прав человека. Проповедником этой теории выступают США.
Авторы упомянутой выше книги «Четыре теории прессы» считают, что «в демократической стране правительство является слугой народа. Но даже если правительство подчинено и подотчетно общественности, ему не настолько доверяют, чтобы отождествлять его цели целями граждан. В демократических странах было создано бесчисленное количество приемов, чтобы не давать правительству возвращаться к авторитарным методам и подрывать неотъемлемые права своих граждан» .
Согласно этой теории все средства массовой информации должны находиться в частной собственности и конкурировать между собой на Свободном рынке. Принцип — чем меньше участвует государство в (деятельности СМИ, тем лучше. Средство контроля за соблюдением свободы массовой информации — судебная система. Именно суд определяет границы «вмешательства» государства в деятельность средств массовой информации при осуществлении своей власти.
В соответствии с либертарианской теорией допустимо некоторое ограничение свободы массовой информации. Это касается защиты репутации личности, а также введения запрета на распространение непристойных материалов.
Либертарианская теория фиксирует шесть задач прессы :
1) обслуживание политической системы посредством обеспечения информации, обсуждения и полемики по социальным вопросам;
2) просвещение публики с тем, чтобы она была способна к самоуправлению;
3) обеспечение прав личности, при котором пресса осуществляет критику правительства;
4) обсуждение экономической системы, сведение вместе покупателей и продавцов, товаров и услуг посредством рекламы;
5) развлечение публики;
6) самофинансирование в целях обеспечения защиты от подавления отдельными политическими или экономическими группами.
Социальная теория прессы представляет как бы следующий этап и развитии либертарианской теории. «Полная свобода» либертарианской модели прессы дополняется определенными ограничениями, основанными на применении закона. Речь идет прежде всего о защите интересов общества от злоупотребления свободой прессы. На позициях социальной модели прессы стоят многие страны мира и Европы, и первую очередь Великобритания.
Одним из наиболее эффективных способов законодательного oограничения деятельности прессы с целью обеспечения общественные интересов является введение лицензирования деятельности в области СМИ. Причем требования к лицензированию не должны противоречить нормам, устанавливающим информационные права и свобод м и ограничивающим эти права. Право устанавливать такие требование и их содержание наиболее полно сформулированы в Конвенции cobci.iЕвропы о защите прав человека и основных свобод (ст. 10):
«1. Каждый человек имеет право на свободу выражать свое мнение Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свобод получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.
2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые установлены законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественно: и спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлении для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прим других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия».
Введение лицензирования требует создания соответствующих структур, обеспечивающих эту процедуру и осуществляющих контроль за исполнением лицензионных требований. Мировой опыт сводится к предложениям создавать «буферные организации»[14], т.е. как бы буферов между государственными структурами, вещательными компаниями и слушателями.
К функциям этих организаций относят:
выделение частот для вещания и выдачу лицензий;
предоставление общественности и персоналу вещательных организаций возможности для подачи жалоб на злоупотребления. Эта функция должна обеспечиваться в целях защиты свободы выражения мнений;
распределение денег в тех случаях, когда государство предоставляет финансовую поддержку вещательным организациям с тем, чтобы непосредственно правительство и правящие партии были бы отстранены от принятия решений по программной политике.
В подавляющем большинстве стран вещательные компании находятся либо в частной собственности, либо в общественно-публичной собственности.