Лекция на тему “Национальная политика и межнациональные отношения”
- Лекция на тему “Национальная политика и межнациональные отношения”
- Этнос: понятие, виды, характеристики
- Основные классификации этносов
- Племя, народность, нация как формы этнических общностей
- Титульные, коренные народы и национальные меньшинства: соотношение понятий
- Межэтнические отношения и процессы
- Этнические процессы: понятие и типы
- Толерантность в межэтнических отношениях
- Этническая толерантность
- Этнос, власть и государство
- Право наций на самоопределение
- Способы осуществления права наций на самоопредление
- Автономия как форма самоопределения наций
- Национальный сепаратизм
Национальный сепаратизм. Борьба за осуществление права наций на самоопределение
Еще одной из форм реализации права наций на самоопределение является процесс объединения государств и процесс формирования суверенного, независимого государства. В ходе всемирного исторического развития данные процессы уравновешивают друг друга. Тем не менее исследователи уделяют больше внимания изучению и анализу сепаратистских акций, в силу того, что они часто носят конфликтный характер и связаны с борьбой этнических групп за осуществление права на самоопределение.
Мы не будем нарушать установившихся тенденций. В рамках данного раздела детально рассмотрим такое явление, как национальный сепаратизм, различные формы его реализации и возможные варианты реагирования государственной власти на сепаратистские акции.
Идеологическую основу национального сепаратизму представляет одна из мощных идей современности — национализм, которая по степени своего влияния сравнивается с идеями либерализма и демократии.
Ученые, политики, общественные деятели, вовлеченные в национальные движения, неоднозначно относятся к данной идеи. С одной стороны, подчеркивается позитивное влияние национальной идеи, пропагандирующей стремление сохранить язык, культуру, целостность народа, акцентируется внимание на то, что «здоровое» национальное сознание служит двигателем прогресса, способствующим появлению новых государств на карте мира.
С другой стороны, национальные идеи могут перерасти в требования преимуществ для отдельной этнической группы, в национализм, раскалывающий страну, рвущий устоявшиеся связи, обосновывающий захватнические акции против соседей и т.д. Национализм в крайних формах может способствовать узурпации государственных институтов и идеологии, дискриминации по отношению к другим национальностям. Именно в таком свете рассматривался национальный сепаратизм в марксистско-ленинском понимании.
Мы полагаем, что не следует противопоставлять национальный сепаратизм и национально-освободительные движения, отождествлять первый с войной, а второй с мирными способами решения конфликтных ситуаций.
Национальный сепаратизм – есть форма реализации права наций на самоопределение, стремление к отделению и территориальному обособлению этнической группы, движение за создание нового государственного образования или предоставление части страны автономии.
Краткий обзор проблемы национального сепаратизма может создать впечатление, что она присуща только развивающимся странам. В действительности, национально-сепаратистские устремления наблюдаются и широко распространены, как в развивающихся, так и в развитых странах. На территории России, Югославии, большинства африканских и азиатских стран, в Канаде, Бельгии, Франции, Испании представлены национальные общности, стремящие к созданию национальных государств.
Данное обстоятельство обусловливает многоликость и многообразие национального сепаратизма. Так, в зависимости от форм реализации он может быть классифицирован как вооруженный и ненасильственный.
Ненасильственный национальный сепаратизм может быть представлен в виде парламентской (законодательной) деятельности, ненасильственных акций гражданского неповиновения и т.д. Его цель — создать экономические и политические основы национального суверенитета.
В основе вооруженного сепаратизма лежат нелегальные средства достижения территориальной независимости. Как правило, он появляется в условиях, когда политико-властные структуры настаивают на приоритетности принципа территориальной целостности, а у представителей этнических групп, вынужденных вступать в борьбу за реализацию права нации на самоопределение, отсутствуют законные способы территориального обособления, завоевания и удержания политической власти.
Вооруженный сепаратизм подпитывает целый комплекс самых разнообразных причин. Чаще всего он порождается общественной средой, проблемами и противоречиями, которые государственные институты не решают своевременно и должным образом. Например, неадекватная национальная политика государственной власти, притеснения коренным этносом национальных меньшинств, территориальные споры и т.д. могут способствовать возникновению недовольства и желания территориально обособиться.
Г.Г. Дилигенский видит корни вооруженного сепаратизма в консервативной политике государственных структур: «Политический национализм (вооруженный сепаратизм), как правило, бывает тесно связан с консервативными (правыми в капиталистических, государственно-социалистическими в постсоветских странах) и авторитарными ориентациями. Эта связь естественна. Консерватизм выражает интересы привилегированных социальных групп, стремящихся сохранить статус-кво... Апелляция к общенациональным интересам — наиболее удобный способ оправдания такой позиции, игнорирования реального многообразия социально-групповых интересов, существующих в обществе».
Вооруженный сепаратизм подпитывают не только политические и социальные источники. Немаловажное воздействие оказывают социально-психологические и правовые факторы.
Политические психологи считают, что те, кто не может себя идентифицировать ни с одной из этнических групп, обладающих в обществе статусом и достоинством, в стрессовых ситуациях предпочитают агрессивную форму поведения. Они, как правило, вступают в вооруженные национально-сепаратистские группировки, способствующие удовлетворению человеческой потребности во включенности в группу. Идентификация с подобной группой позволяет людям обрести национальную самоидентичность, повысить собственную самооценку, получить некую социальную роль (чаще всего негативно воспринимаемую обществом). Отсюда стремление разделять общество на союзников и врагов, желание защищать свой этнос, используя преимущественно военные методы борьбы.
Наконец, немаловажное влияние на вооруженный сепаратизм оказывают так называемые двойные стандарты реализации права наций на самоопределение. Недаром полпред президента РФ Дмитрий Медоев неоднократно подчеркивал, что «все международные документы исходят из неотъемлемости права наций на самоопределение и признают возможность самоопределения через образование отдельного государства. Однако, как оказывается, эта норма осуществляется в современной мировой практике по принципу «кто сильнее, тот и прав». Сегодня один стандарт применяется для Восточного Тимора, Западной Сахары, Косово, а другой стандарт навязывается Южной Осетии и Абхазии».
Ярким примером того, что вооруженный сепаратизм является следствием воздействия комбинации ряда социально-экономических, политических, нормативно-правовых, демографических и иных факторов является ситуация в России в конце прошлого — начале нынешнего столетия. Военные национально-сепаратистские акции затронули многие регионы нашего государства: Чечню, Дагестан, Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию, Адыгею и т.д.
Наряду с ненасильственным и вооруженным сепаратизмом можно выделить и иные формы реализации национального сепаратизма. Л. М. Дробижева, А. Р. Аклаев, В. В. Коротеев и Г. У. Солдатов в работе «Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов» предлагают различать следующие формы национально-сепаратистских движений:
1. Классический сепаратизм, выражающийся в стремлении к полной независимости. В СССР этот тип был реализован в республиках Прибалтики, Грузии, Армении, на Украине, в Молдове.
2. Паритетный сепаратизм, для которого характерно стремление к полному суверенитету, но его реализация в силу внешних и внутренних обстоятельств невозможна. Партитетный сепаратизм в Российской Федерации представлен в форме политических автономий в Башкортостане, Татарстане, Туве. Данные республики независимы лишь частично, их деятельность ограничена полномочиями федерального центра.
Таким образом, национальный сепаратизм многолик. Игнорировать его в современных условиях бессмысленно и недальновидно, пагубным является и ожидание того, что национально-территориальные проблемы разрешатся сами по себе.
Мы полагаем, что наиболее эффективна для политико-властных структур адекватная, превентивная политика, нацеленная на своевременное решение проблем, болезненной реакцией на которые может стать национальный сепаратизм. Немаловажное значение имеют законодательное обеспечение и поддержка всех этнических групп, проживающих на территории государства, создание условий и механизмов для реализации права наций на самоопределение, психолого-образовательная деятельность, социальная реклама с призывами к толерантности и т.д.
- << Назад
- Вперёд