Лекция на тему “Национальная политика и межнациональные отношения”
- Лекция на тему “Национальная политика и межнациональные отношения”
- Этнос: понятие, виды, характеристики
- Основные классификации этносов
- Племя, народность, нация как формы этнических общностей
- Титульные, коренные народы и национальные меньшинства: соотношение понятий
- Межэтнические отношения и процессы
- Этнические процессы: понятие и типы
- Толерантность в межэтнических отношениях
- Этническая толерантность
- Этнос, власть и государство
- Право наций на самоопределение
- Способы осуществления права наций на самоопредление
- Автономия как форма самоопределения наций
- Национальный сепаратизм
Автономия как форма самоопределения наций
Автономия в широком смысле — это предоставление какой-либо части государства той или иной формы самостоятельности, права самостоятельно управлять и решать касающиеся ее государственные вопросы.
Автономия есть, как правило, закрепленный конституционным образом способ распределения властных полномочий между центром и регионами, базирующийся на конкретных исторических, религиозных, этнических, культурных и бытовых особенностях региона.
Автономии позволяют защищать этническую целостность, создавать больше гарантий и условий для защиты и развития наций, проживающих на территории государства, предотвращать межэтнические конфликты, создавать благоприятные условия для сохранения национально-культурных ценностей.
Важной особенностью современных автономий является их гибкость, способность решать национальные вопросы применительно к различным ступеням экономического, политического и культурного развития данной этнической группы.
Возникновение автономий связано с неодинаковым уровнем развития и численности народов, проживающих совместно в составе одного государства. Автономии представлены не только в федеративных, но и в унитарных государствах (Франции, Финляндии, Болгарии и др.). Данному обстоятельству способствует их направленность на сохранение национальных ценностей, удовлетворение культурных и социально-коммуникационных потребностей, решение различных проблем этнических групп.
Различают 2 основные разновидности автономий:
1. Национально-культурные (персональные, экстерриториальные).
2. Национально-территориальные.
Впервые идея национально-культурной автономии была выдвинута К. Реннером и О. Бауэром, которые предложили для характеристики союза одинаково мыслящих людей, сложившегося на почве национальной общности судьбы, использовать термин национально-культурной автономии.
В представлениях исследователей нация отрывалась от занимаемой территории, политических вопросов, связанных с национальным управлением, ее деятельность сводилась лишь к кругу проблем, оторванных от политики (например, культуры, школы и языка).
Подобное понимание национально-культурной автономии сохранено и в современной политологии (правоведении). Под экстерриториальной автономией понимается форма самоопределения наций «распыленных» в пространстве, на основе их добровольной самоорганизации, в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
Таким образом, национально-культурная автономия является важным средством выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения межнациональной стабильности, предупреждения конфликтов на национальной почве. Будучи экстерриториальным общественным формированием, национально-культурная автономия, не ущемляя прав административных единиц государства, расширяет их возможности и ответственность в осуществлении государственной национальной политики.
2. Национально-территориальные автономии – есть самоуправляющиеся территориальные единицы, обладающие в рамках конституции самостоятельностью и образующиеся в месте компактного расселения представителей этнических групп.
В подобных автономиях закрепляется привилегированное положение представителей коренной национальности в органах власти и привилегированное положение национального языка (например, через гарантии двуязычного культурного, информационного пространства, обязанность чиновников, представляющих центральную власть в регионе, знать оба языка и т.п.).
Это важнейший принцип национально-территориальной автономии, поскольку он создаёт необходимые условия для широкого развития национальной культуры и образования на языке коренной национальности.
Особенность национально-территориальных автономий состоит и в том, что решения органов региональной власти или населения этих единиц, принятые в пределах компетенции, установленной конституцией или соответствующими законами, не могут быть отменены органами государства или органами публичной власти более крупной единицы, в которую входит данная.
Объем территориальной автономии может быть различным.
В этой связи обычно выделяют две ее формы: государственную (политическую, законодательную) и местную (административную).
Государственная форма территориальной автономии характеризуется тем, что носитель ее имеет внешние признаки государства — парламент, правительство, иногда конституцию, гражданство и т.п.
Политическая автономия — это своего рода «несуверенное государство», правовой статус и компетенция которого регулируется конституцией государства.
В такой форме автономии местный парламент обладает правом на издание местных законов по вопросам, относящимся к юрисдикции автономии. Эти законы не могут противоречить общегосударственным, а представитель центральной власти (президент, губернатор, комиссар, министр) имеет право вето для отмены нарушающих этот принцип местных законов.
Примером таких автономий являются Республика Башкортостан (Россия), Северная Ирландия (Великобритания), Корсика (Франция), Аландские острова (Финляндия), Азорские острова (Португалия), Гренландия и Фарерские острова (Дания), юг Судана, о-ва Минданао и Кордильера на Филиппинах .
В отличие от государственной административная автономия не предполагает образование местных парламентов. В национально-автономных областях в данном случае образуются такие же органы, как и в обычных административно-территориальных единицах. Но они наделяются более широкими полномочиями (главным образом в области правового регулирования статуса самой автономной области, корректировки подзаконных актов центральных органов власти в зависимости от специфики местных условий) вопросах регионального экономического развития, природоохраны, культуры.
Примером подобных автономий являютсяХанты-Мансийский, Ямало-ненецкий автономный округ, Еврейская автономная область (Россия).
В целом на территории Российской Федерации представлены национально-территориальные автономии более 40 национальностей. Они существуют в виде 21 республики, представляющей 35 титульных национальностей, 4 автономных округов и 1 автономной области.
Завершая рассмотрение данного вопроса, отметим, что эффективность функционирования института автономии во многом зависит от социально-политических и экономических условий, созданных политико-властными структурами. В условиях авторитарных и тем более тоталитарных режимов автономия представляет фиктивно существующую юридическую форму реализации права наций на самоопределение, даже если она провозглашена конституционно.
К сожалению, и в странах с либеральными и демократическими режимами деятельность автономии может быть сведена на нет, посредством финансового давления и ограничений со стороны центра.