Лекция на тему “Политическая культура и идеология”

Политическая символика

Политическая символика — неразделима ни с политикой вообще, ни идеологией в частности. Можно насчитать более 60 определений символа, каждое из которых рассматривает его определенные стороны.

Понятие символа всегда было связано с идентификацией некоторой общности. И потому являлось общественно-политическим понятием, образуя возможность создания политической символики, как совокупности выразительных средств, придающих политической жизни, её действу, различным формам материализации политики явно понятный, или, наоборот, скрытый смысл.

B сфере политики, символический «конгломерат» идеального и материального проявляется, в соединении идеального понятия власти с миром реальных рукотворных вещей. При этом, символ упрощает интеллектуальные операции с простыми и сложными политическими понятиями, и одновременно открывает возможность спекуляциям на этих понятиях.

Классификацию политической символики можно представить следующими пунктами:

1. Национально-государственная политическая символика (герб, гимн, флаг; эти же формы символики используются и различными организациями иного порядка);

2. архитектурные комплексы (Байтерек, китайская стена, Белый Дом, и т.п.);

3. памятники политическим деятелям, мемориалы, посвящённые историческим событиям;

4. знаки отличия, регалии высших лиц государства, форма одежды, ордена, медали, значки и пр.;

5. Денежные знаки (на них часто нанесены символы, имеющие отношение к стране), их положение среди других валют может символизировать экономический и политический статус государства;

6. политическая топонимика (наименования улиц, городов, стран и т.д.);

7. Ритуально-процессуальная символика: многие политические мероприятия — ритуал, предусматривающий соблюдение определенных процедур (заседание парламента, вступление главы государства в должность, проведение национального праздника и т.д.);

8. Наглядно-агитационная символика: все виды наглядной агитации, относящиеся к политической рекламе (лозунги, плакаты, флаги, портреты и т.д.);

9. Политико-музыкальная символика (в определенные моменты истории символическими могут быть народные, революционные песни, популярные мелодии);

10. Предметно-объектная политическая символика (предметы или объекты, особо значимые для данной национальной общности: Царь-пушка и Царь-колокол в России, Гора Афон в Греции, зуб Будды в Шри-Ланке и т.д., зловещую символическую роль играет оружие, особенно ядерное);

11. Люди как политические символы (политические лидеры — Ленин, Линкольн, Наполеон и др.; легендарные герои — Илья Муромец, Вильгельм Телль, Робин Гуд; вымышленные персонажи — Джон Буль в Англии, дядя Сэм в США);

12. Условно-графическая символика, включающая геральдические знаки (всевозможные звезды, кресты, львы, грифоны и т.д.);

13. Политический язык (специальная терминология, особые языковые конструкции, применяющиеся в политической практике: Господин, Товарищ, "Ура"; кроме того, в контексте, это может быть любое написанное или произнесённое, как особый символ, слово);

14. Политическая мода и стиль (общие пристрастия сторонников какого-либо движения, выраженные в одежде, поведении и т.д.);

15. Символы места и времени («Советское время», «Викторианская эпоха», «годы Великого бедствия», и т.д.; границы, столицы, национальные праздники, нередко привязывают к этой символике);

Это перечисление, конечно, не исчерпывает классификацию политических символов, да мы и не ставим задачу раскрыть структуру и функции каждого типа символики. Важнее описать, в общих чертах, механизм действия вышеперечисленных элементов политической знаковой системы. Как и в любой семиотической системе, в политической символике можно рассматривать:

1) синтактику — отношение между элементами знаковой системы;

2) семантику — отношение между знаком и o6ьeктoм, который Он представляет;

3) прагматику — отношение между знаковыми системами и теми, кто интерпретирует содержащиеся в них сообщения.

Особенность политической символики, как знаковой системы состоит в том, что ее нельзя отнести семантически только к естественным знакам. Хотя в нее и бывают включены реальные объекты природы («священные» озера, горы, деревья), её нельзя связывать исключительно с образными системами. Кроме того, в ней достаточно иконических (портреты людей, святых), конвенциональных (ордена, медали), церемониальных (манифестации, заседания) знаков. Политической символике ещё и не чужды языковые знаковые системы, а также, так называемые коды (математические символы). Таким образом, политической символике свойственно вбирать в себя (синтезировать) разные знаки из иерархии знаковых систем и использовать их в политических целях.

Необходимо изучать отношение общества к национальному флагу, гербу, гимну к архитектурно-скульптурным сооружениям, политической топонимике, наградам и т.д. Это же касается и отношения к символам иностранных государств, различных организаций.

Пpo6лeмa обустройства политического пространства с помощью символики имеет непосредственное отношение к гражданскому обществу. Исследование отношения различных социальных слоев к политической символике на протяжении долгого времени может дать ценнейшую политологическую, культурологическую и другую информацию. Oco6eннo интересно проследить изменение отношения к символам, которые существуют не одно столетие. Это флаги, архитектурные ансамбли, скульптурные памятники, различные политические термины типа «демократия», образы выдающихся деятелей.

Если говорить об отношении населения к государственной символике, как к выражению «духа» страны и ее элиты, то можно судить о степени поддержки существующего строя, эффективности той или иной политики, идеологии.

Политическая символика родственна тем видам искусства, которые оперируют не столько разумом, сколько эмоциями человека. Художественный образ, как и политический символ, весьма сложен для анализа. Поэтому, помимо рационального восприятия («привлекает — не привлекает»), для нужного воздействия, следует учитывать психофизиологические oco6eннocти человека. Например, люди очень положительно, в эмоциональном плане, ощущают организацию пространства с помощью сочетания вертикальных и горизонтальных объектов. По оценкам психологов, они кажутся нужными для сохранения равновесия. Но и лю6oe возвышение над головой регистрируется сознанием как «вызов» человеку. Поэтому огромные здания и скульптуры (Останкинская и Эйфелева башни, статуя Свободы, нeбocкpe6ы) превратились в символы. И поднимаясь на эти сооружения, люди ощущают победу над высотой. Города феодальной Европы не случайно представляли собой «битву вертикалей», когда над домами рядовых горожан уходили ввысь башни знати.

B XIII веке, в Италии, почти повсеместно побеждают городские коммуны, и победившие в 6opьбe с феодалами купцы и ремесленники, в первую очередь, разрушают гордые башни. Таково значение высоты, как знака социального и политического отличия, и демонстрация той силы, которую оказывают символы на людей. Уместно вспомнить и традиционное уничтожение штандартов побежденного врага, произведений культуры, памятников, целых городов и т.д. Разрушение символики — один из способов 6opьбы со знаками власти и силы. Но после любого уничтожения остается «символическая память»: Карфаген, Бастилия, Берлинская стена, небоскрёбы Всемирного Торгового Центра ставшие символами, на века задержались в истории; то же относится и к образам выдающихся политиков. Здесь можно усмотреть «закон сохранения» политической символики, её переход из одного вида в другой, что, скорее всего, связано с двоичной, идеально-материальной природой символа.

Восприятие цвета и цветовые ассоциации тоже заложены на биологическом уровне (красный — кровь, голубой — небо, желтый — солнце и т.п.), хотя позднее, цвета сведены и в социальный контекст. Исследователи говорят об ассоциациях у людей, при виде сочетания желтого и черного цветов, знака опасности, из-за окраски леопарда — первого врага приматов. Специфику восприятия символов определяют место и время, степень развития общества, уровень образования человека и т.д.

В этом отношении особенно красноречив «язык» геральдики. Например: рассматривая изменения в гербе Норвегии после вступления страны в HATO (к золотистому льву добавлена секира, а когти стали чёрными), специалисты констатируют выраженный, символический акцент на том — что с того времени политика страны исходит из доктрины опоры на силу.

Не без основания считается, что символы выступают цементирующим элементом любой политической системы. Более того, организация приверженности общим политическим символам является важнейшей предпосылкой образования национального государства. Практически на всех главных государственных символах подчеркивается их территориальное единство. На флаге США, одинаковые звезды и полосы олицетворяют равенство штатов, объединённых в федерацию.

«Акт принятия новых государственных символов Казахстана, подчеркнул Президент страны Н.А. Назарбаев во время их официального представления, — обозначает для казахского народа и представителей национальностей, населяющих республику, не просто замену старых, обветшалых атрибутов классового, тоталитарного общества. Это свидетельство окончательного поворота республики к построению демократического и правового государства, к созданию нового общества, основанного на принципах суверенитeтa личности, единства его этнически многообразного народа».

Новые официальные атрибуты страны являются выразителями таких важнейших общечеловеческих ценностей, как гуманизм, согласие и мир. Они символизируют идеи государственного суверенитета и независимости Республики Казахстан.

Государственные символы можно назвать и символами надежд. Они как бы овеяны духом самосовершенствования и движения вперед. Важной смысловой семантикой, закодированной в образах официальных атрибутов страны, является призыв каждого и всех вместе направить свои усилия на умножение славы Родины и ее процветание во имя жизни и счастья свободных граждан Республики Казахстан

К государственным символам Казахстана, в первую очередь, относятся флаг, герб и гимн.

Государственный флаг Республики Казахстан был принят 4 июня 1992 г., автор — Ниязбеков Ш.О.

Официальное определение: «Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре его солнца с лучами, под которым — парящий орел. У древка — вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображение солнца, лучей, орла и орнамента — цвета золота. Отношение ширины флага к его длине — 1:2». (Статья 4 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, «О государственных символах Республики Казахстан»).

Главный определяющий элемент флага, принятый в вексилологии, это цвет. Выбор небесно-голубого цвета в качестве главного символического знака Государственного флага не случаен. На языке вексилологов этот цвет является носителем таких понятий, как честность, безупречность и верность. Он отражает не только приверженность идее единения, но и напоминает о безоблачном небе, которое всегда и у всех народов было олицетворением мира, спокойствия и благополучия. Образ солнца на флаге олицетворяет богатство и изобилие. Круг, которым графически изображается этот образ, является символом жизни. Образ орла обычно воспринимается как символ власти, прозорливости и великодушия. С образом орла в национальном мировоззрении казахов ассоциируются такие понятия, как свобода, непокорность, чувство достоинства, мужество, высокие идеалы, широта души и чистота помыслов. Еще одним элементом Государственного флага является расположенная у древка вертикальная полоса с национальным орнаментом (бараньи рога).

Государственный герб Республики Казахстан был также принят 4 июня 1992 г. Авторы — Малибеков Ж.М., Уалихан Ш.Ы. Официальное определение: «Государственный герб Республики Казахстан представляет собой изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры) в обрамлении крыльев мифических коней. В нижней части герба — надпись «Казакстан». В цветном изображении Государственный герб Республики Казахстан — двух цветов: золота и сине-голубого» (Статья 7 Указа Президента Республики Казахстан; имеющего силу конституционного закона, «О государственных символах Республики Казахстан»).

Гимном Республики Казахстан в 2006 г. стала песня Шамши Калдаякова «Мой Казахстан», слова Н. Назарбаева, Ж. Нажимеденова. Гимн должен исполняться в точном соответствии с текстом и музыкальной редакцией. Не принято исполнение текста гимна в переводе. При публичном исполнении гимна присутствующие выслушивают его стоя.

Особое отношение к символам служит основой национальных традиций и официальных этикетов в области социальной регуляции, связанных с присутствием флага, герба и гимна. Появление на всенародных праздниках государственных флагов, способствует закреплению их положительного образа в сознании. Официальные символы служат основой единого государственного стиля.

Характер и степень культивирования национальных этикетов уважительного отношения к государственной символике в разных странах проявляются по-разному. На них немалое влияние оказывают менталитет и политическая культура той или иной страны. B законодательстве подавляющего большинства государств предусмотрено наказание за осквернение национальных символов.

Вы здесь: Главная Политология Политология Лекция на тему “Политическая культура и идеология”