Лекция на тему “Политическая культура и идеология”
- Лекция на тему “Политическая культура и идеология”
- Теоретико-методологические основы курса: политическая культура и идеология
- Политическая культура как элемент политической системы
- Методы изучения политической культуры
- Типологизация политической культуры
- Политические ориентации
- Политическая символика
- Политические стереотипы и мифы
- Субкультуры в структуре политической культуры
- Политическое поведение и участие
- Политическая культура Казахстана
- Политическая социализация
- Политическое сознание и его место в политической жизни общества
- Политическая идеология
- Либерализм как определенная политическая идеология и и
- Консерватизм и неоконсерватизм
- Идеология анархизма
- Идеология социализма
- Современные тенденции в развитии политической культуры и идеологии
Типологизация политической культуры.
Политическая культура формируется под воздействием многочисленных факторов, что предопределяет и многообразие ее видов, моделей.
Тип политической культуры определяется по следующим основаниям:
1) в зависимости от уровня общности: общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентации и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам);
2) в зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране: интегрированная (характеризуемая тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием юридических процедур в разрешении политических коллизий, высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом) и фрагментарная (характеризуемая отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между различными группами, высокой степенью социальной напряженности ц конфликтности, нестабильностью правительств, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти);
3) в зависимости от отношения к, власти: господствующая и контркультура; 4) в зависимости от отношения к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности);
5) в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы: патриархальная (для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни), подданническая (где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан) и активистская (свидетельствующая о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом);
6) в зависимости от стилей политического поведения: рыночная (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистская (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида);
7) в зависимости от вида политического режима: демократическая и антидемократическая;
8) в зависимости от классового подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т.п.;
9) в зависимости от связи с религией: божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом);
10) в зависимости от базовых ценностей, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности: общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели).
На основании этих и многих других оснований политическая наука предлагает различные варианты классификации политической культуры. Первая попытка систематизировать различные модели политической культуры была предпринята на основе масштабного компаративного исследования, которое проводилось американскими политологами Г. Алмондом и С. Вербой с 1958 по 1962г. в Западной Европе и США. Итогом исследования стала работа «Гражданская культура». В ней авторы выделяют три идеальных типа политической культуры:патриархальную, подданническую и культуру участия.
· Патриархальная характеризуется ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств.
· Подданническая предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата. Именно эта политическая культура доминировала в СССР, начиная с 20-30-х гг.
· Политическая культура участия (гражданская) отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).
Понимая, что в реальной жизни эти модели достаточно редко встречаются в «чистом виде», Г.Алмонд и С.Верба на основе своей методологии выделили также и три смешанных типа политических культур — провинциалистско-подданическую, подданическо-партисипаторную и провинциалистско-партисипаторную.
Специфика провинциалистско-подданической состоит в том, что «значительная часть населения отвергает исключительные притязания диффузной племенной, деревенской или феодальной власти и проявляет лояльность в отношении более сложной политической системы со специализированными центральными правительственными структурами». Это тип культуры, характерный для периода перехода к единому централизованному государству.
Особенности подданическо-партисипаторного типа культуры заключаются в том, что при нем у значительной части общества появляется “специализированная ориентация” по отношению к политической системе и ее элементам, равно как и “активистские самоориентации”. Но при этом существенная часть населения продолжает ориентироваться на авторитарную правительственную структуру и придерживаться пассивной системы самоориентаций.
Провинциалистско-партисипаторная политическая культура характерна для многих развивающихся стран. Политическая система в большинстве из них характеризуется провинциалистской фрагментарностью, и проблема, по Г.Алмонду и С.Вербе, состоит в том, чтобы обеспечить активное участие граждан в политической жизни.
Данное разделение на практике весьма условно, поскольку политическая культура любого общества представляет собой сложную комбинацию различных типов культур, соотношение которых зависит от уровня развития общества. Развитому обществу, демократической индустриальной политической системе при этом соответствует гражданская политическая культура, отличительными чертами которой являются: консенсус относительно легитимности политических институтов, толерантность по отношению к другим ценностям и интересам, политическая компетентность.
В современной политологии получили достаточно широкое распространение и другие варианты типологизации политической культуры. Так, например, в основу типологизации, разработанной У. Розенбаумом, положен характер взаимоотношений между субкультурами. На этой основе он выделяет интегрированные и фрагментированные типы политических культур.
Интегрированный тип предполагает согласие большинства общества по базовым ценностям.
Фрагментированная политическая культура отличается острой конфликтностью различных субкультур по отношению друг к другу, присуща нестабильной политической системе с неустойчивыми политическими институтами.
Более подробный вариант типологизации на основе взаимоотношения различных субкультур предложил английский ученый Д. Каванах. в его концепции выделяются гомогенная, фрагментарная, смешанная и искусственно гомогенная политические культуры.
Гомогенная политическая культура характеризуется толерантностью и единством общества по основополагающим ценностям.
Фрагментарную политическую культуру отличает конфликтная оппозиционность различных субкультур.
Отличительными характеристиками смешанной политической культуры являются наличие ценностных ориентаций, отличающихся от норм и ценностей существующего режима. Искусственно гомогенной политической культуре присуща апатичность и мобилизованное политическое участие.
Особый подход к классификации политических культур был предложен Р. Шварценбергом. В качестве критерия классификации исследователь предлагает использовать степень восприимчивости политической культуры к инновациям, возможности адаптировать политический опыт других стран к сложившимся социально-экономическим и политическим условиям. На основании данного подхода Р. Шварценберг выделяет открытую и закрытую политическую культуру.
Еще одним критерием выделения типов политической культуры являются базовые ценности, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности или в политическом процессе. В соответствии с этим можно выделить три типа политической культуры.
Культура высокой гражданственности. Базовая ценность — человек с его потребностями и интересами. Политическая система в целом и все ее структурные элементы носят демократический характер. Людям присуще чувство ответственности за все происходящее, а потому высока степень активности участников политического процесса.
Элитарная политическая культура. Базовая политическая ценность — власть или властные структуры (государство, элиты). Человек выступает как средство для достижения цели, которую ставит политическая элита.
Архаическая политическая культура. Главная ценность — интересы этноса, к которому они принадлежат (род, племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической общности.
Достаточно интересен и эффективен подход к классификации политической культуры, который учитывает влияние государства и рынка как двух универсальных цивилизационных феноменов и, соответственно, позволяет говорить о множественных модификациях двух основных ее типов — рыночной и этатистской.
Рыночная культура ориентирует людей на понимание политических процессов и явлений как актов свободного, плюралистического обмена продуктами политической деятельности, как средств, реализующих, по словам М.Дюверже, “интеграцию всех граждан в общество и создание справедливого государства”. Это — культура, где конкурентная борьба понимается как универсальный принцип функционирования и развития общества.
Напротив, этатистский тип культуры обусловливает течение и развитие политических процессов в условиях жесткого государственного регулирования, когда интересы государства ставятся выше других интересов, а социальные конфликты в случае необходимости могут быть упорядочены силовыми методами
Альтернативную типологию предложил польский социолог Е.Вятр. Взяв за основу связь политических культур с политическими системами и лежащими в их основе общественно-политическими формациями, он выделил в качестве основных три разновидности: традиционную, буржуазно-демократическую и политическую культуру социалистической демократии, которые дополняются второстепенными: политической культурой сословной демократии, автократической и реликтовой автократической.
При этом буржуазно-демократическая культура выступает в виде или консервативно-либеральной, или либерально-демократической: первая признает в качестве главных ценностей гражданские права и свободы, но в то же время отрицает общественно-реформаторский аспект политической культуры, тогда как для второй характерны социальные реформы, осуществляемые государством. В либерально-демократической модели важное место занимает проблема соотношения свободы, равенства и справедливости. В целом зачастую предпочтение отдается равенству возможностей, с которым отождествляется справедливость, перед социальным равенством, равенству стартовых условий перед равенством результатов.
Авторитарная политическая культура, по Е. Вятру, признает в качестве идеала сильную власть, включающую развитые демократические права и свободы граждан, однако не ориентирует людей на активное участие в политической жизни, нацеливая их на послушное поведение.
Тоталитарная политическая культура «объединяет культ лидера, сильной власти с активным привлечением граждан к участию в политической жизни в соответствии с принципами, установленными лидером». В этих условиях внешняя политическая активность граждан не означает демократической свободы выражения своих мнений, плюралистской выработки политических ориентаций.
Достаточно близка типологии Е. Вятра классификация политической культуры по типу политических режимов. В самых общих чертах это выглядит следующими образом:
тоталитарная политическая культура. Наследование политического опыта осуществляется по принципу: «Запрещено всё, кроме того, что разрешает и поощряет власть». В тоталитарном политическом режиме политическая культура репрессивна, консервативна, бюрократична, поддерживает культ власти (вождя, партии), многолична (невозможен диалог с властью). В ней заложен тотальный контроль над всеми сферами общества (цензура, контролирующие органы, действующие как легально, так и нелегально) над личной жизнью людей.
Такая политическая культура противоположна индивидуализму. Возводя коллективизм в высший принцип при отсутствии условий для социального согласия, она постоянно воспроизводит сознание, основывающееся на вере в абсолютное единство власти и народа, могущество и справедливость строя, вождя.
Принцип тоталитарного сознания — слияние с властью. Оно догматично, агрессивно по отношению к инакомыслящим (формирует образ врага), мифологично. Место религии и социальной науки такая культура заполняет идеологией, потому что в данной культуре невозможна критика существующей действительности, критика власти;
При всей этой противоречивости и парадоксальном сочетании противоположных, начал определяющими в тоталитарном сознании являются конформизм, усредненность, самодовольство и удовлетворенность жизнью и т.д., составляющие в совокупности характерологическую матрицу посредственности как социально-политического типа человека массы.
авторитарная политическая культура близка тоталитарной в наследовании политического опыта. В ней действует принцип: «Разрешено всё, кроме политики». Авторитарная политическая культура монологична, привержена авторитету. Для данной культуры типичны ориентация на власть, силу, стереотипность, конформизм;
демократическая политическая культура. Ей свойственен принцип: «Разрешено всё, кроме того, что запрещено законом». Она диологична, плюралистична, гуманна. Человек в ней становится ценностью, активным и сознательным участником политической жизни.
Демократическое сознание предполагает равную ответственность всех граждан за действия своего правительства. Оно критично и ответственно. Его идеалы: свобода, равенство, справедливость, торжество закона, осуществление прав человека.
Демократическая (плюралистическая) политическая культура проявляется в общенациональном согласии относительно принципов организации и функционирования политической системы; ротации партий и должностных лиц у власти; высоком месте демократии в структуре общественных ценностей; преобладании гражданских процедур в улаживании конфликтов; политическом плюрализме.
Важнейшими параметрами современной демократической политической культуры являются плюрализм (от лат. «множественный») и толерантность (терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению).
Фрагментарная модель политической культуры является переходной и совмещает черты тоталитарной и демократической моделей политической культуры.
Таким образом, при анализе политической культуры необходимо исходить из факта существования многих региональных и национальных вариаций политической культуры, которые обусловлены общественно-историческими, национально-культурными, географическими, религиозными и иными особенностями.
Для содержательного анализа политической культуры значительный интерес представляют также способы ее типологизации, разработанные Р. Такером, И. Градинаром, Д. Элейзаром, У. Блюмом, Э. Баталовым, К. Гаджиевым и др.