Лекция на тему “Политическая культура и идеология”
- Лекция на тему “Политическая культура и идеология”
- Теоретико-методологические основы курса: политическая культура и идеология
- Политическая культура как элемент политической системы
- Методы изучения политической культуры
- Типологизация политической культуры
- Политические ориентации
- Политическая символика
- Политические стереотипы и мифы
- Субкультуры в структуре политической культуры
- Политическое поведение и участие
- Политическая культура Казахстана
- Политическая социализация
- Политическое сознание и его место в политической жизни общества
- Политическая идеология
- Либерализм как определенная политическая идеология и и
- Консерватизм и неоконсерватизм
- Идеология анархизма
- Идеология социализма
- Современные тенденции в развитии политической культуры и идеологии
Методы изучения политической культуры.
Политической культуре, как и любой другой области политики, присущи определенные закономерности. Эти закономерности отражают свойственные политической культуре всеобщие и необходимые связи, реализуемые в функционировании и развитии данной сферы. Основной задачей политической науки при этом является выявление основных закономерностей и тенденций функционирования политической культуры, с тем, чтобы объяснить ее сущность, рационализировать и систематизировать знания о всех ее компонентах.
Становление основных научных школ и подходов к исследованию политической культуры в определенной мере совпадает с процессом институционализации непосредственно политической науки.
В самом общем виде, периодизация развития методологии исследования политической культуры может быть представлена следующим образом:
1. классический период (до 19 века), представленный в основном логико-философским, этическим и аксиологическим подходами. Хотя в этот период категория политической культуры еще не выделена в качестве предмета самостоятельного изучения, отдельные ее элементы (такие, например, как политическое сознание, политическое поведение, политические мифы, стереотипы и т.д.) привлекают внимание исследователей.
2. институциональный период (19-начало 20 века), когда на первый план выходят нормативно-институциональный и историко-сравнительный методы. Именно в этот период появляется научная категория «политическая культура», обобщающая и систематизирующая отличия в субъективном восприятии политической действительности обществом и отдельными личностями.
3. бихевиористский период (20-70 годы ХХ века), ставший поворотным в развитии политической науки в целом и научном анализе явления политической культуры в частности. Доминирующим убеждением бихевиористов является представление о политике, как о разновидности социального поведения индивидов. Политическая культура в трактовке бихевиоризма представляет собой общественное явление, имеющее прежде всего индивидуальное измерение и определяющееся установками и мотивациями, связанными с участием во власти.
4. постбихевиористский период (начался в последней трети ХХ века) отмечен появлением новых методов исследования политических явлений, среди которых особое место занимают структурно-функциональный и системный анализ. Отличительной особенностью этого периода является возможность применения результатов научного анализа для эффективной реализации социальных задач.
Приемы, подходы и методы, используемые в политологии в целом, широко применяются в исследовании политической культуры и идеологии. Существуют два общих концептуальных методологических подхода — бихевиоризм и интерпретатизм
Бихевиоризм предполагает применение количественных методов в исследовании политической культуры и расширение предмета исследования от анализа институтов до анализа неформального политического поведения.
Отличительная черта интерпретативистских подходов в исследовании политической культуры состоит в поиске и анализе «смыслов» политической жизни. Таким образом, политическая культура предстает как смысловой аспект политики. При этом методы исследования могут быть самыми разнообразными: от необъятного описания и обобщения национальной истории до анализа образцов массовой культуры.
Многими авторами не раз отмечалось, что при исследовании политической культуры невозможно не учитывать особенности общей культуры, национального характера, события исторического прошлого и настоящего и т.п. И если признать, что политическая культура во многом определяет особенности функционирования политической системы, то, определив сущность системы более фундаментального порядка (каковой является культура), можно выявить и специфику производной системы.
Очевидно, что все это до бесконечности расширяет не только рамки исследования, но и затрудняет сам процесс анализа, ибо невозможно учесть все многообразие факторов, оказывающих прямое или косвенное воздействие на процесс формирования политической культуры.
В ряду основных современных методов, применяющихся при изучении политической культуры можно выделить следующие:
· Институциональный подход ориентирован на изучение политических институтов: государства, его органов, правительственных программ и других средств регулирования политической деятельности, политических партий и иных общественных организаций.
· Компаративный подход направлен на сравнительный анализ различных типов политической культуры, а также их элементов: политических ориентаций, политических стереотипов и мифов, моделей и образцов политического поведения и т.п.
· Исторический подход основан на изучении политической культуры в процессе развитии.
· Социологический подход направлен на выяснение зависимости политической культуры от развития общества в целом, от его социальной структуры, от системы экономических отношений, от идеологии, традиций и менталитета общества.
· Нормативно-ценностный подход предусматривает выяснение значения для общества тех или иных элементов политической культуры, их роли в повышении благосостояния общества, в реализации свободы и справедливости.
· Системный подход — политическая культура рассматривается в своей организации как целостная и саморегулирующаяся система, состоящая из совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и внешней средой.
· Структурно — функциональный анализ исходит из рассмотрения политической культуры в качестве целостной системы с взаимосвязанными элементами, каждый из которых выполняет свое функциональное предназначение.
· Бихевиористский подход основывается на рассмотрении политической культуры через призму анализа мотиваций политического поведения индивида и социальных групп.
· Антропологический подход интерпретирует политическую культуру, исходя из природы человека.
· Коммуникативный метод позволяет разработать кибернетическую модель политической культуры, рассматривая политическое взаимодействие в качестве информационных потоков, главные из которых политические решения и реакция на него агентов политики.
Также в политологии широко используются эмпирические приемы анализа: анкетирование, наблюдение, метод экспертных оценок, метод политического моделирования, анализ статистического материала и т.п.
Современные концепции политической культуры сформировались в рамках сложившихся научных школ и подходов, в ряду которых следует выделить:
Психологический подход (школа Г.Алмонда): политическая культура рассматривается как набор психологических ориентаций на социально-политические объекты и процессы.
Комплексный, обобщающий подход (Д.Мервик, Р.Такер, Л.Диттмер): политической культуре приписывается все происходящее в политике. Она либо идентифицируется с политической системой, либо сводится к политическим отношениям, а в конечном счете не имеет специфического содержания.
Объективистская (нормативная) парадигма (Л.Пай, Д.Пол). политическая культура определяется как совокупность принятых политической системой норм и образцов политического поведения.
Эвристическая концепция (С. Хантингтон): политическая культура понимается как гипотетическая нормативная модель желаемого поведения.
Каждый из этих подходов заслуживает внимания, поскольку дополняет имеющиеся трактовки сущности политической культуры и позволяет достичь относительного равновесия между деятельностной и ценностно- институциональной сторонами политической культуры.
Нарушение этого баланса приводит к преобладанию либо консервативной тенденции в развитии политической культуры, либо стимулирует псевдокардинальную активность, отрицающую существующие политические ценности.