Лекция на тему “Политическая культура и идеология”
- Лекция на тему “Политическая культура и идеология”
- Теоретико-методологические основы курса: политическая культура и идеология
- Политическая культура как элемент политической системы
- Методы изучения политической культуры
- Типологизация политической культуры
- Политические ориентации
- Политическая символика
- Политические стереотипы и мифы
- Субкультуры в структуре политической культуры
- Политическое поведение и участие
- Политическая культура Казахстана
- Политическая социализация
- Политическое сознание и его место в политической жизни общества
- Политическая идеология
- Либерализм как определенная политическая идеология и и
- Консерватизм и неоконсерватизм
- Идеология анархизма
- Идеология социализма
- Современные тенденции в развитии политической культуры и идеологии
Политическая социализация
Формирование, воспроизводство и развитие политической культуры осуществляется через усвоение и поддержание людьми ее норм, образцов и стандартов поведения, традиций
Политическая социализация - это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к определенной политической культуре, что, в свою очередь, способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической системы. Содержанием политической социализации является приобщение человека к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.
Политическая социализация выполняет ряд важнейших функций:
1) определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид через политическое участие;
2) формирует представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации;
3) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе;
4) вырабатывает определенное отношение к политической символике;
5) формирует способности к познанию окружающего мира;
6) формирует убеждения и отношения, являющиеся «кодом» политической жизни.
Типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная).
Прямая социализация — это непосредственное приобретение политических знаний и установок.
Косвенная социализация — это своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки.
Политическая социализация личности осуществляется в несколько этапов.
1. этап политизации — у детей под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций формируются первые представления о мире политики.
2. этап персонализации — восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского.
3. этап идеализации — важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества и на этой основе образуются устойчивые эмоциональные отношения к политической системе.
4. этап институционализации — переход от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти.
Сформированные в детские и юношеские годы политические предпочтения и установки являются наиболее устойчивыми.
Процесс же радикального изменения ценностей, сформировавшейся политической культуры (ресоциализация) является весьма болезненным и может сопровождаться острыми внутри личностными конфликтами и даже разрушением структуры личности.
Субъекты социализации:
1. социализант или, собственно тот, на кого направлен процесс социализации;
2. агентуры социализации, или институты, ее осуществляющие (образовательные учреждения, партии, общественные организации, средства/массовой информации и т.п.);
3. агенты социализации (социализаторы)- непосредственные “проводники” социализирующего воздействия (преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели, журналисты и т.п.).
Модели политической социализации по P.M. Мерельману:
1. системная — характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Важнейшими агентурами социализации являются школа и семья, а также окружение личности, ее сверстники.
2. гегемонистская — формирует молодежь, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме “своей”. Ведущими агентурами в этой модели являются средства массовой информации.
3. плюралистическая — целями социализации являются формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участия в их реализации, высокого уровня гражданской активности. В результате граждане становятся привержены определенным политическим группам и могут их свободно менять в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Агентурами являются школа, родители, средства массовой информации, партии и группы интересов.
4. конфликтная - сводится к формированию лояльности к определенной группе и готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Агентурами социализации являются органы пропаганды и агитации, представляющие интересы группы.
Первая модель социализации в большей степени характерна для англо-американской культуры. Вторая — для стран не западной цивилизации. Третья — присуща континентально-европейской культуре. И, наконец, последняя модель характерна для закрытых (авторитарных) политических систем.
В каждой политической системе процесс социализации имеет свои особенности. Так, например, в США создана разветвленная система политической социализации. Процесс социализации начинается с самых ранних лет жизни. В этот период на формирование представлений ребенка влияние оказывает семья. Именно семья знакомит ребенка с моральными, социальными, религиозными и политическими ценностями. В семье формируются первичные политические знания, реакции и предпочтения, оказывающие затем в течение всей жизни заметное влияние на мировоззрение человека. Причем, как показывают исследования, роль семьи в политической социализации индивида в США гораздо больше, нежели, скажем, в Западной Европе. Отцы оказывают на формирующиеся политические взгляды детей большее влияние, чем матери. Однако, в случае расхождения политических пристрастий родителей, дети чаще занимают позицию матери.
Целенаправленная политическая социализация американцев начинается с первых лет обучения и продолжается затем долгие годы. В начальной школе детей знакомят с самыми простыми понятиями, олицетворяющими власть, «полицейский», «президент», «генерал», «начальник» и т.д. Дети знакомятся с национальной государственной символикой — гербом, флагом, гимном, получают представления о нормах общественного поведения.
В средней школе учащиеся получают представления об американской конституции, правах и свободах человека, выдающихся политических лидерах и исторических деятелях. Продолжается социализация в университетах и колледжах, в которых одним из образовательных предметов является политология. Социализация на этом этапе призвана «устранить» элементы правового нигилизма и экстремизма из политического сознания и получить знания, влияющие на политический выбор. Результатом такой социализации является американизированный, патриотично настроенный гражданин, гордящийся своей историей и политической системой.
Основной проблемой политической социализации в Казахстане является отсутствие преемственности в передаче опыта политического участия и поведения. Старые модели политического поведения и участия, освоенные старшим поколением, зачастую не отвечают новым политическим реалиям и способны лишь дезориентировать личность.
Новые модели формируются и осваиваются достаточно медленно. Именно поэтому в последние годы актуальной стала проблема политического образования: знакомство и освоение политического опыта других стран, изучение особенностей функционирования политических систем, способов воздействия на них и реализации собственных и групповых интересов, адаптации зарубежного опыта к традициям. Однако формирование новой политической социализации не сводится только к системе гуманитарного и политического образования. Необходимо формирование новых институтов социализации, которые бы заполнили образовавшийся вакуум после разрушения и исчезновения старых.