Лекция на тему “Политическая культура и идеология”
- Лекция на тему “Политическая культура и идеология”
- Теоретико-методологические основы курса: политическая культура и идеология
- Политическая культура как элемент политической системы
- Методы изучения политической культуры
- Типологизация политической культуры
- Политические ориентации
- Политическая символика
- Политические стереотипы и мифы
- Субкультуры в структуре политической культуры
- Политическое поведение и участие
- Политическая культура Казахстана
- Политическая социализация
- Политическое сознание и его место в политической жизни общества
- Политическая идеология
- Либерализм как определенная политическая идеология и и
- Консерватизм и неоконсерватизм
- Идеология анархизма
- Идеология социализма
- Современные тенденции в развитии политической культуры и идеологии
Политическое сознание и его место в политической жизни общества
Субъективная сторона политической жизни находит свое отражение в политическом сознании. Роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия.
Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие общественно-политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать значительное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества. Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности, как отдельных людей, так и их общественно — политических объединений.
Политическое сознание — это осознание сферы политики социальными субъектами.
Политическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного сознания, экономическими воззрениями, правовыми теориями и нормами, философскими учениями, нравственными концепциями, эстетическими ценностями, художественными взглядами.
Особое значение для политической практики имеют индивидуальные и групповые формы сознания, обусловливающие содержание политических чувств и эмоций. Так, к индивидуальным формам относятся: персональный опыт, специфика индивидуализированных чувств, специфичность эмоциональных реакций на внешние вызовы среды, та или иная способность к самоанализу, особенности индивидуальной воли и памяти. Эти элементы придают своеобразие любым формам политического поведения индивидов.
Велико значение для политики и тех чувств и эмоций, которые опосредуются групповыми формами сознания, т.е. представлениями тех или иных социальных групп, через которые человек реально включается в политические отношения. При этом групповое объединение обладает тем или иным временем своего политического существования, за которое оно формирует привычные для большинства реакции на политические явления.
Политическое сознание выступает на различных уровнях:
1. Государственный уровень. На этом уровне осуществляются выработка и обоснование официальной политики, наиболее последовательно защищаются существующие порядки и принципы управления.
2. Теоретический уровень политического сознания представляет собой совокупность концепций, теорий, идей, парадигм политического характера. На этом уровне формируются политические цели и задачи, определяются пути и методы их достижения, осуществляется контроль за ходом выполнения политических решений и т.д.
3. Эмпирический уровень связан с непосредственной политической практикой, участием в политическом процессе различных социальных групп. Эмпирический уровень отражает действительность в форме ощущений, переживаний, представлений.
4. Обыденный уровень иногда отождествляют с эмпирическим, хотя в отличие от эмпирического, данному уровню присущи ярко выраженные социально-психологические черты: настроения, чувства, эмоции. Обыденный опыт не просто характеризует практический опыт субъекта, он непосредственно связан с возникающими из будничной жизни идеями и взглядами.
Можно выделить следующие функции политического сознания:
1. Регулятивная функция. Политическое сознания регулирует социальное поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности вырабатываемых им политических идей, норм, представлений и убеждений
2. Познавательно — информационная функция. Механизм современной жизни таков, что люди вынуждены постоянно делать выбор, в том числе и политический. Все это подталкивает их к познанию мира политики, получению политической информации.
3. Оценочная функция. Именно на основе оценки политической действительности люди формулируют свои политические взгляды, убеждения, позиции.
4. Мобилизующая функция. Посредством этой функции политическое сознание побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественной жизни ради отстаивания своих социально — политических интересов.
5. Коммуникативная функция. Данная функция обеспечивает взаимодействие субъектов политики с институтами власти.
Формами политического сознания выступают специализированное и массовое политическое сознание.
Специализированное сознание — это, как правило, идеологически однородное сознание. Главное в этой форме — выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы.
Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общество о политической действительности.
Исходя из социально — политических потребностей формируется цель политического сознания, которая заключается следующем:
1. осознать целостность и приоритеты общественных перемен и преобразований на фоне политической культуры общества
2. находить тесную связь между политическим сознанием, с одной стороны и общественно — политической практикой, общественным идеалом — с другой. Попытаться дать целостную картину функционирования и развития политического сознания.
3. показать комплексный и всесторонний характер воздействия политического сознания на политическую систему и политическое поведение подрастающего поколения.
Политическое сознание — субъективный образ окружающего «среза» объективной реальности и специфическая система духовных явлений, функционирующая как важная часть жизни социума. Поэтому особого внимания заслуживают методы и способы воздействия на политическое сознание. Решающая роль в этом воздействии отводится СМИ.
Анализируя различные приемы пропагандистского воздействия на массовое сознание, можно отметить такие, например, как лингвистическая депривация — т.е. преднамеренное утаивание СМИ определенной информации, игнорирование какой-либо проблемы, которая реально существует в обществе, но при этом практически не освещается в средствах массовой информации.
Распространенным приемом манипулирования сознанием является также лингвистическая ловушка, которая представляет собой информационную перегрузку, то есть сознательное представление чрезмерной информации с целью лишить граждан возможности адекватно воспринять и усвоить данную информацию.
К числу наиболее эффективных приемов пропагандистского воздействия относятся такие, как-
· наклейка ярлыков — наделение личности или идеи оскорбительным эпитетом, подрывающим авторитет;
· подтасовка карт — искажение действительных фактов, откровенная подтасовка информации, рассчитанная на массовую психологию, считающую, что «нет дыма без огня»;
· анонимный авторитет — ссылка на неизвестный авторитет, придающая сообщаемой информации необходимую достоверность и солидность (например, «ученые рекомендуют», или «хорошо информированный источник в правительстве сообщает» и т.д.);
· будничный рассказ- освещение политических событий подчеркнуто будничным тоном, без эмоций, как бы мимоходом. Это позволяет, с одной стороны, сохранить иллюзию объективного освещения событий, а с другой — девальвивирует значение произошедшего, создавая представление о данном событии как о чем-то малозначительном;
· эмоциональный резонанс — прием, основанный на обращении не к разуму, а к чувствам человека, создание у массовой аудитории определенного настроения с одновременной передачей пропагандистской информации.
Основной целью манипулирования массовым сознанием является принуждение граждан к определенным действиям (или бездействию), иногда даже вопреки их собственным интересам.