Острые пневмонии у детей раннего возраста (часть 1)
Методические указания для самостоятельной работы студентов на цикле
«Патология детей раннего возраста»
по теме
«Острые пневмонии у детей раннего возраста»
Актуальность проблемы. Пневмония представляется центральной проблемой детской пульмонологии ввиду ее достаточно высокой частоты, тяжести и полиэтиологичности. В России за последние годы был проведен ряд коллективных обсуждений этой проблемы, в ходе которых удалось выработать единый, базирующийся на принципах доказательной медицины, подход к диагностике и лечению пневмоний. Необходимо постоянно знакомить педиатров первичного звена с современной тактикой диагностики и лечения пневмонии, т.к., к сожалению, до сей поры встречаются случаи смерти от данного заболевания и очень часто смерть от внебольничной пневмоний происходит из-за неправильной организации медицинской помощи, несвоевременности и неадекватность лечения. Наиболее часто пневмония встречается у детей раннего возраста из-за наличия множества предрасполагающих факторов.
Учебная цель. Научиться диагностировать пневмонию у детей; на основании анамнеза, клинических проявлений определять наиболее вероятную этиологию заболевания; использовать результаты лабораторных и рентгенологических исследований для подтверждения диагноза, определения характера морфологических изменений в ткани легкого, тяжести пневмонического процесса, оценки эффективности лечения; выбирать необходимый объем терапии; разрабатывать меры профилактики осложнений и рецидивирования заболевания.
Воспитательная цель. Научиться бережному обращению с больным ребенком во время обследования, проведения диагностических и лечебных процедур, принципам биомедицинской этики и деонтологии при общении с его родственниками, анализу своих действий в плане предупреждения иатрогенных заболеваний.
Формы самостоятельной работы студентов, при изучении темы
· Подготовка тем с использованием современной информации.
· Курация больных, оформление клинических историй болезни.
· Участие в обходах и осмотрах больных.
· Разработка и анализ архивного материала отделения патологии детей раннего возраста.
· Подготовка и участие в клинических конференциях.
· Разработка диагностических и лечебных алгоритмов.
· Решение ситуационных задач.
· Решение тестовых заданий.
Навыки, приобретаемые студентами при изучении темы
Студент должен знать:
· Определение пневмонии,
· Эпидемиологию пневмонии,
· Этиологию и патогенез пневмоний,
· Клинику пневмоний,
· Диагностику и дифференциальную диагностику пневмоний,
· Лечение и профилактику пневмоний.
Студент должен уметь:
· Собрать и оценить генеалогический анамнез, анамнез жизни и болезни ребенка.
· Провести клиническое обследование (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) больного ребенка.
· Забрать кровь для клинического, биохимического, серологического исследований и оценить их результаты.
· Оценить результаты рентгенологических методов исследования.
· Сформулировать клинический диагноз по современной классификации.
· Провести оценку физического и нервно-психического развития, расчет питания детям раннего возраста при пневмонии.
· Обосновать этиотропную, патогенетическую и посиндромную терапию при пневмонии с учетом возраста ребенка, условий инфицирования и особенностей клинических проявлений.
· Удалить слизь из верхних дыхательных путей.
· Провести перкуссионный и вибрационный массаж.
· Провести подачу увлажненного с помощью банки Боброва кислорода через носовые катетеры, маску, в кислородной палатке.
· Рассчитать дозы и разведения лекарственных средств, применяемых у детей раннего возраста при пневмонии.
· Провести внутривенное струйное и капельное введение инфузионных растворов, внутривенное и внутримышечное введение лекарственных препаратов.
· Оказать неотложную помощь при дыхательной недостаточности, токсикозе.
· Оформить клиническую историю болезни.
Определение
Пневмония – острое инфекционное заболевание легочной паренхимы, диагностируемое по синдрому дыхательных расстройств и/или физикальным данным, а также инфильтративным или очаговым изменениям на рентгенограмме (Таточенко В.К. 2000).
Воспалительный процесс локализуется в альвеолах, бронхиолах, сопровождается реакцией сосудистой системы интерстициальной ткани, нарушениями в микроциркуляторном русле.
- Prev
- Вперёд >>