Детали машин (курс лекций, часть 1)
- Детали машин (курс лекций, часть 1)
- Предисловие
- 1. Механические передачи
- Лабораторная работа 1.1
- Описание цилиндрического редуктора
- Крышки подшипников
- Мазеудерживающие кольца
- ПРИБОРЫ И ИНСТРУМЕНТЫ К РАБОТЕ
- Модуль зубчатых колес
- МЕЖОСЕВОЕ РАССТОЯНИЕ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ
- РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ И РАСЧЕТОВ ПАРАМЕТРОВ ЗАЦЕПЛЕНИЯ
- Содержание отчета
- Расчетные формулы
- Лабораторная работа 1.2
- ОПИСАНИЕ КОНИЧЕСКО-ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО РЕДУКТОРА
- ПРИБОРЫ И ИНСТРУМЕНТЫ К РАБОТЕ
- РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ И РАСЧЕТОВ ПАРАМЕТРОВ ЗАЦЕПЛЕНИЯ
- Номинальные значения внешнего делительного диаметра колеса
- Расчетные формулы
- СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
1. Механические передачи
Механические устройства, применяемые для передачи энергии от ее источника к потребителю с изменением угловой скорости или вида движения, называют механическими передачами. Передавая механическую энергию, передачи одновременно могут выполнять следующие функции:
– понижать и повышать угловые скорости, соответственно повышая или понижая вращающие моменты;
– преобразовывать один вид движения в другой (вращательное в возвратно-поступательное, равномерное в прерывистое и т.д.);
– регулировать угловые скорости рабочего органа машины;
– реверсировать движение (прямой и обратный ход);
– распределять работу двигателя между несколькими исполнительными органами машины.
В современном машиностроении применяются механические, пневматические, гидравлические и электрические передачи. В настоящем лабораторном практикуме рассматриваются наиболее распространенные из механических передач: передачи зацеплением — зубчатые, червячные, планетарные, волновые; передачи трением – фрикционные и ременные. В передачи зацеплением входят и цепные передачи.
Все передачи трением имеют повышенный износ рабочих поверхностей, так как в них неизбежно проскальзывание одного звена относительно другого.
В зависимости от способа соединения ведущего и ведомого звеньев бывают:
1. передачи непосредственного контакта — зубчатые, червячные, планетарные, волновые и фрикционные;
2. передачи с гибкой связью — ременные. Сюда относят и цепные передачи. Передачи с гибкой связью допускают значительные расстояния между ведущим и ведомым валами.
Особенности каждой передачи и ее применения определяются следующими основными характеристиками:
1. Мощностью на ведущем Р1 и ведомом Р2 валах.
2. Угловой скоростью ведущего ω1 и ведомого ω2 валов (рис.1.1).
Эти две основные характеристики необходимы для выполнения проектного расчета любой передачи.
Дополнительными характеристиками являются:
1. Механический КПД передачи
где Р1 – мощность на быстроходном валу; Р2 — мощность на тихоходном валу; T1 и T2 — вращающие моменты соответственно на ведущем и ведомом валах; u — передаточное отношение соответственно на ведущем и ведомом валах.
Для многоступенчатой передачи, состоящей из нескольких отдельных последовательно соединенных передач, общий КПД
где η1, η2 … ηn — КПД каждой передачи (зубчатой, червячной, ременной).
2. Окружная скорость Т ведущего или ведомого звена, м/с:
где D — диаметр колеса, катка, шкива и т. д., мм.
Окружные скорости обоих звеньев при отсутствии скольжения равны, т. е. v1= v2.
3. Окружное усилие передачи F (рис. 1.1), Н:
где Т1 — вращающий момент ведущего вала, Н·мм; D1 — диаметр ведущего звена, мм.
4. Вращающий момент Т (рис.1.1), Н·мм:
где F — окружное усилие, Н; D — диаметр звена, мм; P — мощность, кВт.
5. Передаточное число и передаточное отношение.
Передаточным числом называется отношение угловой скорости ведущего вала к угловой скорости ведомого вала:
Отношение угловых скоростей валов передачи, независимо от направления силового потока, называется передаточным отношением.
Передаточное отношение также обозначается буквой u, но с индексами, обозначающими соответствующие угловые скорости валов передачи:
Передача, понижающая угловые скорости, имеет u > 1 и называется редуктором. При повышении угловых скоростей u < 1, передача называется мультипликатором.
Передаточному отношению обычно приписывают знак: плюс, если направления угловых скоростей ведущего и ведомого валов одинаковы, и минус, если они противоположны.
Передаточное отношение можно выразить через вращающие моменты на ведущем и ведомом валах и КПД
Для многоступенчатой передачи общее передаточное отношение
где u1, u2,… un — передаточные отношения каждой ступени.
При изучении механических передач необходимо помнить следующее (рис. 1.1):
1. Момент движущих сил Т1 всегда приложен к ведущему валу передачи и имеет направление, совпадающее с направлением вращения этого вала ω1.
2. Момент сил сопротивления Тz всегда приложен к ведомому валу передачи и имеет направление, противоположное направлению этого вала ω2.
|
Рис.1.1.Схема для определения направления
вращающих моментов в передаче: а — колеса
в рабочем положении; б — колеса, условно раздвинутые