Стратегический менеджмент — Тема 15. Контроль реализации стратегии
- Стратегический менеджмент
- Тема 2. Историография стратегического менеджмента
- 2.2. Этапы развития стратегического менеджмента
- Тема 3. Теоретические основы стратегического менеджмента
- Тема 4. Основные этапы стратегического управления
- Тема 5. Выстраивание стратегической пирамиды
- Тема 6. Факторы, определяющие стратегию организации
- Тема 7. Подходы к выполнению задачи по разработке стратегии
- Тема 8. Теоретические основы анализа внешней среды
- Тема 9. Анализ макросреды (PEST-анализ)
- Тема 10. Отраслевой (конкурентный) анализ
- 10.2. Определение экономических характеристик отраслевого окружения
- 10.3. Оценка степени конкуренции
- 10.4. Ключевые факторы конкурентного успеха
- Тема 11. Анализ внутренней среды (управленческий анализ)
- 11.2. Элементы внутренней среды организации
- 11.3. Стратегический анализ издержек и цепочка ценностей
- Тема 12. Основные стратегии развития организации
- Тема 13. Формирование стратегических альтернатив
- Тема 14. Реализация стратегии организации
- Тема 15. Контроль реализации стратегии
- Вопросы для самостоятельной проверки
Тема 15. Контроль реализации стратегии
Заключительный этап стратегического управления — контроль хода реализации стратегии. Контроль необходим для выявления и предотвращения угроз, связанных с выполнением стратегии.
Контроль (фр. controle — проверка) — составная часть управления экономическими объектами и процессами с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому положению, предусмотренному законами, инструкциями, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями.
Процесс стратегического контроля представляет собой совокупность взаимосвязанных работ, осуществляемых в такой последовательности:
1. Определение параметров, подлежащих оценке, или сферы контроля.
2. Разработка стандартов или точного определения целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Стандарты, используемые для оценки хода реализации стратегии, представляют собой детализацию стратегических целей.
В системе контроля стандарты разрабатываются для оценки не только конечных, но и промежуточных результатов. На данном этапе устанавливается также величина достигнутого отклонения от стандарта.
3. Оценка результатов функционирования за обозначенный период.
4. Сопоставление фактических результатов функционирования с установленными стандартами. На этом этапе решается также вопрос: допустимы ли выявленные отклонения от принятых стандартов.
5. Выработка корректирующих воздействий в случае, если отклонения больше допустимых, т.е. выявление причин отклонений и путей их устранения. Отметим, что система контроля может указать на необходимость пересмотра самих планов и стандартов (например, поставленные цели могут оказаться излишне оптимистичными).
В управлении предприятием различают три типа контроля:
- стратегический (результаты функционирования более чем за год),
- тактический (6—12 месяцев),
- операционный (до 6 месяцев), т.е. наряду с иерархией стратегий существует и иерархия контроля.
Для корпоративного уровня характерен в основном стратегический контроль, при котором главное внимание фокусируется на поддержании баланса между различными видами бизнеса. На, уровне отделений преобладает тактический контроль, который концентрирует внимание менеджеров на улучшении конкурентной позиции предприятия. В процессе тактического контроля, как правило, отслеживаются уровень издержек и доля рынка. Для функционального уровня характерен в основном операционный и тактический контроль, в рамках которого ежедневно или еженедельно отслеживаются такие показатели функционирования, как количество выполненных заказов, число рекламаций и т.д.
Эффективная система оценки и контроля через механизм обратной связи обеспечивает информацией не только процесс реализации стратегических планов, но и первоначальную разработку стратегии.