Стратегический менеджмент — Тема 11. Анализ внутренней среды (управленческий анализ)
- Стратегический менеджмент
- Тема 2. Историография стратегического менеджмента
- 2.2. Этапы развития стратегического менеджмента
- Тема 3. Теоретические основы стратегического менеджмента
- Тема 4. Основные этапы стратегического управления
- Тема 5. Выстраивание стратегической пирамиды
- Тема 6. Факторы, определяющие стратегию организации
- Тема 7. Подходы к выполнению задачи по разработке стратегии
- Тема 8. Теоретические основы анализа внешней среды
- Тема 9. Анализ макросреды (PEST-анализ)
- Тема 10. Отраслевой (конкурентный) анализ
- 10.2. Определение экономических характеристик отраслевого окружения
- 10.3. Оценка степени конкуренции
- 10.4. Ключевые факторы конкурентного успеха
- Тема 11. Анализ внутренней среды (управленческий анализ)
- 11.2. Элементы внутренней среды организации
- 11.3. Стратегический анализ издержек и цепочка ценностей
- Тема 12. Основные стратегии развития организации
- Тема 13. Формирование стратегических альтернатив
- Тема 14. Реализация стратегии организации
- Тема 15. Контроль реализации стратегии
- Вопросы для самостоятельной проверки
Тема 11. Анализ внутренней среды (управленческий анализ)
11.1. Теоретические основы управленческого анализа
При разработке стратегии предприятия менеджеры должны исследовать не только внешнюю среду, но и ситуацию внутри предприятия.
При этом необходимо выявить те внутренние переменные, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из них могут стать основой конкурентных преимуществ.
Для этого проводится управленческий анализ деятельности предприятия.
Управленческий анализ — это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.
Сильные стороны — это опыт и ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важные сферы деятельности, позволяющие выживать в условиях жесткой конкуренции.
Слабые стороны — это недостатки и ограничения, препятствующие успеху предприятия.
Основная цель управленческого анализа — оценка стратегической ситуации на предприятии с учетом имеющихся ограничений и перспектив развития.
В основе управленческого анализа лежат следующие принципы:
1. Принцип системного подхода, согласно которому предприятие рассматривается как сложная открытая система, состоящая из ряда элементов, называемых подсистемами, которые взаимодействуют между собой и с внешним окружением.
2. Принцип комплексного анализа, предполагающий одновременное изучение всех составляющих подсистем предприятия и коммуникаций (связей) между ними;
3. Динамический принцип, предполагающий проведение аналитического среза всех подсистем в динамике (развитии).
4. Принцип сравнительного анализа, который заключается в том, что производится относительный анализ деятельности предприятия, т.е. в сравнении (относительно) с аналогичными показателями конкурирующих фирм.
5. Принцип учета специфики предприятия, предполагающий знание значимых отраслевых и региональных особенностей деятельности предприятия.
Выделяют следующие методы управленческого анализа:
1. Ситуационный анализ;
2. Портфельный анализ;
3. Кабинетные исследования: работа с бухгалтерскими документами, статистической и другой внутрифирменной информацией;
4. Наблюдения и опросы работников предприятия по специальным методикам;
5. «Мозговой штурм», конференции и другие методы коллективной работы;
6. Экспертные оценки;
7. Математические методы (анализ трендов, факторный анализ, расчет средних показателей, специальных коэффициентов и т.д.).