Стратегический менеджмент — 11.3. Стратегический анализ издержек и цепочка ценностей
- Стратегический менеджмент
- Тема 2. Историография стратегического менеджмента
- 2.2. Этапы развития стратегического менеджмента
- Тема 3. Теоретические основы стратегического менеджмента
- Тема 4. Основные этапы стратегического управления
- Тема 5. Выстраивание стратегической пирамиды
- Тема 6. Факторы, определяющие стратегию организации
- Тема 7. Подходы к выполнению задачи по разработке стратегии
- Тема 8. Теоретические основы анализа внешней среды
- Тема 9. Анализ макросреды (PEST-анализ)
- Тема 10. Отраслевой (конкурентный) анализ
- 10.2. Определение экономических характеристик отраслевого окружения
- 10.3. Оценка степени конкуренции
- 10.4. Ключевые факторы конкурентного успеха
- Тема 11. Анализ внутренней среды (управленческий анализ)
- 11.2. Элементы внутренней среды организации
- 11.3. Стратегический анализ издержек и цепочка ценностей
- Тема 12. Основные стратегии развития организации
- Тема 13. Формирование стратегических альтернатив
- Тема 14. Реализация стратегии организации
- Тема 15. Контроль реализации стратегии
- Вопросы для самостоятельной проверки
11.3. Стратегический анализ издержек и цепочка ценностей
Стратегический анализ издержек включает в себя сравнение издержек рассматриваемой организации с ее основными конкурентами по всей цепочке, начиная от покупки сырья и вплоть до цен, уплаченных за товар конечными потребителями.
Чем больше издержки фирмы превышают соответствующие издержки непосредственных конкурентов, тем уязвимее ее позиция на рынке.
Анализ «цепочки ценностей» ввел в управленческий процесс М. Портер.
Стратегический анализ издержек на основе «цепочки ценностей» направлен на выявление сильных и слабых сторон предприятия, а также его конкурентных преимуществ.
«Цепочка ценностей» — это цепочка, создающая стоимость видов деятельности, начинается с обеспечения сырьем и продолжается в процессе производства частей и компонентов, сборки и выпуска продукции, оптовой и розничной продажи продукта или услуги конечным потребителям
Рис. 2. «Цепочка ценностей» М. Портера
Анализ «цепочки ценностей» исходит из предположения о том, что основной экономической целью предприятия является создание стоимости товара, превышающей реальные издержки его производства.
В «цепочке ценностей» деятельность предприятия делится на две части:
- основную деятельность;
- вспомогательную деятельность.
Каждый из видов деятельности может способствовать снижению затрат, созданию базы для дифференциации продукции и услуг. Исследуя процесс шаг за шагом, можно определить, где предприятие конкурентоспособно, а где — уязвимо.
Таким образом, чтобы реально оценить конкурентные возможности компании, от менеджеров требуется выполнить 4 действия:
1. Составить цепочку ценностей для фирмы.
2. Изучить связи между различными участками внутри цепочки, а также связи с поставщиками и потребителями;
3. Выявить те виды деятельности, которые являются определяющими для удовлетворения потребности потребителя и успеха на рынке;
4. Провести соответствующую сравнительную оценку издержек компании и сравнить структуру издержек с конкурентами (определить, какие виды деятельности являются главными, а какие эффективнее осуществляются другими фирмами).
Эффект анализа цепочки ценностей состоит в том, что укрепление конкурентоспособности компании всецело зависит от умения менеджеров сконцентрировать ресурсы и опыт на тех участках деятельности, где компания может достичь наилучших результатов, обслуживая своих целевых клиентов.