Лекции по административному менеджменту. Часть 2 — 6.7. Делегирование полномочий и распределение ответственности

6.7. Делегирование полномочий и распределение ответственности

Делегирование полномочий означает передачу задач и полномочий определенному лицу, которое принимает на себя обязательство их выполнения. Полномочия — это ограничен­ное право распоряжаться ресурсами и определять действия работников организации.

Делегирование задач и полномочий порождает в органи­зации проблему распределения ответственности. Ответствен­ность — это обязательство работника выполнять присущие занимаемой им должности задачи и отвечать за результаты своей деятельности. При этом различают ответственность ис­полнителя и ответственность руководителя.

Ответственность исполнителя представляет собой обяза­тельство работника выполнять делегированные ему задачи и отвечать за результаты своего труда. А ответственность руководителя — это обязательство отвечать за результаты труда подчиненных ему работников.

Различают следующие виды организационных полномочий:

1. Линейные — право непосредственного единоличного командования.

2. Аппаратные — полномочия аппарата управления. Под­разделяются на две группы:

а) рекомендательные — линейные руководители могут (но не обязаны) обращаться к аппарату управления за консуль­тациями;

б) полномочия обязательного согласования — линейные руководители обязаны обсуждать и согласовывать с соответ­ствующими подразделениями аппарата проекты готовящих­ся к принятию решений.

3. Функциональные полномочия — право руководителя самостоятельно принимать решения, но только в пределах определенной функции.

4. Параллельные полномочия — право отклонять реше­ния линейного руководителя.

Основной проблемой в процессе делегирования полномо­чий и распределения ответственности является необходимость обеспечения рационального соотношения между ними.

Вы здесь: Главная Менеджмент Административынй менеджмент Лекции по административному менеджменту. Часть 2