Лекции по административному менеджменту. Часть 2 — 6.6. Выбор оптимальной структуры управления организации
- Лекции по административному менеджменту. Часть 2
- 5.2. Организационно-распорядительные методы управления
- 5.3. Административно-распорядительные методы управления
- Глава VI. Проектирование и создание организаций
- 6.2. Определение миссии и цепей организации
- 6.3. Выбор правовой формы организации
- 6.4. Рабочие группы как строительные блоки организации
- 6.5. Формирование уровней управления организации
- 6.6. Выбор оптимальной структуры управления организации
- 6.7. Делегирование полномочий и распределение ответственности
- 6.8. Создание системы коммуникаций и информационного обеспечения организации
- 6.9. Формирование позитивного имиджа организации
- Глава VII. Развитие и совершенствование организационных систем
- 7.2. Основные функции процесса развития и совершенствования организаций
6.6. Выбор оптимальной структуры управления организации
Организационная структура управления — это целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и субъекта управления. Она отражает строение системы управления организацией, т. е. распределение подразделений фирмы по уровням управления в их взаимосвязи. В зависимости от соотношения уровней управления и структурных подразделений все виды организационных структур можно разделить на две основные группы. К первой группе относятся традиционные, или бюрократические, структуры управления, ко второй — адаптивные, или органические.
Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы:
1) четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов;
2) иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;
3) наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;
4) дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей;
5) осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями по данной должности, а не с субъективными оценками.
Главные отличительные черты бюрократического типа структуры управления — рациональность, ответственность и иерархичность. Сам Макс Вебер считал центральным пунктом концепции — исключение смешения "человека" и "должности", ибо состав и содержание управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации, а не людей, в ней работающих.
Бюрократические структуры управления показали свою эффективность особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель.
Основными видами бюрократических структур управления являются линейная, функциональная, линейно-функциональная структуры.
Линейная организационная структура характеризуется тем, что руководители подразделений низших ступеней управления непосредственно подчиняются одному руководителю более высокого уровня и связаны с вышестоящей системой только через него.
Рис. 6.1. Линейная структура управления организации
Линейные структуры управления применяются в организациях, состоящих из рабочих групп, выполняющих одинаковые функции. При этом деление организации на группы производится по количественному признаку в соответствии с принципом диапазона контроля.
Функциональной структуры является то, что каждый руководитель имеет право давать указания только по вопросам, входящим в его компетенцию, т. е. в рамках своей четко определенной функции.
Рис. 6.2. Функциональная организационная структура
Как показано на рисунке, заместитель директора по производству имеет право отдавать указания только по вопросам, касающимся производства продукции. Заместитель директора по экономике осуществляет текущее руководство экономической деятельностью предприятия. Начальник конструкторского отдела несет ответственность за разработку новых видов продукции. Начальник технологического отдела — за составление технологических процессов. Начальники финансового и планового отделов — соответственно за финансовую деятельность и составление текущих и перспективных планов деятельности организации.
Линейно-функциональные структуры управления отличаются тем, что линейные руководители имеют право отдавать распоряжения и принимать решения при участии функциональных служб.
Реальный переход к органическому типу структуры управления требует серьезной подготовительной работы. Прежде всего компании принимают меры к расширению участия работающих в решении проблем организации, ликвидируют функциональную обособленность, развивают информационные технологии, радикально просматривают характер взаимоотношений с другими компаниями.
Наиболее значительные различия между двумя типами структур управления показаны в таблице.
Сравнительная характеристика типов организационных структур управления
Бюрократическийтип |
Органическийтип |
Четко определенная иерархия (групповых или индивидуальных) |
Постоянная смена лидеров в зависимости от решаемых проблем |
Система обязанностей и прав |
Система норм и ценностей, формируемая в процессе обсуждений и согласований |
Разделение каждой задачи на ряд процедур |
Процессный подход к решению проблем |
Обезличенность во взаимоотношениях |
Возможность саморазвития, самовыражения |
Жесткое разделение трудовых обязанностей |
Временное закрепление работы и функций за интегрированными проектными группами |
К адаптивным можно отнести программно-целевую, матричную и матрично-штабную организационные структуры.
Программно-целевая структура управления широко применяется в научно-исследовательских и экспериментальных организациях, создаваемых на временной основе для решения какой-либо конкретной задачи или выполнения программы.
Матричная организационная структура близка по своим свойствам к программно-целевой. Принципиальное отличие состоит в том, что проектная группа формируется исключительно из работников организации, которые во время работы над заданием подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно.
Сама матричная структура управления представляет собой широкую сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикальными образуются в результате взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных подразделений.
Сравнительная характеристика программно-целевой и матричной организационных структур представлена на рис. 6.3.
а) Программно-целевая структура
б) Матричная структура
Рис. 6.3. Программно-целевая и матричная структуры управления
На схеме цифрами обозначены: 1 — руководитель проекта; 2 — работники проектной группы; 3 — руководители функциональных подразделений.