Лекции по административному менеджменту. Часть 2 — 6.4. Рабочие группы как строительные блоки организации
- Лекции по административному менеджменту. Часть 2
- 5.2. Организационно-распорядительные методы управления
- 5.3. Административно-распорядительные методы управления
- Глава VI. Проектирование и создание организаций
- 6.2. Определение миссии и цепей организации
- 6.3. Выбор правовой формы организации
- 6.4. Рабочие группы как строительные блоки организации
- 6.5. Формирование уровней управления организации
- 6.6. Выбор оптимальной структуры управления организации
- 6.7. Делегирование полномочий и распределение ответственности
- 6.8. Создание системы коммуникаций и информационного обеспечения организации
- 6.9. Формирование позитивного имиджа организации
- Глава VII. Развитие и совершенствование организационных систем
- 7.2. Основные функции процесса развития и совершенствования организаций
6.4. Рабочие группы как строительные блоки организации
Социальная среда представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные разнообразные более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделенными по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих его людей.
По определению Марвина Шоу, малая группа — это два лица и более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2—3 до 20—30), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом.
Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам — от чисто внешних до достаточно глубоких внутренних. Мера психологической общности определяет сплоченность группы — одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.
Условными, или номинальными, считают группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. Условные, или номинальные, группы представляют собой искусственно выделяемые исследователем объединения людей.
Естественными называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. В отличие от них лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действительны, как и другие группы, но существуют временно — только в лаборатории.
Естественные группы делятся на формальные и неформальные. Первых отличает то, что они создаются и существуют только в рамках официально признанных организаций. Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена.
В организации существуют три основных типа формальных групп:
1. Группа руководителя — состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных.
2. Производственная группа — состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием.
3. Комитет — постоянно действующая группа внутри организации, имеющая конкретную цель.
Неформальной считается спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Цели неформальных группобычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.
В основе существования и целенаправленного функционирования неформальных групп лежит лидерство.
Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности, направляя их усилия на достижение целей организации.
Неформальный лидер имеет две основные функции:
1. Помогать группе в достижении ее целей.
2. Поддерживать и укреплять ее существование.
Малые группы могут быть референтными и нереферентными. Референтной считается любая реальная или условная малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чуждо для индивида или безразлично для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.
Взаимоотношениям делятся на официальные и неофициальные, отношения руководства и подчинения (в частности, лидерства), деловые и личные, рациональные и эмоциональные.
Официальными называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами. Неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической базы, общепринятых законов, твердо установленных норм.
Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, а личные — как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы.
Эмоциональные отношения — это, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями; они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации о человеке.
Человеку присуще присоединяться к другим индивидам в процессе общения по нескольким причинам.
Во-первых, человек ищет людей с близкими ему личными качествами, живущих по схожим моральным принципам, что способствует повышению эффективности общения, а также по другим характеристикам, дающим преимущество в общении для отдельного индивида именно с той группой, с которой он предпочитает общаться.
Во-вторых, объединяясь с другими индивидами, отдельный человек может добиться эффекта синергии (имеется в виду эффект системности, при котором соединение отдельных частей системы порождает у нее дополнительные свойства, не являющиеся лишь суммой свойств составляющих).
В-третьих, подобное объединение может быть вынужденным и происходить под влиянием внешней среды.