Лекции по административному менеджменту. Часть 2 — 6.4. Рабочие группы как строительные блоки организации

6.4. Рабочие группы как строительные блоки организации

Социальная среда пред­ставляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные разнообразные более или менее устойчивые соединения, называемые груп­пами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделенными по профессиональным, экономи­ческим, религиозным, культурным, образовательным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы осуществляется воздействие идеологии общества на психо­логию составляющих его людей.

По определению Марвина Шоу, малая группа — это два лица и более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц. Она пред­ставляет собой небольшое объединение людей (от 2—3 до 20—30), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом.

Малую группу характеризует психологическая и поведен­ческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-пси­хологическим образованием. Эта общность может обнаружи­ваться по разным характеристикам — от чисто внешних до достаточно глубоких внутренних. Мера психологической общности определяет сплочен­ность группы — одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.

Условными, или номинальными, считают группы, кото­рые объединяют людей, не входящих в состав ни одной ма­лой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни посто­янных контактов друг с другом, ни общей цели. Условные, или номинальные, группы представляют собой искусственно выделяемые исследователем объединения лю­дей.

Естественными называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. В отличие от них лабо­раторные группы создаются экспериментатором с целью про­ведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действительны, как и другие группы, но существуют временно — только в лаборатории.

Естественные группы делятся на формальные и нефор­мальные. Первых отличает то, что они создаются и существуют только в рамках официально признанных организаций. Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую дан­ная группа включена.

В организации существуют три основных типа формаль­ных групп:

1. Группа руководителя — состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных.

2. Производственная группа — состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием.

3. Комитет — постоянно действующая группа внутри организации, имеющая конкретную цель.

Неформальной считается спонтанно образовавшаяся груп­па людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Цели неформальных группобычно возникают и существу­ют на базе личных интересов их участников, могут совпа­дать и расходиться с целями официальных организаций.

В основе существования и целенаправленного функцио­нирования неформальных групп лежит лидерство.

Лидерство — это способность оказывать влияние на от­дельные личности, направляя их усилия на достижение це­лей организации.

Неформальный лидер имеет две основные функции:

1. Помогать группе в достижении ее целей.

2. Поддерживать и укреплять ее существование.

Малые группы могут быть референтными и нереферент­ными. Референтной считается любая реальная или условная малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В ре­ферентной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чуждо для индивида или безразлично для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и от­вергает.

Взаимоотношениям делятся на официальные и неофициальные, отношения руководства и подчинения (в частности, лидер­ства), деловые и личные, рациональные и эмоциональные.

Официальными называют отношения, возникающие меж­ду людьми на должностной основе. Они фиксируются зако­ном, регулируются положениями, утвержденными официаль­но, соответствующими правилами и нормами. Неофициальные отношения складываются на базе лич­ных, или частных, взаимоотношений людей. Для них не су­ществует соответствующей юридической базы, общеприня­тых законов, твердо установленных норм.

Деловые отношения возникают в связи с совместной рабо­той или по ее поводу, а личные — как отношения, складыва­ющиеся между людьми независимо от выполняемой работы.

Эмоциональные от­ношения — это, оценки субъективные, основан­ные на личном, индивидуальном восприятии человека чело­веком. Такие отношения обязательно сопровождаются поло­жительными или отрицательными эмоциями; они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информа­ции о человеке.

Человеку присуще присоединяться к другим индивидам в процессе общения по нескольким причинам.

Во-первых, человек ищет людей с близкими ему личными качествами, живущих по схожим моральным принципам, что способствует повышению эффективности общения, а также по другим характеристикам, дающим преимущество в об­щении для отдельного индивида именно с той группой, с которой он предпочитает общаться.

Во-вторых, объединяясь с другими индивидами, отдель­ный человек может добиться эффекта синергии (имеется в виду эффект системности, при котором соединение отдель­ных частей системы порождает у нее дополнительные свой­ства, не являющиеся лишь суммой свойств составляющих).

В-третьих, подобное объединение может быть вынужден­ным и происходить под влиянием внешней среды.

Вы здесь: Главная Менеджмент Административынй менеджмент Лекции по административному менеджменту. Часть 2