Жанры периодической печати
- Жанры периодической печати
- Технология подготовки журналистских произведений
- Проблемно-аналитическая журналистика
- Жанровое многообразие художественной публицистики
- Технология подготовки публицистических произведений
- Жанровые модели художественной публицистики
- Жанровое многообразие публицистики
- Заметка
- Интервью
- Виды информационного интервью
- Отчет
- Репортаж
- Корреспонденция
- Специфические признаки корреспонденции
- Статья
- Комментарий
- Версия
- Журналистское расследование
- Письмо
- Разновидности жанра
- Обозрение
- Обзор печати
- Виды обзора средств массовой коммуникации
- Рецензия
- Основные виды рецензии
- Очерк
- Виды очерков
- Эссе
Виды обзора средств массовой коммуникации
Общий обзор — анализ широты диапазона публикаций в конкретном средстве массовой коммуникации, разработки в нем наиболее актуальных тем, литературных достоинств материалов.
Журналист, работающий над этим видом обзора, должен хорошо знать не только обозреваемое средство массовой коммуникации, но и его аудиторию, спефику микроклимата в редакционном коллективе, потенциальные творческие возможности его сотрудников. Он внимательно анализирует тематику, стилистику, иллюстративность, инфографику, географию материалов, состав авторов, системность подачи, эффективность публикаций, составляет прогноз развития ситуации и дает рекомендации: как избежать неудач.
Обзор-презентация — анализ нового издания, радио- или телепрограммы, показ характерных особенностей, недостатков и достоинств. Чаще всего критерием отбора обозреваемых здесь материалов становится степень их сенсационности, интереса для массовой аудитории. Журналист стремится показать глубинные причины, породившие это издание, радио- или телепрограмму, сенсационные материалы, и потребность в них у общества.
Это не просто анонс новостей, информационная подборка. Здесь прежде всего важен аналитический подход.
Безадресный обзор — анализ актуальных проблем, поднимаемых в средствах массовой коммуникации, характерный отсутствием ссылок на конкретные обозреваемые издания, радио- и телепрограммы.
Журналисту важно проследить за тем, как средства массовой коммуникации в целом обсуждают ту или иную проблему, к какому выводу приходят, какие оценки выносят. Такой вид обзора позволяет автору высказать собственное, субъективное мнение о решении актуального вопроса и, одновременно, избежать упреков со стороны конкретных средств массовой коммуникации в искажении их позиции.
Тематический обзор — анализ освещения в средствах массовой коммуникации определенной темы. Предметом изучения могут быть, например, акции, связанные с принятием важных общественно-государственных документов, чрезвычайными ситуациями или сенсациями.
При работе над обзором журналист внимательно отслеживает не только крупные материалы, но и небольшие заметки, отражающие предмет его интереса. Поэтому очень важно четко и правильно определить цель своего выступления, очертив круг актуальных вопросов.
В нынешних условиях плюрализма обозреваемое издание может не согласиться с оценкой обозревателя, поспорить с ним и даже привлечь его к судебной ответственности за нанесение морального ущерба. Поэтому журналист, анализирующий средства массовой коммуникации, должен владеть специальными знаниями не только по теории и практике журналистской деятельности, целостным представлением о развитии общественных отношений, но и рядом специальных знаний, особенно при написании тематических обзоров.
Публицистическое начало обзора диктует журналисту такую существенную и глубинную стилистическую особенность как социально-оценочная заостренность слова. Ведь здесь наибольшую роль играет отношение субъекта к тому, что оценивается. И формирование этого отношения имеет социальную основу. Принцип социальной оценочности, социальной значимости языка и определяет во многом отбор речевых средств, призванных выражать не только индивидуальную, но прежде всего социальную оценку фактов, явлений, событий. Обозреватель использует по преимуществу социально значимые речевые средства, обладающие эмоциональной силой, выразительностью. Оценочными становятся слова, не несущие первоначально оценочность, но в переносном значении обретающие позитивную или негативную окраску. Формирование этого разряда лексики вызвано острой потребностью публицистики в средствах выражения социально-политической оценки. Сюда относятся, скажем, такие слова, как гнойник, бутафория, рассадник и им подобные.
И, наконец, отметим, что этот жанр отличается использованием большого количества цитат из обозреваемых изданий, радио- и телепередач. Ведь обзор должен обладать силой доказательности, развернутой аргументацией и убедительными выводами, а все это можно достичь только с помощью извлечений из анализируемых текстов.
Эта черта еще больше сближает обзор с рецензией, опирающейся на выдержки из анализируемых произведений.