Жанры периодической печати

Разновидности жанра

Открытое письмо — публицистическое выступление, адресованное к конкретному лицу, но имеющее при этом всеобщий интерес. Оно отличается ярко выраженным личностным характером, эмоциональностью, непосредственной апелляцией к возможностям, которыми обладает адресат, к его поступкам, решениям, реакции на события.

Предметом обсуждения в открытом письме становятся важнейшие социально-политические, экономические и нравственные вопросы, решение которых в руках лиц, облеченных властью. Поэтому адресатами открытых писем чаще всего являются руководители государства, крупные общественно-политические деятели. Открытое письмо — кратчайший путь решения актуальной проблемы.

Письмо без адреса — публицистическое выступление, адресованное к группе читателей, не поименованным автором послания.

Такая форма эпистолярного жанра позволяет вынести насущный вопрос, актуальную проблему на обсуждение общественности. При этом автор безадресного письма понимает, что непосредственное решение судьбы обсуждаемой ситуации не зависит напрямую от адресата, поэтому степень эмоциональности здесь несколько ниже, чем в открытом письме.

Письмо в редакцию — публицистическое выступление, являющееся либо откликом на материал, посвященный актуальной теме, либо привлекающее внимание редакции и общества к проблемной ситуации.

Каждое письмо в редакцию — это результат индивидуального или коллективного творчества читателей, отклик на позитивные или негативные тенденции в экономической, политической или духовной сферах деятельности. Фиксируя факт, событие или явление, автор письма в силу своих образовательных и интеллектуальных возможностей анализирует его, высказывает собственное суждение и предлагает пути решения кризисной ситуации. Таким образом, редакционная почта дает журналистам и высшим социальным структурам фактический материал и повод для постановки важных проблемных вопросов, возникших в жизни общества.

Основная задача эпистолярно-публицистического жанра — убедить адресата в правильности позиции автора, в необходимости скорейшего решения обозначенной в письме проблемы. Это требует от журналиста умения убеждать, понимания психологии своего адресата, знания практических и теоретических наработок по вопросам информационного воздействия. Кроме того, автор излагает проблему, опираясь на логически выверенную аргументацию, следовательно, ему необходимо знание истории вопроса, умение анализировать уже предпринятые в решении ситуации шаги, понимание реальных возможностей что-либо изменить в лучшую сторону.

Использование в этом жанре просторечных и жаргонных слов вполне допустимо, поскольку и характеризует личность написавшего письмо, и активно формирует отношение к описываемому событию, явлению, факту. Метафоричный язык жаргона хочет все скрыть и все сказать одновременно. Со временем те или иные жаргонизмы становятся нормативными, как, например, случилось с такими словами, как "тусовка", "крыша", "разборка".

Кстати, эмоционально-экспрессивная сторона жаргонизмов бедна: господствуют две основные эмоции — положительная и отрицательная. Это свойство ограничивает возможности применения жаргонизмов в художественной литературе, но что касается публицистического текста — он совсем не боится этого. Чтобы придать тексту выразительности, журналист усиливает воздействие на читателя различными "спецэффектами", в том числе и жаргонной лексикой. А в эпистолярном жанре для того, чтобы ему доступно объяснить свою точку зрения на описываемое событие, вполне достаточно тех самых двух эмоциональных характеристик — положительной и отрицательной.

Когда же речь идет о событиях с явно уголовной подоплекой, говорить о которых в письме можно лишь не называя конкретных цифр и фамилий, журналист и подавно опирается на соответствующую лексику, стремясь точнее дать представление о собственной позиции. Уже не редкость на страницах печати такие жаргонизмы, как "дети беспредела", "крестные отцы" или "шестерки". А иногда авторы создают эффект антонима, используя словосочетания, вызывающие определенные ассоциации с жаргонизмами: "предел власти" — "беспредел".

Таким образом, многие слова проходят путь от жаргона — к просторечию, входят в широкое употребление. Просторечие включает слова, свойственные речи малокультурных слоев городского населения, слова, находящиеся за пределами литературной нормы. Разговорная просторечная лексика включается в публицистику как общедоступная для понимания, несущая резкую оценочную окраску. Посмотрите сами: сбацать, балдеть, крутой, бардак (беспорядок), нал (наличный), баксы, наколоть (обмануть) и многие другие. Ведь это, в основном, жаргонизмы, прочно укрепившиеся в разговорной просторечной лексике.

Безусловно, частое использование этих слов ведет к снижению общего уровня культуры слова, культуры речевого поведения, культуры общения. Поэтому журналисту надо быть вдвойне, втройне осторожным, когда он обращается к этой лексике. Прежде, чем включить жаргонизмы или просторечные слова в свой материал, следует честно ответить самому себе на вопрос: насколько необходимо их использование, нельзя ли передать свои эмоции другим образом?

Что же касается размеров письма на газетной полосе, то здесь нет никаких ограничений. Все зависит от значимости поднимаемой проблемы. Есть письма в пять газетных строк, есть — на целый разворот.

Вы здесь: Главная Журналистика Жанры периодической печати