Жанры периодической печати
- Жанры периодической печати
- Технология подготовки журналистских произведений
- Проблемно-аналитическая журналистика
- Жанровое многообразие художественной публицистики
- Технология подготовки публицистических произведений
- Жанровые модели художественной публицистики
- Жанровое многообразие публицистики
- Заметка
- Интервью
- Виды информационного интервью
- Отчет
- Репортаж
- Корреспонденция
- Специфические признаки корреспонденции
- Статья
- Комментарий
- Версия
- Журналистское расследование
- Письмо
- Разновидности жанра
- Обозрение
- Обзор печати
- Виды обзора средств массовой коммуникации
- Рецензия
- Основные виды рецензии
- Очерк
- Виды очерков
- Эссе
Специфические признаки корреспонденции
Во-первых, авторы корреспонденции делают выводы и обобщения локального характера, то есть не распространяющегося за пределы анализируемого явления, события, факта. Изучая проблемную ситуацию, сложившуюся в отдельном коллективе, автор с места события сообщает о произошедшем и пытается сделать предварительные выводы на основе проведенного им анализа.
Во-вторых, факты в корреспонденции лишь подсказывают наиболее важные, первоочередные проблемы, главное же для автора — анализ сложившейся ситуации. Это значит, что журналист, опираясь на конкретные события, не ставит своей целью более или менее подробно пересказать их. Объясняя их, он стремится установить связь между явлениями и общим законом, которым они все без исключения подчиняются.
Поэтому, выясняя причину какого-либо явления, автор корреспонденции нацеливается на тщательную проверку полученных данных, на уточнение внутренней связи между исследуемыми фактами, что, в конечном итоге, поможет ему избежать ошибок в логике построения причинно-следственных связей.
Конечно, журналист использует далеко не все, выявленные им факты. Он отбирает те, которые помогут ему выработать ясную концепцию темы. Ведь чтобы правильно проанализировать ситуацию, ему необходимо проделать ряд операций.
Во-первых, установить, что она собой представляет, зафиксировать это представление в тексте.
Во-вторых, выявить основную общественную задачу, возникшую в данной ситуации, и дополнительные задачи.
В-третьих, выяснить основные причины возникновения данной ситуации и соответствующих задач, соотносящихся с ней.
В-четвертых, сформулировать главную проблему, с которой связано решение основной задачи.
В-пятых, сформулировать основные предпосылки решения главной проблемы, связанной с данной ситуацией, наметив пути создания этих предпосылок.
И в-шестых, выяснить роль интересов основных участников ситуации в создании данных предпосылок благоприятного развития ситуации и решения проблемы.
Любой аналитический текст состоит из факта и комментария. Факт — это сообщение о предмете интереса автора выступления: отдельное событие, явление, феномен, процесс или ситуация. Комментарий — оценка предмета отображения, его причинно-следственный анализ, прогноз развития или программа действий, которую, по мнению автора, следует осуществить.
Корреспонденция представляет собой, как правило, логико-эмоциональный монолог автора. Но в последнее время стали возникать и такие формы, как корреспонденция-интервью, сочетающие в себе признаки информационных жанров. Или, скажем, в иных случаях требуется разработка темы через призму морали. И тут журналист прибегает к элементам художественно-публицистического творчества, включая в корреспонденцию признаки очерка или фельетона.
Но в любом случае, при создании материалов жанра корреспонденция журналист использует нейтральные устойчивые словосочетания, иностранные заимствования, однородные эпитеты, синонимические ряды, идиоматические обороты, метафоры и риторические вопросы. И, само собой разумеется, журналист охотно пользуется научными терминами, тем самым поднимая статус своего выступления до научно-публицистического.
Корреспонденция, как мы уже выяснили, имеет свою "архитектуру": вначале — повествование о центральном событии, затем — анализ и комментарий, позволяющие убедить читателя в правоте автора материала, и наконец — описание последствий центрального события. Конечно, часто бывает и так, что сообщение о факте рассредоточено по тексту, причем фактологические отрывки перемежаются с комментирующими. Здесь все зависит от замысла журналиста.
Если журналист уподобляет себя ученому, то структура текста возникает непроизвольно, как итог объективного описания хода познания действительности. Он последовательно группирует данные по каким-либо признакам, не обращая внимание на хронологию. Или ищет устойчивые совокупные признаки свойств исследуемых журналистом актуальных ситуаций, явлений, событий, феноменов, чтобы типизировать полученные им данные.
Но журналист может выстроить текст с учетом адекватного восприятия читателем его исследовательских находок. Он ставит перед собой задачу не описать, а объяснить. И тогда корреспонденция может быть выстроена по законам, более присущим художественно-публицистическим жанрам.
Все это сказывается и на объеме материала. Таким образом, корреспонденция может занять от ста — ста двадцати строк до целой газетной полосы.
Признаками мастерства журналиста здесь становятся умение отбирать факты, отделять главное от второстепенного, умение анализировать факты и явления повседневной жизни, обобщать их, делать выводы и предлагать свое решение проблемы.