Жанры периодической печати

Версия

Версию относят к специфическому жанру, одновременно включающему в себя признаки аналитической журналистики и литературно-художественного творчества. Она базируется на неполных доказательствах, на предположениях автора, исключая категоричность выводов и заключений. Основным ее методом исследования действительности становится домысел.

Часто журналисты путают понятия "домысел" и "вымысел", ставя их в единый синонимический ряд. На самом деле между ними лежит огромнейшая пропасть.

Вымысел — способность писателя представить, вообразить то, что могло быть в жизни, но могло и не быть. На основе своего жизненного опыта писатель представляет себе героя, воплощающего в себе черты времени, и воображает такие обстоятельства, в которых может лучше всего проявиться характер его героя. Это — одна из важнейших особенностей художественного творчества. Рисуя явления жизни, писатель всегда соотносит их с реальностью определенной исторической эпохи, но отнюдь не стремится к документализму. Поэтому, даже говоря о том, что действительно было в жизни, он словно говорит — "могло бы быть", а не просто — "было".

Домысел же, напротив, документален, так как базируется на строгих, хорошо проверенных фактах. Он — своеобразная гипотеза, подчиняющаяся общим законам развития. И к созданию домысла необходимо относиться точно так же, как и к созданию гипотезы. Скажем, если известно, что факт имел многократное повторение при подобных же обстоятельствах, можно предположить, что и в данный конкретный момент он мог быть. Но это вовсе не означает, что он был. Журналист домысливает ситуацию, основываясь на тщательных исследованиях подобных ситуаций, но не имеет права бездоказательно утверждать, что высказывает истину в конечной инстанции.

Тем не менее, такой домысел допустим при создании версии, поскольку предметом журналистского исследования становятся трудно проверяемые слухи, скандальные истории, сенсации. Однако версия, строя вероятностные предположения о причинах или виновниках выявленной ситуации, ничего не утверждает окончательно. Она лишь привлекает внимание аудитории к описанному явлению, не расставляя окончательные оценки: "хорошо" — "плохо". Более того, одной из характернейших особенностей версии является очень широкий, панорамный охват действительности, остающийся как бы за рамками текста. Только благодаря этому охвату журналист выдвигает новые, актуальные проблемы.

Произведения, основанные на домысле стремятся максимально приблизиться к жизненной правде, дать иллюзию воспроизведения подлинной действительности, здесь наблюдение берет верх над воображением. Сделав из документа действительный факт жизни героя, автор оживляет его, домысливает фон, восстанавливая пейзаж, внутренний монолог, разговор с другим персонажем, ситуацию, в которой герой в действительности мог и не быть, даже целые сцены с несколькими действующими лицами.

Так как журналист далеко не всегда может оперативно и достоверно проанализировать сложившуюся ситуацию из-за ограниченного доступа к нужной информации, он пробует логически связать имеющиеся у него факты и заставить читателя поразмышлять вместе с ним о случившемся. Домысел, в этом случае, становится неотъемлемой частью его анализа.

Журналист реконструирует неизвестные детали какого-то в целом достоверного события, явления, прибегая к ярким художественным образам. Разумеется, автор должен разграничить истину от предположений, оговорив это в тексте и, тем самым, обезопасив себя от обвинений в клевете. Ведь документ принимается и выдается за саму действительность, тогда как он всего лишь своеобразная информация о ней.

Вообще проблема соотношения факта, домысла и вымысла становится первостепенной для журналиста, независимо от того, по какой схеме он выстраивает свою версию: развивая текущий факт в протяженности временных и причинно-следственных связей или, напротив, в экспериментальном исследовании самого разрыва его крайних полюсов как второй реальности, в которой открыты признаки начала конца, будущие итоги настоящих событий. Именно обособленность и исключительность факта, его одновременная изолированность и взаимозависимость с другими фактами как ощущение текущего хаоса жизни, переосмысление накопленного исторического опыта и становится специфической особенностью этого жанра.

Целью создания и публикации версии становится желание познакомить аудиторию с ходом изучения явления, события и предложить авторское толкование накопленных фактов.

В последнее время журналисты стали чаще обращаться к этому жанру. Освобожденные от оков цензуры, средства массовой коммуникации откровеннее повели разговор о событиях и явлениях, которые относятся к сфере закрытых для широкого доступа. Например, журналисты смелее берутся за анализ "кричащих" событий вокруг исследований космоса, деятельности разведывательных спецслужб или опытов над людьми в области медицины. Принцип отождествления документа с реальным фактом становится ведущим в версификации событий. Монтаж документов создает впечатление предельной достоверности, объективной точности содержания материала. Понятно, что авторы таких материалов, ограничиваясь неполнотой сведений, строят определенные предположения.

Речь здесь идет не о сомнительности какого-то отдельного свидетельства, а об индивидуальности замысла, интерпретирующей трактовке, субъективности отношения, авторской позиции, оценочной трансформации, — обо всем том, что связано с местом и ролью автора в произведении.

Конечно, элементы этого присутствуют в любой версификации событий. Однако журналист должен стремиться к наибольшей объективности в изложении фактов. Отсюда — частое использование сослагательного наклонения.

Одна из главных особенностей изобразительно-выразительных средств этого жанра заключается в их специфической экспрессивности. Скажем, тропы здесь имеют ценность не сами по себе, а в связи с определенной публицистической идеей. С этих позиций экспрессивно значимыми оказываются все языковые средства. Журналист как бы выпячивает собственное авторское видение проблемы, подчеркивает свое отношение к нему с помощью экспрессивно-эмоционального изложения.

Являясь средством выражения авторского отношения к действительности, вполне уместен в изложении версии и риторический вопрос, — ведь автор не столько оценивает что-либо, сколько стремится вовлечь в размышления аудиторию.

Это вдвойне уместно, если вспомнить, что публикация версии ставит перед собой и такую задачу: побудить специалистов или непосредственных участников разбираемых событий к реплике, опровергающей или подтверждающей умозаключения журналиста. Так появляются новые факты, позволяющие выстроить новые версии, значительно приближающие аудиторию к истине.

Естественно, что широта освещения действительности и масштабы выводов здесь невелики. Ведь автор версии ставит перед собой задачу рассмотреть лишь отдельное явление, событие, не распространяя выводов на весь спектр подобных проблемных ситуаций. Этот жанр выступает обычно в качестве предваряющего появление других аналитических жанров, опирающихся только на достоверные факты.

Объем версии — от ста пятидесяти строк до размера газетной полосы. Это диктуется необходимостью подробно рассмотреть все возможные варианты развития события.


Вы здесь: Главная Журналистика Жанры периодической печати