Курс лекций для студентов не философских специальностей
- Курс лекций для студентов не философских специальностей
- Лекция 1: ДОФИЛОСОФСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
- Лекция 2: ДОФИЛОСОФСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ (Часть 2)
- Лекция 3: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
- Лекция 4: ИСТОРИЯ И ЛОГИКА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
- Лекция 5: ИСТОРИЯ УКРАИНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- Лекция 6: ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
- Лекция 7: ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ (Часть 2)
- Лекция 8: ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
- Лекция 9: ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
- Лекция 10: ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА
- Лекция 11: ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ
- Лекция 12: Проблема методов и форм познания в современной философии и науке
- Лекция 13: ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ (продолжение)
ЛЕКЦИЯ 7
1. Диалектика как метод и учение об универсальных и всеобщих связях и закономерностях развития бытия. Объективная потребность для инженера в освоении, усвоении и применении диалектики в своей профессиональной деятельности.
2. Основные философские законы развития бытия: а) закон взаимного перехода количественных изменений в качественные; б) закон единства и борьбы противоположностей; в) закон отрицания отрицания
3. Основные категории диалектики как формы отражения всеобщих и универсальных связей бытия (единичное — особенное — общее — всеобщее; причина и следствие; необходимость и случайность; сущность и явление; форма и содержание; возможность и действительность).
Целостное философское понимание мира означает его воспроизведение не только в статике, но и в его динамическом состоянии. Конечно, реализация этой обозначенной идеи носила и носит непростой характер, и ее решение растянулось на целые столетия. В конечном счете, это было связано с возникновением диалектики как наиболее полного и всестороннего учения о всеобщих связях и закономерностях развития бытия. Само понятие диалектики (от греческого dialektike techne ─ искусство вести беседу) употреблялось в истории философии в различных значениях.
1. Изначально под диалектикой понимали искусство спора, дискуссии, умение творчески и результативно развивать обсуждаемые проблемы темы;
2. под диалектикой понимается такой способ мышления, с помощью которого мир рассматривается как подвижно изменчивое состояние в результате взаимодействия противоположностей.
Закономерность возникновения этого учения в Древней Греции была обусловлена становлением и развитием античной демократии, такой формы государственного правления и устройства, при которой высоко ценилось умение или искусство полемики, аргументированности в доказательстве и убежденности в обосновании своей правоты. Только при этом условии можно было приобрести своих сторонников при обсуждении всех политических, и прежде всего, государственных проблем.
Сама практика общественной полемики получила свое выражение в учениях софистов и Сократа. Сократ называл диалектику в качестве искусства обнаружения истины путем столкновения и обсуждения различных, даже диаметрально противоположных точек зрения. Он сам практиковал ведение бесед, споров о философском смысле общих понятий (таких, как красота, справедливость, мудрость, и др.).
Как правило, основной целью этих бесед было обсуждение частных случаев использования этих понятий (например, красивый юноша или девушка, прекрасный кувшин и.др.) и переход к их общим определениям. Эта задача была не из легких, но он полагал, что решить ее можно с помощью диалога. Вот это искусство диалога Сократ назвал майевтикой (от греч. maievtike — повивальное искусство), полагая, что диалог поможет рождению истины как чего — то абсолютно нового, не содержащегося в начале спора, но затем появляющееся в процессе обсуждения проблемы.
Впоследствии, ученик Сократа — Платон — представил диалектику как специфическое движение мысли от многообразных конкретных значений (случаев употребления) понятий к общим определениям (понятиям — идеям), выражавшим, по его мнению, истинно сущее как таковое.
Диалектика как искусство спора развивалось и в философии Средних веков. Это мы обнаруживаем у П. Абеляра в его книге «Да и нет», Фомы Аквинского в «Сумме против язычников» и других мыслителей Средневековья.
В этот период искусство диалога рассматривалось как средство философско — проповеднического мастерства, выработки методов опровержения доводов инакомыслящих.
Кстати, Ф.Аквинский с успехом использовал свою систему доказательства бытия Бога, опираясь на формально — логические аргументы.
Античные философы изначально вложили в понятие диалектики культуру позитивной полемики: не подавление, не духовное уничтожение своего оппонента, а, наоборот, в ходе разрешения противоречий выработать верный, адекватный творческий подход к разрешению сложных философских проблем. Только творческое мышление по природе своей диалогично, а значит и диалектично по своей сущности.
Другой вариант в понимании диалектики мы обнаруживаем также в философии античности, в котором раскрывается такое понимание мира и такой способ мышления (или познания), при котором различные явления действительности рассматриваются в их взаимосвязях, во взаимодействии противоположных сил или тенденций в процессе изменения, развития.
У античных философов такая форма диалектики получила название созерцательной или стихийной. У истоков ее стоял античный философ Гераклит. В своих работах он показал подвижный, динамичный характер бытия. Мир для него представал в виде «живого огня» или стремительного потока реки, в состояние которого нельзя «войти дважды». Как говорил Гераклит: «все течет, все изменяется», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Получается, что в непрерывно подвижном мире со временем утрачивается его прежние состояния, переходящие в свою противоположность: влажное высыхает, сухое увлажняется; друг в друга переходят холодное и горячее, простое и сложное и т.д.
Какой мы можем сделать вывод? Древнегреческие философы — диалектики правильно представляя мир в качестве непрерывно движущегося и изменчивого состояния, а все явления рассматривая как тесно связанные между собой и переходящие друг в друга, тем не менее не смогли подняться до понимания сущности развития как возникновения чего-то принципиально нового, необратимого состояния в сущности бытия. Тот же Гераклит писал, что «этот космос один и тот же для всего существующего; не создан никем из богов, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».
Итак, в античной философии мы обнаруживаем двойственное понимание диалектики: с одной стороны, она предстала как своеобразное искусство спора и обнаружения истин путем столкновения противоположных точек зрения; с другой же ─ диалектика предстала в виде особого метода, констатирующего изменчивый, подвижный характер бытия, не доводя этой замечательной идеи до идеи развития как качественного поступательного изменения во всех сферах и формах бытия мира и человека.
Второй исторической формой диалектики явилась идеалистическая диалектика классической немецкой философии. Ее основными представителями являются И. Кант (1724-1804), И. Фихте (1762-1814), Ф. Шеллинг (1775-1854), Г. Гегель (1770-1831). Все философы до Гегеля внесли достойный вклад в разработку новой концепции диалектики, но целостную философскую концепцию диалектики как учения о развитии с позиций объективного идеализма разработал Гегель в своей работе «Наука Логики». У него диалектика предстала в качестве стройной теоретической системы знания, наполненной глубоким содержанием понятийно — категориального аппарата и сформулированными им основными законами диалектики. Но Гегель представил диалектику как логику развития мышления, под именем которого выступила Абсолютная Идея, развертывающая свое содержание в соответствии с открытыми им законами диалектики. На определенном этапе своего развития Абсолютная Идея или Всеобщее понятие порождает материю, природу общество и самого человека, и через познавательную деятельность последнего осознает свой пройденный путь развития.
На мистический характер гегелевской диалектики обратили внимание К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895), которые разработали третью основную историческую форму диалектики — материалистическую. Она предстала как учение о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
В ее основу Маркс и Энгельс положили два основных принципа:
1) принцип всеобщей (универсальной) связи и взаимообусловленности явлений;
2) принцип развития.
К. Маркс и Ф. Энгельс создали принципиально новую историческую форму диалектики, на основе открытий в науке того времени, в самой теоретической философии, политической экономии, идей утопического социализма и самой социальной, исторической практики цивилизации XIXв.
Именно они и предопределили необходимость и потребность в создании новой, материалистической диалектики.
И здесь возникает вопрос: насколько для современного студента XXI в. существует потребность и необходимость в освоении и усвоении диалектики, и зачем уже, по окончании университета, применять свои диалектические знания и опыт в деятельности инженера или ученого?
Объективная потребность для инженера в освоении, усвоении и применении диалектики в своей профессиональной деятельности
1. Потребность в диалектике как всеобщем методе познания и преобразования мира обусловлена а) диалектической природой изучаемых предметов внешнего мира и превращении их в объекты познания; б) их местом в мире; в) диалектической природой самого мышления человека.
В своей работе «Диалектика природы» Ф. Энгельс констатировал, что «Вся доступная нам природа образует некоторую систему, некую совокупную связь тел…
В том обстоятельстве, это эти тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они воздействуют друг на друга… (Ф. Энгельс. Диалектика природы. — К. Маркс., Энгельс Ф. Соч. т 20. — с.392). Эта мысль Ф. Энгельса указывает на то, что, поскольку познаваемый человеком мир, по сути, диалектичен, постольку развитие всех областей, в том числе современного научного знания, отражающего действительный мир, настоятельно диктует необходимость именно диалектического способа мышления. Ученый или практик вынужден применять в своих исследованиях диалектику, ибо любой предмет находится в тесной взаимосвязи с другими явлениями мира. И каждый предмет являет собой целостное диалектическое образование.
Кроме того, становление предмета реальности в качестве объекта познавательной деятельности невозможно без участия самого субъекта познания, его воздействия на него, т.е. их тесной взаимосвязи.
Одним словом, потребность в диалектике диктуется диалектической природой самого мира, объектов познания, процесса познания в целом.
2. Потребность в диалектике обусловлена также логикой самого мышления. Хотя мышление у каждого из нас носит индивидуально- личностный характер, тем не менее, оно в то же время не есть мышление отдельного, единичного человека. Оно является результатом (т.е. его становления и развития), освоения совокупного человеческого опыта прошлых и настоящих поколений.
3. Диалектическая потребность, кроме того, определяется противоречивостью самого мышления, выражающегося в ее суверенности и несуверенности. Если суверенность мышления означает его способность к бесконечному познанию мира, то несуверенность выражается в его реализации через несуверенность мыслящих людей (которые всегда ограничены историческими рамками или границами той или иной эпохи, культуры данного общества, в целом развития способа производства, в первую очередь — производительных сил).
4. Потребность в диалектике обусловлена конкретно — историческим характером самого познавательного процесса (нельзя представлять знание как некое застывшее образование; оно постоянно развивается и совершенствуется). Способом существования знания является диалектический переход от неполного знания к более полному, от неточного — к более точному, в целом — от незнания к знанию. Изучая объекты в развитии, наука не может их понять и выразить без стратегического метода, коим является диалектика.
5. И, наконец, эта потребность обусловлена социально — исторической практикой и культурой человечества (см. об этом.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 23.-с. 82-90; Библер В.С., От наукоучения к логике культуры. — М. 1991). Таким образом, потребность в диалектике для инженера обусловлена не только диалектической природой мира, но и каждого явления в области металлургии, диалектической природой познания в целом и всей мыслительной деятельности, в частности
2. Основные философские законы развития бытия
Говоря в целом об основных философских законах развития бытия, следует подчеркнуть их универсальность и всеобщность.
Универсальность всеобщих законов диалектики выражается не в их «вездесущности», а в отражении объективной неизбежности закономерного взаимодействия всех мировых явлений.
Всеобщность философских законов заключается не в их «приложимости» ко всему и вся как «некий» внешний придаток, а в том, что они детерминируют основные и всеобщие тенденции самовоспроизводства и саморазвития мира.
Будучи предельно общими, они регулируют отношения между универсальными и всеобщими сторонами и свойствами вещей и явлений мироздания.
Такие всеобщие стороны и свойства действительности отражаются с помощью именно философских законов и категорий.
Остановимся на характеристике трех основных законов диалектики.
а) Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.
В свое время философы античности обратили особое внимание на то, что даже незначительные, незаметные изменения в природе, постоянно накапливаясь, приводят к весьма заметным в ней, порой значительным изменениям. Например, самые простые примеры: убывание числа песчинок в куче песка под воздействием самых элементарных внешних факторов приводят рано или поздно к исчезновению кучи песка, или, скажем, с возрастом, происходит убывание волос на голове человека, что ведет к его облысению. Причем, надо подчеркнуть тот факт, что границы перехода из одного состояния в другое в одних случаях бывают неуловимыми, а в других случаях достаточно заметными. Это обнаруживается и проявляется в жизни каждого человека, когда» незаметно» подкрадывается старость, спортивное мастерство и профессиональная зрелость, образованность, и т.д.
Гегель, как представитель классической немецкой философии, узрел в такого рода изменениях всеобщую закономерность, получившую название закона взаимного перехода количественных изменений в качественные. Но в диалектико-материалистической философии он обрел иное, нежели у Гегеля, содержание.
Окружающий нас мир весьма многообразен. Он предстает перед человеком как огромное множество предметов, характеризующихся определенным набором свойств или признаков и выступающих как данные, строго определенные, а не какие — либо другие предметы.
Качество — это философская категория, в которой отражается определенность предмета (явления, процесса), представляющая собой единство его важнейших и существенных свойств или признаков и характеризующая принадлежность его к классу однотипных с ним предметов, утратив которую предмет перестает быть тем, что он есть.
Другими слова, категория «качество» выражает устойчивость вещей и явлений. Немецкий философ Гегель так определил это понятие: «качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность. Нечто есть благодаря своему качеству то, что есть и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть».
В конечном счете, в категории качества отражается признание границ бытия. Поэтому недопустимо философское понятие качества отождествлять с обыденными представлениями о качестве вещи в ее сугубо утилитарной ценности или полезности.
Сопоставим категорию «качество» с категорией «свойство», в котором отражается проявление тех или иных черт, сторон предмета в отношениях с другими предметами. В категории «свойство» предмет отражается лишь с какой — либо одной стороны, а в категории «качество» предмет отражается в целом. Как заметил Гегель: «Будучи качеством, вещь есть (т.е. обладает статусом бытия — А.А), и свойствами она обладает».
Для того, чтобы определить качественную характеристику предмета, необходимо ввести и определить категорию «количество».
Итак, количество есть философская категория, в которой обнаруживается объективная степень различия предметов и явлений по однородным свойствам, или признакам, характеризующая их со стороны пространственных размеров (величина, объем), интенсивности развития тех или иных сторон, темпов протекания процессов.
Количественная определенность предметов находится сравнением свойств предметов с однородными свойствами других предметов, принятых за эталон, и выражается числом.
В ходе сравнения мы приходим к выводу, что качество — это тождественная с вещью определенность; это сама вещь, взятая в ее отличии от вещей другого рода, вида и т.д.
Количество же — это нетождественная с вещью определенность, как бы безразличная для нее, но лишь в известных пределах. За этими пределами количественные изменения приводят к изменению вещи, т.е. ее качества, что находит отражение в категории «мера»
Мера – это философская категория, в которой отражаются рамки или границы, в пределах которых количественные изменения не вызывают коренных качественных преобразований, т.е. имеет место сохранение качественной определенности предмета.
По сути, мера как бы указывает нам пределы возможных количественных изменений в рамках данного качества, границы изменений количественной определенности вещи, в которых она остается без изменений.
Например, растительный и животный мир сохраняют свою жизнеспособность в определенных границах температуры. Все мы знаем диапазон колебаний температуры тела, при котором возможно нормальное самочувствие и сама человеческая жизнь.
Сталь и чугун различаются различным содержанием углерода. Если углерода больше, то увеличивается твердость и хрупкость, но вещество остается сталью. Мера стали от 0,1% углерода до 2%. При содержании углерода свыше 2% сталь превращается в чугун. Мера чугуна от 2% до 6% углерода.
Человек разумный обладает чувством меры во всем: в одежде, поведении, прическе, привычках, вкусах и др. Нарушение меры приводит к тому, что простое легкомыслие переходит в проступок, проступок — в преступление, права — в несправедливость, добродетель в — порок.
Категория меры выражает тот факт, что то или иное качество может сочетаться не со всякими количественными характеристиками, а лишь с определенными, лежащими в границах меры. За этими границами или пределами количественные изменения приводят к качественным изменениям путем скачка.
Скачок — это форма перехода количественных изменений в качественные, в результате которого осуществляется прерыв в непрерывности развития и тем самым как бы «нарушается» мера.
В качестве примера скачков здесь можно привести огромное множество, но назовем некоторые из них. Это — образование Солнечной системы, возникновение жизни на земле, смена общественно — экономических формаций, изменение агрегатных состояний веществ и т.д. Скачки бывают двух типов: постепенные и мгновенные (в виде «взрыва»).
Постепенные скачки могут длиться миллионы лет — от газопылевого состояния к твердому веществу, тысячелетия — становление классового общества; мгновенные — это ядерная реакция, расщепление атома. Их формы зависят от формы движения материи, от самого качества явления и от условий, в которых происходит процесс развития.
Сущность закона: всем предметам и явлениям окружающего мира присуще количественные и качественные характеристики. В процессе их развития незаметные количественные изменения, совершающиеся в предмете постепенно накапливаясь, нарушают границы меры, что ведет, в конечном счете, к коренным качественным изменениям, происходящим в форме скачков. В результате возникает новое качество, которое влечет за собой новые количественные характеристики предмета. Этот закон отвечает на вопрос: как происходит развитие в мире? И тем самым как бы раскрывает механизм развития, механизм формообразования количественных и качественных параметров мира.
Методологическое значение закона взаимного перехода количественных и качественных изменений состоит в том, в любом предмете как целостности всегда существуют как количественные характеристики, так и качественные, указывающие на его сущностную природу. В ходе его изменения, до определенного состояния, в нем сохраняется незыблемость и устойчивость, отражающаяся в понятии мерности бытия. Нарушение меры путем скачка всегда сопровождается количественными и качественными изменениями, что ведет к прерыву в постепенности развития везде, а значит- появляется новое качество, идущее на смену старому, отжившему.
б) Закон единства и борьбы противоположностей
Этот закон раскрывает сущностную сторону процесса развития — его источник, в качестве которого выступает противоречие.
Одной из главных, если не главной, особенностью философии, тем более диалектической, является рассмотрение предметов, явлений, процессов в единстве их противоположных сторон, тенденций. Поэтому, раздвоение единого и познание его противоречивых состояний характеризуется в философии как ядро диалектики.
По сути дела, речь идет о противоречии, без осмысления которого нельзя понять развитие как таковое. Известно, что Гегель считал противоречие в качестве источника развития. Его высказывания о том, «противоречие — …на самом деле движет миром», «нечто жизненно…, если оно содержит в себе противоречие» имеют глубокий философский смысл. Он с критикой выступил против метафизических утверждений, согласно которым противоречие в самих предметах невозможно, ибо оно свойственно лишь неправильным рассуждениям. Кстати, в формальной логике и по сей день имеет место закон о так называемой защите противоречий в мыслях. Если же оно (противоречие) появляется, то это означало наличие в рассуждениях ошибок. Гегель, всегда выступал против анормального понимания противоречия, ибо оно всегда является отражением взаимосвязи, взаимообусловленности противоположных сторон предмета, принципом всякого «самодвижения».
Философское понимание мира предполагает, что сама объективная реальность, бытие как таковое всегда носили и носят диалектически — противоречивый характер. Но сама противоречивость не является эмпирически — наглядной, а, наоборот, она скрыта и появляется в ходе развития мира или его отдельных предметов.
Согласно закону взаимного перехода количественных изменений в качественные, процесс развития включает в себя противоречивость устойчивости (как способности предмета в некоторых интервалах времени сохранять свою качественную определенность) и изменчивости, благодаря чему в мире всегда возникают новые качественные состояния. Устойчивость и изменчивость предполагают друг друга, они как бы нераздельны. Если абсолютируется одна из сторон этого единства, то происходит адекватное искажение картины мира.
Как уже было сказано выше, противоречие в своем возникновении, становлении и разрешении проходит ряд естественно — необходимых этапов, которые отражаются в таких категориях как тождество, различие, противоположности и противоречие. А затем наступает 2-й этап — разрешение противоречия или его «снятие».
Диалектика устойчивости и изменчивости отражается в категориях тождества и различия. Пока предмет остается тем же самым предметом, он сохраняет свою устойчивость или тождественность самому себе. Но понятие изменения предполагает относительно устойчивый предмет, имеющий в разное время, кроме сохраняющихся, и отличающиеся между собой характеристики.
В природе и обществе не существует предметов, не подверженных изменениям, остающихся тождественными самим себе на вечные времена. Все предметы и явления взаимодействуют между собой, что вызывает «нарушение» тождества. Поэтому абстрактного тождества нет, а есть только тождество конкретное, диалектически понимаемое и включающее в себя различие.
Каждое растение, животное, человек в каждое мгновение в своей жизни и тождественны самим себе, и в тоже время в следующее мгновение отличаются от самих себя, становятся нетождественными, отличными от прежнего состояния.
Если мы возьмем в целом жизнь человека, то увидим основные фазы изменений человеческого состояния: эмбрионная или, точнее, эмбриональная жизнь, детство, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть.
Другими словами, речь идет об относительном характере устойчивости и тождественности. Устойчивость и изменчивость, тождество и различие — это диалектически связные противоположные характеристики любого изменяющегося предмета или явления.
Философия, обобщив как повседневные жизненные наблюдения человека, так и опытные научные данные, полученные в различных науках и в общественно — исторической практике, пришла к выводу, что всем, без исключения, предметам присущ полярный характер, т.е. в любом явлении имеют место противоположности.
В математике — плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование, в механике — притяжение и отталкивание, действие и противодействие; в физике положительный и отрицательный заряды; в химии – анализ и синтез химических элементов, ассоциация и диссоциация; в биологии — ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, здоровье — болезнь, жизнь — смерть и т.д.
Короче говоря, сами науки открыли в своих предметах противоположные тенденции их бытия, что, в конечном счете, в XIX в. привело философов к диалектико–материалистическому пониманию мира.
Если противоположности — это противостоящие стороны в предмете или явлении, то диалектические противоположности — это те, которые выражая целостность изменяющегося предмета или явления, вместе с тем, одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга т.е. это взаимодействие носит диалектически подвижный характер, противоположности как бы переходят друг в друга.
С одной стороны, имеет место единство противоположностей, которое выполняет функцию сохранения единства, тождественности, самости вещей, предметов, а с другой — будучи диалектическими противоположностями, они в предмете, вещи стремятся разорвать, изменить это состояние или единство. И тогда начинается так называемая «борьба» противоположностей, которая, в конечном счете, рано или поздно, ведет к появлению противоречия и изменению сущности самого предмета.
Как результат — возникает диалектическое противоречие путем раздвоения единого на взаимоисключающие противоположности в ходе «борьбы» и столкновения противоположных тенденций в рамках или границах развивающегося целого и последний этап — снятие противоречий и возникновение нового качества, новой сущности предмета.
В чем же суть закона единства и борьбы противоположностей? Всем предметам и явлениям мира присущи внутренние и внешние противоречия, фиксирующие противоположные стороны и тенденции, находящиеся в состоянии взаимосвязи и взаимоисключения, единства и борьбы: борьба противоположностей ведет к появлению источника развития, т.е противоречия, что влечет за собой нарастание противоречия и его дальнейшее разрешение, т.е. исчезновение старого и возникновение нового.
Методологическое значение этого закона состоит в том, что мир представляет собой диалектически сложное образование, в котором, с одной стороны, всегда имеется относительно — устойчивое, временное единство противоположностей, а с другой — их взаимодействие, которое в результате «борьбы», ведет к «нарушению» этого единства и появлению противоречия в развивающемся предмете в качестве источника развития. Происходит разрешение противоречия, а значит — и смены старых состояний, их обновление.
в) Закон отрицания отрицания раскрывает такую важнейшую сторону процесса развития, как его направление и приемственность, отвечает на вопрос: в каком направлении осуществляется процесс развития?
Обращаясь к осмыслению любого процесса изменения и развития того или иного предмета или явления, мы увидим в нем смену определенных фаз, периодов или этапов этого процесса. Процесс развития, как впрочем и процесс изменения в мире, происходит путем отрицания всех устаревших форм.
Диалектическое отрицание обусловлено внутренними противоречивыми состояниями предмета, выступает как своеобразная форма их разрешения, и поэтому, в конечном счете, предстает в качестве самоотрицания.
Метафизически понимаемое отрицание предполагает уничтожение сущности данного предмета или явления, разрыв предыдущего и последующего этапов развития, абсолютный «разрыв» в непрерывности развития явлений.
Диалектически понимаемое отрицание предполагает не разрыв, а систему связей между прошлым, настоящим и будущим в существовании данной сущности. По сути дела это есть триединый процесс («триада»):
1) уничтожение, разрушение старого, отжившего в явлении (так называемая деструкция)
2) сохранение в старом всего позитивного, обеспечивающего связь прошлого с настоящим;
3) формирование, создание принципиального нового в качественном отношении.
В философии различают абстрактное и конкретное отрицание. В первом случае оно носит сугубо нигилистический характер, во втором случае — позитивный, как такое отрицание или уничтожение отживших элементов, но с сохранением жизнеспособности активных элементов в составе данной сущности. Основной смысл, сущность и содержание диалектического отрицания характеризуется таким философским термином как «снятие».
«Снятие» (aufgebung) в немецком языке имеет двоякое толкование — «сберечь, сохранить» и «прекратить, положить конец существующему».
По Гегелю, в этом понятии «снятие» утверждается преемственность в развитии, без которого его бытие просто невозможно.
Гегелевская триада означает, что процесс развития осуществляется по такой схеме:
а) утверждение или полагание (тезис);
б) отрицание этого утверждения (анти — тезис);
в) отрицание отрицания (синтез). В синтезе как бы в «снятом» виде находится и тезис, и анти — тезис.
В конечном счете, отрицание отрицания представляет собой процесс возвращения, в ходе развития к исходному состоянию, но это не простое, не механическое вожзвращение, а спиралевидное, т.е. такое, в котором обнаруживается нечто новое, что было достигнуто на второй ступени развития (анти — тезис), что отсутствовало на исходной стадии развития (тезис).
Отрицание отрицания — это процесс возврата «якобы» к старому, но на новой, более качественной основе, т.е. процесс опять воспроизводится вновь и вновь. Гегель развитие понимал как процесс прогрессивного, поступательного изменения, как движение вперед от простого к сложному, от неразвитого к развитому, от несовершенного к более совершенным формам…
Безусловно, картина, представленная Гегелем, несет в себе величественный и диалектически философский характер. В реальной же жизни мы обнаруживаем более сложные проявления этого и других философских законов.
Если анализировать историю других стран или нашей страны, то мы обнаруживаем в ней различного рода «голые», «зряшные отрицания», которые приносили, да и сегодня приносят большие потери для народа нашей страны, фактически отбрасывая общество назад. Другими словами, общественная жизнь далека от идиллической картины теории. Гегель, представив процесс развития как поступательный, прогрессивно направленный, был далек от его упрощенного толкования. Ведь прогресс (от лат. progressus — движение вперед, успех) — это такой тип развития, который характеризуется переходом от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенных к более совершенным формам и образованиям. Он, как диалектически мыслящий философ, понимал, что в развитии мира прогресс — лишь одно из существующих направлений или один из вариантов развития наряду с регрессивным состояниями (от лат. regressus — обратное движение вспять, назад).
Но, тем не менее, проявление «отрицания отрицания» в природе, обществе, в мышлении ─ это спиралевидное образование, сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность.
В биологических системах прогресс означает то, что повышает степень целостности системы, ее приспособляемость к внешней среде, функциональную эффективность.
В социальных системах прогресс означает то, что способствует гармоническому единству интересов общества и отдельного человека.
Итак, диалектическая философия отвергает абсолютизацию момента разрушения в отношении к предыдущим этапам развития. При абсолютном отрицании невозможно прогрессивное развитие любой системы.
Суть закона отрицания отрицания: процесс развития осуществляется путем отрицания старого новым, низшего высшим. Новое, отрицая старое, сохраняет его положительные черты, способность его к дальнейшему прогрессу. Вместе с тем, развитие происходит по спирали, с возвратом «якобы» к старому, но на новой, более качественной основе. И таким образом, процесс развития носит поступательный характер.
Таким образом, методологическое значение рассматриваемого закона состоит в том, что он позволяет понять направленность в развитии природы, общества, мышления, ее исходные и последующие этапы, обеспечивающие процесс «снятия», разрешения противоречий в развитии мира в целом и каждого явления в частности.
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ КАК ФОРМЫ ОТРАЖЕНИЯ ВСЕОБЩИХ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ БЫТИЯ
Диалектика представляет собой универсальную, всеобщую и подвижную теоретическую систему элементов, среди которых особое место занимают основные категории диалектики.
Каждая из частных наук (а сегодня их насчитывается более 10 тыс.) имеет свой понятийный или категориальный аппарат, с помощью которого ученые более основательно раскрывают предметы и объекты своих исследований. Но вместе с тем, они не могут обойтись без использования философских категорий, в которых отражаются всеобщие свойства, признаки, связи и отношения, присущие всему бытию.
Может ли любой ученый или практик обойтись без использования таких категорий диалектики как «единичное — особенное — общее — всеобщее», «причина» и «следствие», «необходимость и случайность», «форма» и «содержание», «сущность» и «явление», «возможность» и «действительность»? Думаю, что нет, ибо категории диалектики, во — первых, носят «парный» «характер, отражая при этом противоположные состояния целостного бытия, и во — вторых, в них, вернее, через них, отражаются и фиксируются в знании сущностные и противоречивые взаимосвязи и взаимозависимости, имеющие место в самом мире.
а) «единичное — особенное — общее — всеобщее»
Окружающий человека мир существует в виде отдельных предметов, вещей, и явлений, отличающихся как правило, друг от друга.
Специфические характеристически, которые отличают одну отдельную вещь или предмет от других, фиксируются категорией единичного. В категории же «общее» воплощаются сходные, повторяющиеся свойства или признаки вещей, предметов, явлений.
Любой предмет в целом, который существует как отдельное образование являет собой единство общего и единичного, т.е. единичное и общее есть стороны отдельного как такового.
Будучи стороной, частью отдельного, всякое общее, так или иначе, «лишь приблизительно верно охватывает отдельные предметы», а «всякое отдельное неполно входит в общее», наряду с общим оно содержит в себе единичное.
Например, каждый человек есть существо отдельное. Каждому из нас свойственны генетические, биологические и физические черты или признаки, отличные от других людей. Вместе с тем, всем людям присущи сходные или общие признаки (например, анатомическое строение, национальные, профессиональные или этнические). Что же собой представляют категории «особенное» и «всеобщее»?
Категория «особенное», с одной стороны, являет собой промежуточное, связующее звено между единичным, общим и всеобщим, но, с другой стороны, «особенное» носит относительно самостоятельный характер и в то же время как бы интегрировано как в единичное, так и в общее и всеобщее.
Другими словами, в категории «особенное» фиксируются отличительные свойства или признаки вещей, предметов и явлений.
Категория же «всеобщее» занимает особое место в ряду рассматриваемых категорий. Не будет тавтологией, если мы скажем, что во «всеобщем» воплощено «общее» высшей степени общности. Короче говоря, в категории «всеобщее» отражен высший уровень обобщенного бытия как такового, его универсальный и бесконечный характер.
Проблема соотношения единичного и общего по разному толковалась и ныне толкуется в разных философских системах. Так, через всю историю развития философской мысли прослеживается спор о природе общих понятий, или универсалий, который можно свести к двум точкам зрения: номинализму и реализму.
Представители номинализма (от лат. noumen — имя) отрицали категорически реальное существование общего, полагая при этом, что общее существует лишь в сознании человека в виде имен, названий предметов или явлений. К ним можно отнести таких философов как И. Росцелин (1050-1120), Д. Скотт (1266-1308), У. Оккам (1285-1349), Дж. Беркли (1684-1753) и.др.
Представители же реализма признавали реальное существование общего в виде неких идеальных сущностей вещей, которые, якобы, предшествуют отдельным вещам и существуют независимо от них. К ним можно отнести таких философов как Платон (427-347) до н.э., А. Кентерберийский (1033-1109), А. Уайтхед (1861-1947) и другие.
При всей реальности бытия единичного и общего, они не могут существовать самостоятельно, как только через отдельные вещи, предметы, выступая частью, стороной последних. Короче, каждый отдельный предмет есть единство единичного, особенного и общего, неповторимого, специфического и повторяющегося.
Рассматриваемые нами категории диалектики тесно связаны между собой и могут взаимопревращаться друг в друга. Как правило, границы меж ними носят подвижный характер. В процессе развития, при строго определенных условиях, они могут превращаться друг в друга. Если, например, какой — либо организм, в процессе своего индивидуального развития, приобретает новый, особенный, признак, то он может быть передан по наследству и стать признаком ряда особей, т.е. свойством разновидности в рамках определенного вида. И, таким образом, признак из единичного как бы становится сначала особенным, а затем превращается в общий (видовой).
В развитии организмов могут происходить и прямо противоположные процессы, когда те или иные признаки начинают отмирать и исчезать. Он становится свойством как бы лишь немногих организмов в форме атавизма. Общее, в данном случае, «перешло» в единичное.
Проблема четкого понимания диалектики единичного — особенного — общего — всеобщего имеет огромное теоретическое и практическое значение как в философии, так и в частных науках. Дело в том, что философское знание механизмов взаимозависимостей между рассматриваемыми категориями позволяет на практике, и в социальной — тоже, разобраться со сложностью и противоречивостью многообразных процессов, имеющих место в самой объективной действительности, понять законы ее развития и применять их адекватно в своей деятельности.
Сегодня Украина как самостоятельное и независимое государство сталкивается с трудностями и проблемами, через которые «прошли» многие страны Запада в процессе формирования стабильного рыночного общества. Руководителям страны нашей как в настоящем, так и будущем, следует глубоко понять эту диалектику «единичного — особенного — общего — всеобщего» и философски применять в процессе создания нового уровня жизни как для всей страны — Украины, в целом, так и для каждого ее гражданина, в отдельности. Разрешение возникающих при этом противоречий в обществе является законом для руководителя любого ранга.
б) «СОДЕРЖАНИЕ» И «ФОРМА»
Уже в античной философии мы обнаруживаем своеобразный подход ряда философов в понимании этой пары категорий.
Так, Аристотель рассматривал форму как организующий, упорядочивающий фактор бытия. Он мыслил форму как активнейшую силу, организующую пассивное содержание материи, по аналогии с ситуациями человеческого творчества (например, создание скульптуры) Но у Аристотеля мы обнаруживаем понятие «чистой формы» (формы форм), что свидетельствует о том, что у него «форма» играет первичную, определяющую роль по отношению к «содержанию».
Что же собой представляет «форма» и «содержание»?
Содержание – это философско — диалектическая категория, в которой отражается совокупность элементов, их связей и отношений, образующих данный предмет, данное явление, данный процесс.
Форма – это философско — диалектическая категория, в которой отражается способ существования и проявление сущности данного предмета, данного явления, данного процесса.
Например, содержанием романа является его сюжет (событие, характеры, поступки, переживания героев, решаемые проблемы), а формой романа является его композиция чувств, мыслей.
Содержание и форма — непрерывно связанные стороны одного и того же предмета: содержание оформлено, а форма содержательна.
Форма носит не внешний характер, она не накладывается автоматически на содержание, а выступает имманентно присущим фактором внутренней организации того или иного предмета, явления или процесса.
Содержание и форма едины, связаны между собой, но в рамках этого единства они не равноправны. Содержанию принадлежит всегда определяющая роль, т.е. содержание определяет характер формы и все стадии ее изменений. Но в то же время форма не пассивна. Она обладает относительной самостоятельностью: а) форма более консервативна и может отставать от изменения содержания; б) новые, более эффективные формы способны оказывать значительное стимулирующее воздействие на развитие содержания.
Если брать такую форму общественного сознания как искусство, то в ней форме придается исключительно важное значение. Так, на картине может быть изображено далеко не прекрасное лицо, но изображено оно должно быть прекрасно.
Форму вообще нельзя недооценивать. Так, в человеческой жизни и деятельности понятие формы связано с понятием определенных правил, упорядочивающих возможные виды деятельности. В технической деятельности — это ГОСТы, инструкции и т.д. Различными правилами регулируется международная жизнь, Большое значение имеет правовые нормы, а так же обычаи, ритуалы, традиции в различных сферах общественной жизни.
Относительная самостоятельность формы дает возможность, например, в науке временно сосредоточить внимание исключительно на формальной стороне предметов, действий, процессов. Существует целый ряд наук, изучающий различные формы бытия: геоморфология растительного и животного мира, структурная лингвистика и др.
Кроме того, в науке достаточно усиленно применяется метод формализации, т.е. метод, с помощью которого осуществляется перевод содержательных фрагментов знаний на искусственно символический или формальный язык, подчиненный четким правилам построения формул и их преобразований. Краткость, обозримость выражений, оперативность преобразований — это достоинства формализованного языка. Использование технических средств современного типа возможного благодаря формализованному языку.
На практике выдвижение на первый план формы и применение искусственно роли содержания порождает формализм и бюрократизм. Не желая серьезно, содержательно, решать проблемы, как правило, бюрократ — формалист занимается «спекуляцией деятельности», «делает вид деятельности», прикрывая тем самым свое бездействие и равнодушие к выполнению действенному своих прямых обязанностей.
Вот почему нельзя абсолютизировать форму, ни игнорировать ее, ибо плохая или неразвитая форма организации может дискредитировать даже гениальные идеи или начинания. Только учет диалектики формы и содержания (когда форма содержательна, а содержание гармонично оформлено) позволит успешно решать как теоретические, так и практические проблемы бытия.
СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ
Любой предмет или явление представляет собой многоуровневое образование. Так, в нем всегда имеют место, с одной стороны, поверхностные, внешние очертания, а с другой, глубинные, внутренние, сущностные характеристики. Поэтому, для обозначения этих противоположных параметров в философии выделяются диалектические категории « сущность» и «явление».
«Сущность» — это философская категория, в которой отражается внутренняя, скрытая, глубинная, относительно устойчивая сторона того или иного явления или предмета.
«Явление» — это философская категория, в которой фиксируются сугубо внешние, эмпирически наблюдаемые, более подвижные и изменчивые свойства или признаки того или иного явления или предмета.
Эти категории по своей природе носят диалектически противоположный характер; поэтому они не совпадают по своему содержанию, а тем более по сущности, друг с другом.
Когда это несовпадение приобретает ярко выраженный характер, то предмет или явление отражает форму видимости или кажимости, т.е. не — адекватного, искаженного проявления сущности. Например, видимостью является искривление карандаша в стакане воды или вращение Солнца вокруг Земли и. т. д. В конечном счете, видимость не является продуктом нашего сознания, ибо она объективна и возникает в силу объективных условий наблюдений.
Но рассматриваемые нами категории диалектики тесно связны между собой: явление есть проявление сущности, его внешнего обнаружения (например, простудная инфекция проявляется в повышенной температуре тела, в насморке и т.д.) Но, так или иначе, познавательный процесс всегда начинается с познания явлений, а затем осуществляется переход к познанию сущности 1 (первого), 2 (второго) и. т.д. порядка. Другими словами, сущность является, а явление существенно.
Если бы явление и сущность, с одной стороны, не были связаны между собой диалектической связью, то познание сущности мира было бы просто невозможно, а значит — отпала бы необходимость в самой науке. С другой стороны, если бы они абсолютно совпадали, то, как утверждал К. Маркс, «всякая наука была бы излишня». Но ведь наука ставит перед собой задачу: за внешним множеством различных предметов или явлений отыскивать, выявлять внутренние, существенные закономерности познаваемого мира. Такова объективная история и логика познавательной деятельности.
В истории философии мы обнаруживаем, что ряд философов — субъективных идеалистов (например, Дж. Беркли, Э. Мах, Р. Авенариус и др.) полагали, что, помимо явлений, никакой сущности не существует.
Так, для Э. Маха, «мир есть совокупность индивидуальных человеческих ощущений» и не более того.
Ряд других философов — объективных идеалистов (Платон, Гегель, А. Уайтхед и др.) признают объективное существование сущности, но которое носит идеальный характер. Например, немецкий философ И. Кант полагал, что явления вызываются сущностью, но они не совпадают друг с другом никоим образом, ибо предмет есть так называемая «вещь — в — себе», которая не познаваема.
Надо заметить, что рассматриваемые нами данные категории носят весьма подвижный и относительный характер. Само понятие «сущности» не предполагает какого — либо жестко фиксированного уровня реальности или некоего предела в познании. Я выше отмечал, что познавательный процесс «идет» от явления и сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д. без конца.
Относительный характер категории «сущность» и «явление» заключается в том, что тот или иной процесс выступает как явление по отношению к более глубоким процессам, но как сущность более низкого порядка по отношению к его собственным проявлениям.
Эти категории указывают нам на то, что процесс познания — это процесс вечного и бесконечного углубления познающим субъектом в сущность познаваемого мира и его отдельных элементов через осмысления изначально его внешних проявлений.
ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
Причинно — следственные связи и отношения — это такие, при которых одно явление или группа явлений, взаимодействующих между собой, при наличии соответствующих условий, порождает другое явление или группу явлений. Явление, которое порождает, обуславливает, вызывает появление другого явления называется причиной.
Результат же действия причины, т.е. явление, которое появилось благодаря другому явлению называется следствием.
Причинно — следственные отношения характеризуются своей сложностью и противоречивостью. Прежде всего, они отличаются последовательной однонаправленностью или временной ассиметрией (т.е. причина всегда предшествует следствию, а не наоборот). Но это никоим образом не значит, что всякие предшествующие явления находятся в прямой причинной зависимости с последующим явлением.
Например, ночь предшествует дню, но она не является причиной наступления дня.
Другими словами, нельзя смешивать причинно — следственную связь с временной последовательностью наступления событий, ибо в причинной зависимости обязателен элемент сущностного порождения одного явления другим.
Нужно в обязательном порядке подчеркнуть, что причинно — следственные связи носят всеобщий и универсальный характер, ибо в мире нет и не может быть беспричинных явлений. Каждое явление, любое событие имеет свою причину. Вспомните народную поговорку — «нет дыма без огня!» Причинность всегда объективна, т.е. она существует независимо от самого человека. Но он может сам искусственно создавать то или иное явление и соответствующие условия, при которых оно произойдет в самой природе или обществе.
Признание всеобщности и универсальной объективности причинно — следственных связей называется детерминизмом (от лат.determinare — определять). Детерминизм абсолютно противоположен индетерминизму — учению, отрицающему наличие в мире объективных, причинно─следственных связей. Так, английский философ Д. Юм полагал, что причинно следственная связь имеет место не в самих предметах, а в наших восприятиях. По Юму получается, что в понятии причины отражена привычка человека мыслить свои восприятия в определенном порядке и последовательности. Для немецкого философа И. Канта так же характерно отрицание объективного характера причинно — следственных связей, ибо он относил их к априорным (доопытным) формам или категориям, благодаря которым познающий субъект упорядочивает чувственный опыт.
В XVII веке детерминизм выступил в форме механистического детерминизма, для которого причина есть результат внешнего, механического воздействия, предполагающего однозначное наступление соответствующего следствия, не допускающего никаких отклонений вероятностного свойства. Такой детерминизм получил название в науке XVII — XVIII вв. лапласовского (по имени французского ученого Лапласа). Разумеется, в этот период господствовала механика И. Ньютона, в которой однозначная жесткая детерминация позволяла делать вывод о возможности абсолютно точного предсказания наступления событий в будущем как в материальных системах, так и во Вселенной в целом.
Развитие науки и познания в целом в XIX — XX вв. выявило серьезную ограниченность такого рода понимания. Появились точки зрения о том, что детерминация вызывается не только внешними признаками, но и тем более не является однозначным событием. Лапласовский детерминизм применим при осмыслении механической формы движения тел, но с его позиции невозможно четко объяснить характер и сущность биологической и социальной форм движения, а тем более сложных состояний психической деятельности человека. В каждый момент времени, как доказал В. Гейзенберг, здесь можно определить или координату, или скорость частицы, причем не абсолютно точно, т.е. однозначно, а приблизительно верно, т.е. с определенной степенью вероятности.
Некоторые физики, обнаружив неприменимость механического детерминизма к микрообъектам, сделали скоропалительные выводы о крушении детерминизма в науке и торжестве индетерминизма (У. Бриджмен (США). В этой связи А. Эйнштейн резко отрицательно отнесся к подобной точке зрения. Он, в частности, заявил: «Хотя современная квантовая теория содержит несколько ослабленный вариант концепции причинности, все же он не открывает черного хода для приверженцев свободы воли».
Закон причинности выражает собой только одно: все явления в мире причинно обусловлены.
А как выступает при этом причинность в отдельных, конкретных случаях — это уже другой вопрос, при решении которого следует учитывать обязательно конкретные свойства объекта. Другими словами, детерминизм различно проявляется в тех или иных областях материальной действительности.
Причина и следствие неразрывно связаны между собой. Без причины нет следствия и наоборот. Причем, одно и то же явление в одной связи являются причиной, в другой — следствием. Так, индукционный ток являются следствием взаимодействия замкнутого проводника с магнитным полем и причиной накаливания нити электрической лампочки.
Кроме того, обращаю внимание на то, что в мире существует универсальное и всеобщее взаимодействие предметов и явлений мира, каждый из которых есть в одно и то же время и причина, и следствие. Такого рода взаимодействие является истинной, конечной причиной всех вещей, познав которое, можно познать мир. Возможно ли таковое в реальной практике?
Вообще говоря, следует сказать, что знание сущности причинно — следственных связей имеет огромное практическое значение. Так, познав причины явлений, человек выделяет в них как позитивные, так и негативные составляющие. Применяя позитивные причины, можно тем самым как бы ускорять их наступление или появление. Зная негативные, вредные причины, можно их устранять, ограничив тем самым или «убрав» их на пути нежелательных для человека неумолимых следствий. Это очень важно иметь в виду как в жизни отдельного человека, так и страны, общества в целом.
НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
Как уже было сказано выше, между причиной и следствием существует объективная необходимая связь, хотя следствие не обязательно является необходимым, ибо оно может быть и случайным явлением.
Что же представляет собой категории «необходимость» и «случайность»?
В истории философии долгое время философы отождествляли необходимость с причинностью, а так как беспричинных явлений нет, то объективно существующей признавалось только необходимость. Как правило, философы отказывали случайности в ее объективном существовании и считали, что случайностью является, то причин чего мы не знаем и знать не можем. Другими словами, под случайностью понимали некое субъективное понятие, которым люди прикрывают свое собственное невежество.
Античный философ Демокрит написал так: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком — нибудь основании и в силу необходимости». Поэтому «люди измыслили идол случая, чтобы прикрыть свою собственную нерассудительность».
Голландский философ Б. Спиноза полагал, что «случайной… какую–либо вещь называют единственно по несовершенству нашего знания».
Французский философ — просветитель XVIII в. П. Гольбах отмечал: «Мы называем случайными явления, причины которых мы не знаем, которых, из за своего невежества и неопытности, не можем предвидеть».
Все выше названные мной философы практически отождествляют необходимость с причинностью, а случайность с беспричинностью. А так как беспричинных явлений не существует, то и отсутствует случайность.
Но ведь отрицая объективное существование случайности, сторонники подобной точки зрения, по сути, низводят необходимость до уровня случайности.
Так, цитируемый нами выше П. Гольбах утверждал, что «излишек едкости в желчи у фанатика, разгоряченность крови в сердце завоевателя, дурное пищеварение у какого–нибудь монаха, прихоть какой-нибудь женщины являются достаточными причинами, чтобы заставить предпринимать войны, чтобы посылать миллионы людей на бойню, чтобы превращать в руины города, разрушать крепости, чтобы погружать народы в нищету и траур, чтобы вызывать голод и заразные болезни и распространять отчаяния и бедствия на длинный ряд веков».
Ф. Энгельс подверг резкой критике эту точку зрения, подчеркнув при этом, что «если все в мире одинаково необходимо: и то, что в этом стручке 5 горошин, а не 4 или 6, что хвост этой собаки длиной в 5 дюймов, а не длиннее или короче, что между небесными телами проявляется закон всемирного тяготения, или то, что одна форма энергии превращается в другую, сохраняя ее количество, наступает с одинаковой неизбежностью — то здесь не случайность поднимается до уровня необходимости, а наоборот снижается до уровня случайности».
Объективный характер случайности отрицают представители фатализма (от лат. fataliz — роковой), полагающие, что в мире, в жизни общества и отдельного человека все изначально предопределено богом или судьбой, роком, сила которых носит неотвратимый характер.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что, хотя все предметы или явления причинно обусловлены, тем не менее, причинно — следственная связь может носить разновременной характер: в одних случаях она проявляется и наступает неизбежно, в других же случаях, она может как наступить, так и не наступить, т.е. быть случайной.
Дадим определение необходимости и случайности.
Необходимость — это философская категория в которой отражаются устойчивые и существенные связи между явлениями, причем, наступление явления — причины в обязательном порядке влечет за собой обязательно адекватно — определенное явление — следствие.
Случайность — это философская категория, в которой отражается то, что вытекает не из глубин внутренних существенных связей и отношений, а из побочных внешних связей, и в силу этого это может совершиться, а может и нет, может произойти так, а может — иначе. И та, и другая категории существуют объективно, причем они тесно связаны между собой особой диалектической связью. Любой предмет, любое явление в одно и то же время и необходимо, и случайно. Одни его свойства и взаимосвязи обусловлены внутренними причинами, выражая природу составляющих его элементов, другие — внешними, его взаимодействиями с окружающим миром (например, в живом организме есть видовые, т.е. необходимые, признаки и индивидуально — случайные). Вот почему случайность — есть форма проявления и дополнения необходимости.
При соответствующем изменении условий необходимость и случайность взаимопереходят друг в друга.
Здесь следует обратить внимание на то, что существуют две формы необходимости: 1) динамическая — согласно которой имеет место однозначная, жесткая обусловленность следствия причиной (если мы посадим зерно пшеницы, то обязательно вырастет — пшеница, а не рожь).
2) статистическая, согласно которой имеет место неоднозначная, вероятностная обусловленность следствия причиной.
Скажем, вы бросаете монету и не знаете, что выпадет «орел» или «решка», но, в конечном итоге, достаточно большое количество бросаний приводит к количеству «50» на «50», т.е. независящему от случая. Статистическая необходимость базируется на законе больших чисел, согласно которому суммирование большого числа случаев или отдельных предметов ведет к тому, что их случайные отклонения в ту или иную сторону нивелируются и образуется некоторая необходимая тенденция.
Другими словами, необходимость проявляется через большую массу случайностей.
Например, сила, с которой ударяет та или иная молекула газа о стенки сосуда, является случайной, зависит от множества разных обстоятельств, но между тем, через всю эту массу отклонений проявляется тенденция (закономерность): сила, с которой молекулы газа ударяют о стенки сосуда, обратно пропорциональна объему газа.
Таким образом, в системе причинно — следственных связей причина может породить случайное или необходимое следствие.
Если то или явление или событие еще не наступило, но может стать причиной, то говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Для анализа данного факта используются такие категории диалектики как «возможность» и «действительность».
ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Возможность – это философская категория, в которой отражаются предпосылки возникновения того или иного события, процесса, его бытие в потенциальном состоянии.
Действительность — это философская категория, в которой отражена реализованная на практике возможность или возможности, т.е. все то, что объективно существует в мире. Возможность и действительность тесно связаны между собой диалектической связью. Если действительность есть реализованная на практике возможность, порождается развитием действительности, которая выступает основой для формирования новых возможностей. Действительность являет собой актуальное бытие, а возможность — потенциальное бытие, т.е. будущее, содержащееся в настоящем, в латентном состоянии.
В категории «возможность» отражаются предпосылки возникновения новой действительности, которые уже имеются в наличном бытии.
Связь между этими категориями проявляется в том, что всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность есть результат реализации ранее существующей возможности.
Аристотель, античный философ, характеризовал изменение как непрерывный переход возможностей в действительность. Первенство, конечно, принадлежит действительности, ибо она объективно содержит в себе все возможности своего дальнейшего развития, но ни одна из возможностей не может охватить собой всю действительность. Другими словами, действительность определяет любую возможность наступления событий.
Существует общепринятая в литературе дифференциация возможностей: реальные и формальные, абстрактные и конкретные.
Реальные — те, которые вытекают из закономерных тенденций развития.
Формальные — те, которые обусловлены случайными, побочными факторами.
Реальные возможности, в свою очередь, делятся на абстрактные и конкретные.
Абстрактные — те, для которых еще не сложились условия для их реализации.
Конкретные — те, для реализации которых сложились или существуют необходимые условия. Таким образом, реализация возможности в действительности зависит 1) от природы и сущности предмета, 2) от условий, в которых осуществляется процесс развития.