Курс лекций для студентов не философских специальностей
- Курс лекций для студентов не философских специальностей
- Лекция 1: ДОФИЛОСОФСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
- Лекция 2: ДОФИЛОСОФСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ (Часть 2)
- Лекция 3: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
- Лекция 4: ИСТОРИЯ И ЛОГИКА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
- Лекция 5: ИСТОРИЯ УКРАИНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- Лекция 6: ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
- Лекция 7: ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ (Часть 2)
- Лекция 8: ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
- Лекция 9: ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
- Лекция 10: ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА
- Лекция 11: ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ
- Лекция 12: Проблема методов и форм познания в современной философии и науке
- Лекция 13: ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛЕКЦИЯ 2
4. Конкретно — исторические формы религиозных верований:
а) ранние формы верований в доклассовом обществе: фетишизм, тотемизм, анимизм, магия:
б) национально — государственные религии:
зороастризм, даосизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм, индуизм, джайнизм, сикхизм.
в) космополитические мировые религии: буддизм, христианство, ислам,
Ранние формы религиозных верований носят весьма разнообразный характер. К ним мы относим такие как фетишизм, тотемизм, анимизм, магию.
Остановимся кратко на характеристике каждой из них.
Одной из древнейших форм является фетишизм, как почитание неодушевленных материальных вещей и предметов, которые якобы обладают сверхъестественными свойствами или признаками. Подобного рода наделение сверхъестественными характеристиками неодушевленных природных явлений было неслучайным. Почему? Дело в том, что сами вещи и предметы мыслились как самостоятельные сверхъестественные существа, являющиеся домом божества.
Наиболее древними фетишами явились природные объекты — как правило, это были необычной формы скалы, камни, растения и. т. д.
Так, и по сей день в долине Барадо, около Дамаска (столица Сирии) существует дубовая роща, которую называют «местом пожеланий. Во исполнения пожеланий, высказанных в этой роще над специально принесенным кувшином, один раз в году паломник направляется в рощу и благодарит ее посредством разбивания другого кувшина (Подобного рода места существуют почти у всех народов мира).
Или, скажем, в России (Кабардино — Балкария), на границе России и Грузии, есть гора Улутау, которая обладает очень мощной энергетикой. Чтобы мечты у человека сбывались, он должен подняться на эту гору, взять в руки несколько камней небольших, загадать желания и потом разбросать их.
Как свидетельствуют очевидцы, желания загаданные сбываются.
Кроме того, и сегодня в развитых религиях мы обнаруживаем элементы фетишизма.
Вслед за природными фетишами появились фетиши, изготовленные руками человека. В качестве материала служили непривычной формы камни, ветви деревьев и.т. д.
Фетиш мог изображать сверхъестественное существо целиком. Тогда он приобретал форму идола, статуи. Постепенно эти фетиши стали выполнять функции амулетов, оберегов, талисманов. Они служили как бы своеобразной «охранной грамотой» для человека от действий нечистых сил и нечистых духов, заполняющих, по мнению первобытных людей, все окружающее их пространство.
Но есть духи, которые могут благоприятно влиять на жизнь людей — это духи умерших предков, которые сохраняют, якобы, «связи с живущими людьми». Культ предков до сих существует, особенно, в заупокойных обрядах (поминальные дни и др.) Кстати, это мы обнаруживаем и в Библии.
Кроме того, в большинстве древних стран люди, оплакивая смерть близких им людей, занимались самоистязанием (Древняя Греция, Древний Израиль, скифы, гунны и т.д.) Эти обычаи самоистязания говорят о вере людей в посмертное существование человеческой души и их стремление сохранить с ней дружеские отношения. Культ предков сохранился и сегодня, он оказывает огромное влияние на жизнь людей в современных обществах.
Тотемизм.
О сущности тотемизма в философской литературе до сих пор идут дискуссии. С чем это связано? В одних теориях тотемизм рассматривается в качестве средства организации общества; в других — полагается, что тотемизм был попыткой первобытного человека классифицировать окружающего его предметы и явления.
В самом общем виде тотемизм отражает в себе веру в таинственную, своего рода, мистическую родственную связь между определенной группой людей и определенными видами растений, животных или явлений природы. Такое растение или животное становилось и являлось тотемом для данной группы людей. Члены группы, тотемом которой становился, например, медведь, считали себя медведями, а медведей — членами своей группы. Таким образом как бы наглядно воплощалось единство членов данного рода и их отличие от всех остальных.
Тотем — это своеобразный символ, обозначающий единство рода или определенной группы людей. Потому отношения между людьми строились по принципу: «Свой» и «Чужой». Например, мясо «своего» тотема нельзя употреблять в пищу (иногда это происходило и происходит во время религиозных праздников как обозначение единства рода или строго определенной группы людей).
Если скажем вспомнить украшения племени индейцев, то они, как правило, состоят из перьев птиц — тотемов (орлов, ястребов, и др.).
С тотемом связано табу — понятие, в котором отражается характер строгих запретов, ставших священными. Если имели место нарушения табу, то следовали серьезные наказания за это, невзирая на лица.
Первейшее назначение тотема — оказывать помощь всем тем, кто находился с ними в родственных отношениях, т.е. в этом случае основная функция тотема — защитная.
Если с самого начала запреты имели логическое толкование, то со временем они приобретают мистический характер (у древних греков, например, Зевс, оборачивается быком или лебедем, Аполлон — дельфином и т.д.)
В целом, принадлежность конкретного тотема какому — либо роду проявлялось, в частности, в особенностях одежды, головного убора, прически и т.д.
Анимизм — (от лат — anima — душа) — более высшая форма первобытных верований, в которой мы обнаруживаем веру в существование духов или души или всеобщей духовности природы. Иными словами, речь идет о вере в существование у материальных объектов надприродных двойников. По сути, как тотемизм, так и фетишизм возможны лишь при условии одушевления всего окружающего мира живыми существами и разумом.
Анимизм как бы наделяет духами весь мир; все предметы и явления имеют как бы «свою» душу.
В более поздние времена анимизм выделяет наличие единой души в мире. Наиболее ярко анимизм проявляется в языческих верованиях у древних славян, греков и др. Ни один родник, ни одно дерево не оставалось неодушевленным. Наделяя весь мир духами и душами, древний человек искал надежные способы общения с ними. Постепенно появляются специалисты, занимающиеся общением с потусторонним миром, появляются шаманы и шаманизм в целом, путем особой психотехники общения (В России, например, шаманизм распространен в Алтайском крае и в северных областях Сибири). Шаманы, знахари, колдуны и др. вырабатывали особые приемы воздействия на земной и потусторонний миры, искали возможность «заглянуть» в их прошлое и будущее, что нашло отражение в таких ранних формах религиозных верований как магия и мантика.
Магия представляет собой мнимое, воображаемое искусство или умение влиять на окружающий мир с помощью неких «непостижимых» манипуляций. Круг и способы воздействий были достаточно широки и объемны. В качестве способов магических воздействий могут быть: слова (заклинания, заговоры, молитвы), предметы (амулеты, обереги), письмена и различные действия. Магия представляет собой очень сложное образование; как, правило, она носит общую направленность, имеет непростые психологические и ментально — латентные целевые установки.
Главная цель магии — соединить человека с иным миром; вызвать у этого мира доброжелательное к человеку отношение, облегчить процесс взаимодействия с ним.
Вступая в иллюзорные отношения с миром духов, человек хотел заранее узнать результаты своего будущего, что нашло отражение в мантике — в мнимом воображаемом искусстве угадывания настоящего и будущего хода событий в жизни человека. Эта вера в возможность угадывания будущего сохраняется и в наши дни. Особенно преуспевает подобного рода «специалист», если он выходит на уровень проникновения в энерго — информационное поле как отдельного человека, так и Вселенной в целом.
Таким образом, ранние формы религиозных верований ставили своей целью соединить в некое гармоническое единство мир человеческий и мир природный. Здесь обнаруживаются разные формы этого единения. Но самое главное, что нужно понять студентам: в подобного рода одушевлении и наделении мира сверхъестественными характеристиками надо «видеть» как негативные, так и позитивные стороны.
б) национально — государственные религии: зороастризм, даосизм, конфуцианство, синтоизм, индуизм, джайнизм, сикхизм.
1) зороастризм. Его основатель — древнегреческий пророк Зороастр (Заратустра),.., живший примерно в VIII — VII вв. до н.э., т.е. практически в одно и то же время с Буддой и чуть раньше Конфуция. Основы этого учения отражены в древнейшей священной книге «Авесте». Поэтому религия древних персов еще носит название «авестизм».
Основная направленность этого учения ─ ее рационалистический характер, а в качестве его основных черт можно выделить следующие:
1. дуализм материального и идеального, и соответственно — обнаруживается в нем как материалистическое, так и идеалистическое миропонимание и миротолкование;
2. практическая направленность благочестия на поражение зла во всех его проявлениях;
3. акцентируется внимание на мощную роль нравственных обрядовых правил в жизни, как отдельного человека, так и общества в целом;
4. в этом учении приоритет государства обретает священный характер, причем не игнорируется забота о необходимости консолидации нации.
Именно эти черты или характеристики позволили Дарию сделать эту религию государственной. Кроме того, в ней огромное значение придавалось очищению природы и человека, и в первую очередь — очищению души путем безвозмездного, добровольного участия граждан в общественно — полезных работах на благо государства.
В целом, зороастризм нес в себе своеобразный протест против существующего социального строя и защищал строго определенный идеал устройства общества, основанный на справедливости (разумеется, в границах понимания того времени)
2) даосизм.
В середине первого тысячелетия до н. э. в Древнем Китае начинается формирование таких национально — государственных форм религиозных верований как даосизм и конфуцианство.
Их фундаментом становится культ предков и традиции. Вообще, традиционализм является отличительной чертой китайского общества от его возникновения и до сегодняшних дней. Нравственным идеалом как в даосизме, так и в конфуцианстве стала достойная человека жизнь на земле по установленным Божеством законам.
Основателем даосизма считается Лао — Цзы, сочинение которого «Дао де дзин» и сегодня относится к наиболее сложным для понимания. Кстати, основным принципом, который заложен в этой книге, является философский принцип единства противоположностей.
В самом понятии Дао, переводимым как «путь», «дорога», отражены три момента:
а) основной принцип всего существующего;
б) мировой порядок;
в) истинный метод;
В конечном итоге, Дао означает некий невидимый всеобщий закон, который определяет весь мировой порядок, его всеобщую гармонию через деятельное, творческое начало.
Для даосизма добродетель выступает показателем истинной природы человека. В этой связи познание становится актуальным моральным принципом, реализация которого позволяет сформировать у человека такие качества как сострадание, смирение, бережливость.
Хотя даосизм заимствовал свое название от «дао», введенного Лао — Цзы, тем не менее его связь с ним носит весьма отдаленный характер. Основные принципы даосизма как религиозной формы отражены в книгах, созданных в XV в. — «О поступках и возмездии», и «О тайном благословении». В них идеи нравственности и магии стали определяющими.
В своем законченном виде даосизм воплотил в себе часть национального героического культа и культа природы с их таинственной магией и предсказаниями.
Основной Бог даосистов — Ю-ху-ан — шанди, который является священной первопричиной мироздания. Он воплощает в себе Небо. В даосизме обожествлены звезды, планеты. В пяти элементах миропорядка (а к ним даосизм относит металл, дерево, воду, огонь и землю) выделяются души. Культ самой природы проявляется в почитании священных деревьев, таких как акация, ива, сосна, персиковое дерево.
Кроме того, в даосизме мы обнаруживаем божеств, охраняющих человека, в зависимости от его профессии.
Согласно даоской традиции, места захоронения покойных не должны нарушаться и разрушаться; в противном случае, духи умерших людей будут жестоко мстить живущим.
В конечном счете, можно сделать вывод, что в даосизме отразились и соединились в полной мере культовая и магическая составляющие, имеющие свой особый и таинственный смысл.
3. Конфуцианство. Основателем его был мудрец из рода Кун, откуда и произошло Кон — цзы; затем это имя было неправильно истолковано как Кун фу — цзы, давшее имя Конфуций. Но тем не менее, Кун — фу -цзы прославлял превосходство и незыблемость традиционных религиозных верований, которые, с его точки зрения, приносят пользу людям. Он сам охотно посещал храм и требовал неукоснительного исполнения всех обрядов и трех тысяч правил приличия. С его точки зрения, нравственные правила поведения составляют фундамент человеческого бытия. Но сами эти нравственные правила и установления покоятся на божественных основаниях.
Сам человек предстает в конфуцианстве в гармоническом единстве с общим развитием Вселенной. Поэтому человеческий идеал здесь — это своего рода мудрец, который занимается не только наукой, но и самовоспитанием.
Главный нравственный принцип конфуцианства — не делай другому человеку того, чего ты не желаешь себе!
Хотя сам Кун — цзы, из своего жизненного опыта, вынес то, что в массе своей большинство людей в нравственном отношении «испорчены», тем не менее провозгласил гуманистическую идею о добрых свойствах человеческой природы. Если человек будет следовать и поступать в соответствии со своей природой, то он свободно станет доброжелательным.
В разработанной системе добродетелей основополагающим связующим принципом явился принцип субординации, т.е. соподчинение и подчинение детей родителям, младших — старшим, подчиненных — начальнику и. т. д. При этом, семейные отношения и государственное устройство — высший тип добродетели. Примечательно, что сам Кон — цзы указывал на необходимость всеединства религии и образования. Впоследствии, в XIX русский философ В.С. Соловьев в своих «Чтениях о богочеловечестве» обосновал диалектику человеческого единства истинной науки, истинной религии, истинной философии.
4) Синтоизм. Эта национально — государственная форма религии возникла в Японии, и сохранилась по сей день. Идеи религии синто отражены в «Записках по древней истории» (Койки), написанных в 712г. н.э.
Согласно Койки, изначально существовали Небо и Земля, а затем уже появились Парные божества, которые, в конечном счете, сыграли существенную роль в творении мира.
Надо сказать, что дела религии в Японии были взяты под жесткий государственный контроль в 1868 г, когда появился Указ о неразделимом единстве религиозных ритуалов и государственного устройства. Было создано управление по делам небесным и земным. Земным богом, конечно, почитался сам император Японии. С этого времени, т. е. с 1868 года, синто стала национально — государственной религией Японии.
Обращает на себя внимание то, что в синто имеет место несколько его уровней, определяемых объектами и субъектами культа. Так, династийный синто является достоянием императорской семьи. Для остальных японцев общим культом явился и является культ императора. Далее следует Храмовый и Домашний Синто, отразивших поклонение общим, локальным и родовым богам. Основными культами являются: культы огня (в ноябре во дворах храмов зажигают торжественные огни), культы камней со странными рисунками, культы сакуры как священного дерева, культы животных (петуха, лисицы, крысы).
Вообще, самой характерной чертой синто является самобытное толкование нравственных добродетелей; националистические тенденции и характеристики занимают в нем особое место.
Кстати, национальная традиционность синто позволила достичь Японии потрясающих успехов в области ее социокультурного развития. Японцев отличало и отличает поныне трудолюбие (самое страшное наказание у японцев — это наказание безделием), жизнерадостность, послушание и уважение к старшим и т.д. На формирование этих качеств огромное влияние оказал в Японии синтоизм как национально — государственная религия.
5) Иудаизм примечателен тем, что на его основе возникло христианство как одна из мировых религий. Кроме того, иудаизм и поныне сохранил свои каноны. В основной канон входят Танах, ветхозаветная часть Библии, и Талмуд, основой которого является Пятикнижие, или Тора.
К основным положениям иудаизма следует отнести:
1. веру в единого бога Яхве;
2. веру в приход мессии;
3. веру в бессмертие души и существование загробного мира, где душа человека получает воздаяние за совершенное на земле;
Вера в приход мессии — спасителя, который явится, чтобы свершить праведный суд и воздать людям должное за их грехи.
В дни мессии мир будет как бы обновлен, результатом чего люди будут жить до 1000 лет; исчезнут болезни, войны, ожесточенная борьба не на жизнь, а на смерть, а природа одарит людей своей щедростью и изобилием. Согласно иудаизма, у мессии будут предвестники (всего 9), главным из которых явится Илья Пророк.
В понимании человека сторонники иудаизма склоняются к дуалистической точке зрения, полагая в нем существование противоположных начал: позитивного и негативного, доброго и злого.
Если формой проявления добра, позитивного выступает душа, то формой проявления зла, негативного является тело. Основная цель человека — всесторонне заботиться о своей душе и избавляться от грехов, что нашло отражение в обрядах.
Разумеется, наиболее существенным и прагматичным обрядом стала молитва и ношение амулетов. Кроме того, можно выделить обряды обрезания, омовения. Не исключены здесь и магические обряды, такие как капорес, луляв и ташлих.
Особый интерес в иудаизме представляют праздники, которые, как правило, отмечаются по лунному календарю. К ним относятся Пасха, шебуот, суккот (праздник кущей), Судный день (иом — кипур). С предшествующим ему днем нового года, который отмечается в начале сентября, пурим (жребий), появившийся после возвращения иудеев из Вавилонского плена, ханука, (день обновления храма), субботний день, как день отдыха.
Все культовые правила призваны приблизить верующего человека к тем идеалам, которые отражены в священных книгах. Основные принципы поведения зафиксированы в десяти заповедях, которые Моисей, якобы, получил из рук самого Бога.
Первые три запрещают иметь иных богов, кроме Яхве, четвертая — касается субботнего дня, 6 остальных — правила поведения людей в обществе — почитание своих родителей, не убий, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего. Здесь весьма «почетное место» занимает формула «око за око, зуб за зуб.»
В моральных поучениях иудаизма земной греховной жизни противопоставляется идеальная жизнь на небесах. И лишь основной тезис остается для иудаизма проблемным на все времена: о богоизбранности еврейского народа.
Индуизм (Индия)
В индуизме существует ограниченное число общепринятых религиозных догматов: авторитет Вед, учение о карме и переселении душ, богоустановленность каст.
Вся остальная религиозная жизнь отдана на попечение религиозных просветителей — гуру, а культ обслуживается жрецами — брахманами.
Поэтому в Индии существует огромное число религиозных направлений и сект, которые практикуют различные приемы достижения просветления и познания божественной сущности.
Тантризм и йога соседствуют с военными религиозными организациями. Индуизм оказал большое влияние на духовную жизнь других народов, когда они ознакомились с религиозной философией Индии и видами религиозной практики (йогой).
Джайнизм.
Джайнизм насчитывает 14,3 млн. верующих.
Возник в Индии в VI в., до н.э. одновременно с буддизмом как оппозиция брахманизму который абсолютизировал кастовые традиции.
Джайнизм представлял интересы прогрессивных слоев индийского рабовладельческого общества. Его последователи поклоняются 24 пророкам. Последний — Джина — победитель. В джайнизме существует 5 истин: не убей, не говори неправды, не кради, не привязывайся к земным вещам, будь непорочным (для монахов).
Джайнизм характеризуется верой в переселение душ, учением о карме, о периодичности появления пророков.
Джайнизм выступает против кастового строя; в нем имеет место учение об индивидуальном избавлении от страданий, святость Вед, реализация брахманистских обрядов — вот неполный перечень положений джайнизма.
Сегодня джайнизм проповедует реформаторские идеи классового общества: выступают против насильственной эксплуатации человека, против накопления богатства.
Сикхизм
Основан Нанаком (1469 — 1539гг), сыном торговца из касты Кшатриев.
Религиозно — философская система сикхизма за 5,5 столетий менялась, но основные догматы остались неизменными.
Основной канон сикхов — «Грантх — Сахиб»
Центральная идея — это идея Бога, как самоочевидной реальности, не требовавшей доказательства. «Суди про одного Бога» — постоянно повторял гуру.
Основы сикхского единобожия следует искать в монотеистических традициях самого индуизма, откуда он вышел.
Индийские мыслители Романувша (16 в) XVI в. Нимбарна (XVII в), Мадхва (XVIII в), Чантанье (XV в), были сторонниками сикхизма, которые выделяли: 1) связь между — любовью и братскими отношениями с людьми; 2) свободу силы и свободу души у человека; 3) злодеяние, скупость, ненависть, любовь — таковы отрицательные и положительные черты человека; 4) оптимизм сикхов — является главным их отличительным признаком.
в) Космополитические мировые религии: буддизм, христианство, ислам.
Рассматриваемые мировые религии имеют достаточно древнее происхождение
Так 1) Буддизм возник в VI в., до н. э. и насчитывает 400млн. верующих;
2) Христианство возникло в I в. н.э. и насчитывает свыше 1,7 млрд. верующих. В самом христианстве существует три основных направления — православие, протестантизм и католицизм.
3) Ислам возник в VII в.н.э. и насчитывает свыше 940 млн. верующих.
Что отличает и в чем особенности буддизма, как и двух других мировых религий?
1) Во главе любой мировой религии стоит определенная личность в качестве жизненного образца и представителя благочестия.
2) В вероучениях этих религий произошел переход от религиозного эгоизма к симпатии — они думают о спасении других людей, имея сострадание к судьбам всего человечества.
3) Мировые религии, в конечном счете, не связаны ни с какой национальностью, ни с каким мирским предназначением Вступление в ряды той или иной мировой религии обусловлено не рождением, а обращением жить согласно истинам, провозглашенным и закрепленным в мировых религиях.
I. Буддизм
Буддизм является одной из трех мировых религий, получивший распространение среди населения стран Центральной, Восточной и Юго — Восточной Азии.
По мнению буддистов, каждый человек, достигший высшей святости, может стать Буддой, т.е. просветленным.
Один из Будд, прозванный в его земной жизни Шакьямуни, поведал людям учение о спасении, и поэтому под термином «Будда» обычно подразумевается именно Шакьямуни.
Буддисты полагают, что после 500 предшествующих перерождений грядущий Будда решил спуститься на землю и возвести людям путь к спасению.
Надо сказать, что буддизм сначала возник в Индии, а потом распространился по всему миру. В самой Индии он был вытеснен индуизмом.
Предание гласит, что первые тексты учения буддизма были написаны на пальмовых листьях и хранились в больших корзинах. После смерти Будды три его ученика поведали собравшимся людям основные принципы вероучения, которое делится на три части:
1) Виная — питака (Корзина устава)
2) Сутта — питака — (корзина поучений)
3) Абхидамма — питака — (корзина толкования учения или «корзина чистого знания»)
Канонический текст учения буддизма был создан в 1871г. в Бирме на специальном буддистском соборе, в котором приняли участие 2400 монахов.
В целом, основы вероучения буддизма отражены в религиозной литературе, которую можно разделить на два вида:
1) Каноническая литература, считающаяся откровениями самого Будды, переданными его учениками (в Индии и на Цейлоне) Она известна под названием «Трипитака», т.е. «тройная корзина» учений.
2) Неканоническая литература, связанная с комментариями и развитием основных положений буддизма в соответствии со взглядами и принципами многочисленных школ и направлений буддизма (неканонические произведения)
Каковы же важнейшие положения буддизма?
1) Главной его идеей является идея тождества бытия и страдания. Будда объявил всякое перерождение, все виды бытия неизбежным несчастьем и злом
Поэтому высшей целью буддизм объявляет прекращение перерождений и достижение нирваны, т.е. Небытия. Но небытия особого рода, в котором достигается состояние освобожденности от земных условностей жизни.
2) Буддизм выдвинул теорию 4-х благородных истин. К ним относятся:
а) всякое существование есть страдание;
б) причина страданий заложена в самом человеке (сюда входят: жажда человеческой жизни, его наслаждений, власти, богатства и т.д.);
в) прекратить страдания можно путем подавления всякого желания и освобождения от жажды жизни;
г) указание «благородного срединного восьмиричного пути», состоящего из следующих праведных состояний:
1) праведного воззрения
2) праведного стремления
3) праведной речи
4) праведного поведения
5) праведного созерцания
6) праведного размышления
Итак, в учении о «четырех благородных истинах» изложена суть «своеобразной философии» буддизма. Как известно, во всех религиях мира противопоставляются два мира: земной и не земной, естественный и сверхестественный, посюсторонний и потусторонний…
Но буддизм доводит это противопоставление до логического конца, где рисуется мрачная картина мира, в которой радость живого существа несет в себе опасность будущих перерождений
В буддизме четко отражено то, что человек самостоятельно создает свою судьбу, форму каждого своего нового воплощения. Поэтому силой, которая осуществляет и определяет конкретные черты (характеристики) новых перерождений, выступает карма.
В буддизме она (карма) определена как совокупность всех поступков и помыслов человека во всех его предыдущих воплощениях.
Вместе с тем, человек в буддизме имеет известную свободу выбора в своих поступках, помыслах, словах и действиях. В этой частичной свободе и заложен, по буддизму, путь к спасению человека. Дело не в жертвах и обрядах, считают буддисты, — а в поведении самого человека; только в этом случае он может изменить свою дальнейшую судьбу, ибо сам мир — это иллюзия сознания человека.
Само сознание состоит из множества мельчайших частиц — дхарм, которые складываются (возникают) под воздействием кармы в определенный комплекс, создающий индивидуальное сознание данного перерождения и как следствие, его функцию — окружающий человека мир
3. Представляют определенный интерес взгляды буддизма на общественную жизнь, на место человека в мире, его цели и задачи в нем.
В буддизме, с одной стороны, — учение о страдании, о личной вине каждого человека должно примирять его с доставшейся ему долей в обществе, а с другой стороны, - учение о дхарме предполагает, что все существа равны, начиная с богов и заканчивая любыми животными, что служит основой для равенства людей в обществе.
В самом же учении буддизма не обнаруживается призывов или обоснований в необходимости социальных перемен; о политике в нем отсутствуют какие — либо высказывания.
Единственно и наиболее действенным фактором спасения еще при жизни человека считается выход за пределы реального общества, т.е. его вступления в монашеский орден «сангха», где окончательно порываются все связи с мирской жизнью.
Вступая в этот орден, человек обязан отказаться от семьи, собственности, соблюдать целомудрие, носить желтую тогу и жить на подаяния мирян. На монаха в этом случае налагается 253 запрета, которые он обязан выполнять в течение всей своей жизни.
В заключение, хочу подчеркнуть, что не только буддистские монахи исповедуют буддизм, но и мирские граждане, ибо буддистская мораль достаточно проста и доступна мирскому пониманию всех людей. Судите сами, что собой представляет «восьмиричный благородный путь», который должен исполнять человек:
1) «праведное воззрение» ─ это то, которое основывается на «четырех благородных истинах»;
2) «праведное стремление» — решимость человека строить свою жизнь по четырем истинам;
3) «праведная речь» — та, в которой человек не лжет и не сквернословит;
4) «праведное поведение» ─ такое, которое основывается на выполнении неукоснительном пяти моральных заповедей: а) отказ от преднамеренного убийства любого живого существа; б) отказ от воровства; в) отказ от лжи; г) отказ от супружеской неверности; д) отказ от употребления алкоголя;
5. «праведная жизнь» — это жизнь на честно заработанные деньги;
6. «праведное усилие» — преодоление жизненных страстей;
7. «праведное содержание» — это сосредоточенное на уже достигнутом пути к спасению;
8. «праведное размышление» — это обретение внутреннего покоя и невозмутимости;
В целом, буддизм вызывает к себе положительное отношение своей проповедью честности, порядочности и миролюбия.
II. Христианство
В I в. н.э. в восточной части Римской империи возникла новая мировая религия — христианство, которая затем распространилась по всему миру. Она зародилась в период разложения рабовладельческого общества и первоначально была формой выражения протеста рабов и беднейших слоев населения против социального гнета.
К основным направлением христианского вероучения относятся: православие, католицизм и протестантизм.
Священной книгой христиан является Библия (от греч. слова ta biblia, что означает «книга». Библия — это целое собрание древних памятников, созданных на Ближнем Востоке на протяжении 15 веков, рядом авторов.
Главные или основные истины христианского вероучения связаны с Христом. Сведения о его жизни и деятельности содержатся в четырех канонических евангелиях, включенных в Библию.
В них отражена одна цель — укрепить веру в Христа как в Мессию, спасителя, но в действительности речь шла о Христе веры, а не об историческом персонаже.
Согласно христианскому вероучению, главные законы, которые были провозглашены Иисусом Христом, отражены в моральных заповедях, т.е. в системе определенных нравственных представлений и теорий, тесно связанных с догматами христианского вероучения.
Христианская мораль включает в себя некоторую совокупность норм, призванных регулировать отношения между людьми в семье, общине верующих, в обществе. Это — всем известные «заповеди блаженства» и другие нравственные наставления.
Главные же «нравственные законы» Нового завета сформулированы в Нагорной проповеди Христа, где провозглашается восемь заповедей блаженства. И. Христос учит тому, что заповеди Ветхого Завета уже реализованы или исполнены; поэтому пришло время царства небесного, где отсутствуют страдания и нищета людей, и где имеет место царство мира, радости и блаженства. Он не забывает «нищих духом»; блаженными Иисус Христос выделяет и так называемых «плачущих»
Короче говоря, для того, чтобы оказаться в царстве небесном, следует быть самому справедливым, милостивым, чистым сердцем и миротворцем. «Благим будет тот, кто гоним за правду, как это было с пророками»
Если взять Евангелие от Луки, то в нем из (восьми) заповедей блаженства мы обнаруживаем четыре блаженства: бедности, нищеты духа, страдания и гонения за веру, дополненные наказанием от Бога всем богатым и пресыщенным.
Если говорить об отношении Иисуса Христа к Ветхому Завету, то можно сделать вывод, что он стремился «сделать» его основные положения более универсальными. Так, например, в седьмой заповеди речь идет о прелюбодеянии. По мнению И. Христа, каждый, кто с вожделением смотрит на женщину, «уже как бы прелюбодействовал с ней в своем сердце». Кроме того, И. Христос отвергает всякую клятву перед Богом.
И последнее. Открыв Нагорную проповедь, мы обнаруживаем, что принцип мести уступает место принципу примирения: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».
И, наконец, заповедь любви к ближнему распространена и на врагов: «Не судите, да не судимы будете»; ибо любой человек имеет как положительные качества; так и свои недостатки. Поэтому Иисус предупредил: «Человек должен поступать с ближним так, как он хотел бы, чтобы так поступали с ним самим».
Если оценивать философски «Нагорную проповедь», то мы видим, что И. Христос выступает в двойственной ипостаси: в роли карателя и благодетеля. Насколько верна эта сентенция, вы узнаете, если прочтете ее и сделаете свои выводы.
а) Православие (правильное и праведное прославление Бога) — одно из важнейших направлений в христианстве, которое приписывает себе особую исключительность в нем.
Основу православия составляет ряд основных положений:
1. идея о триединстве Бога;
2. идея о Боговоплощении;
3. идея об искуплении;
4. идея воскрешения из мертвых;
5. идея крещения;
6. идея загробной жизни и др.
Надо сказать, что все основные положения православной веры объявляются богоявленными и вечными на все времена.
Кроме того, православие ведет постоянный спор с католиками и протестантами относительно догматов, в которых наблюдается, или, вернее, имеют место между ними расхождения. Так, православие критикует католицизм за догмат о чистилище, о непогрешимости Папы и телесном вознесении девы Марии на небо.
Догматы христианства получают свое воплощение в таинствах — культовых действиях, во время которых «сообщается верующим невидимая благодать божья», т.е. таким образом происходит оживление религиозного сознания.
Православие и католицизм признают существование 7 (семи ) Таинств: крещение, причащение, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение, священство.
Елеосвящение, как правило, совершается над больным человеком путем смазывания его деревянным маслом (елеем) с целью выздоровления больного человека.
СВЯЩЕНСТВО совершается при вступлении человека в духовный сан.
При исполнении христианских обрядов православная церковь требует постоянно молиться, обращаясь при этом к Богу или святым за помощью.
Особое место в христианских православных обрядах занимает система культов. Сюда следует отнести, в первую очередь, следующие:
- культ икон, через которые осуществляется связь с Богом;
- поклонение кресту как культовой реликвии;
- культ мощей;
- культ святых мест, связанных с событиями церковной истории, с чудесами божьими, служащие объектом паломничества верующих (горы, водоемы, могилы «божьих угодников»). Святые места, как правило, весьма почитаемы, ибо, как считают богословы православия, в них появляется образ Богородицы;
- культ святых православной церкви основан на вере в том, что некоторые люди, достойно проявившие себя в жизни, получают божий дар чудотворения и способность оказывать воздействие на судьбы людей после своей смерти;
В православии сложилась достаточно сложная иерархическая система рекомендаций, к какому святому следует обращаться при том или ином заболевании органа человеческого тела. Так, например, при заболевании глаз следует обращаться к святому Никите и Симеону Праведному.
Особую традиционную значимость в православии занимают великие и престольные праздники. К великим относятся праздники: Обрезание Господне, Рождество Иоанны Предтечи, праздник святых Петра и Павла, усекновение головы Иоанна Предтечи, Покров святой Богородицы. К престольным относятся такие праздники: Пасха, Рождество Христово, Троица, Крещение, праздник Преображения и.т.д.
Таким образом православие, как впрочем и христианство в целом, имеет многовековую историю и сложившиеся традиции, которые действительно вошли в кровь и плоть общеевропейской культуры.
Очевидно, что высшие побуждения многих поколений людей, их устремленность улучшить жизнь свою и общества в целом своим фундаментом имели основы этого вероучения. Православие органично интегрировалось в жизнь славянских народов (русского, украинского, белорусского и т.д.) и продолжает и ныне существовать и развиваться. Нельзя игнорировать, или, тем более, сбрасывать и забывать ту роль православия, которую она сыграла в становлении и обеспечении единства общества.
б) Протестантизм
Протестантизм как одна из ветвей христианства возник в конце XVIв, в эпоху так называемой Реформации, которая явилась первой решающей силой европейской зарождающейся буржуазии против основ феодализма.
Мартин Лютер (1483 — 1546г) был первым, кто выступил против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между Богом и человеком. Он полагал, что человек может спастись только путем веры, которая непосредственно даруется Богом без помощи церкви. Поэтому, учение о спасении или оправдании верой в искупительную жертву Христа стало одним из центральных догматов христианства.
Лютеранской Реформацией было провозглашено учение о всеобщем священстве, о равенстве всех верующих перед Богом, об упразднении обособленного сословия и статуса священнослужителей, устранение монахов, прелатов римской курии, т.е. всей дорогостоящей церковной иерархии.
Примечательным является то, что был отвергнут авторитет папских декретов и посланий.
Поэтому единственным авторитетом было признано «Священное Писание». Мирская деятельность стала рассматриваться как служение Богу.
Организационные формы современного протестантизма различны: от церкви как государственного учреждения в Швеции до полного отсутствия объединяющей организации (квакеры).
В XIX в. возникают и ныне существуют в мире различные формы проявления протестантизма: адвентисты, Свидетели Иеговы, «Армия спасения», пятидесятники и.т.д.
Вывод, который напрашивается сам собой, заключается в том, что протестантизм является тем направлением в христианстве, которое выступило против «святости церкви» и дороговизны культовой системы, сложившейся в христианстве к XVI веку, а сама мирская деятельность стала почитаться как форма служения Богу.
Другими словами, протестантизм сыграл свою особую роль в творческом развитии христианского вероучения, хотя освободить его от догматизма не удалось
в) Католицизм — представляет собой третье направление христианства, наиболее многочисленное и организованное по своей сути.
Центром католицизма является Ватикан, город — государство, в котором находится резиденция Папы Римского. Ватикан имеет все атрибуты власти. Светская власть Папы Римского была установлена Лютеранским договором 1929г. между правительством Муссолини и Папой Пием XI .Затем в 1947г эти соглашения были отражены в Итальянской конституции.
Система папской курии четко отлажена и работает как вечно заведенный механизм. Проблемы, поднимаемые в католицизме, отражаются Папой Римским в его энцикликах, которые представляют собой философско — обоснованные теоретические положения.
Особенностью католицизма является то, что, разделяя общехристианский догмат о божественной троице, веру в истинность Библии и изложенную в ней систему мифологических откровений, признает «исхождение духа Святого» не только от Бога — Отца (как учит православие), но и от Бога — Сына.
Католики незыблемо верят в существование чистилища и непогрешимость в вопросах веры и морали самого Папы.
Источником своего учения они считают не только Библию, но и Предание, традиционность церкви как незаменимый Культ, решения вселенских соборов и энциклики папы.
Таким образом, можно сказать, что широкое и экзальтированное почитание Богородицы, учение о ее небесном Вознесении, пышный театрализованный культ, использующий все виды своеобразного искусства для воздействия на верующих, абсолютное почитание различного рода реликвий, культы мучеников, святых и блаженных, строго централизованная организация во главе с Папой — далеко не полный перечень отличительных особенностей Католицизма в системе Христианского вероучения.
в) ИСЛАМ
Ислам является одной из самых «молодых» мировых религий, возникших в VII в., н.э. Он распространен в странах Юго — Западной, Южной, Юго — Восточной Азии, Африке и Европе. В ряде стран ислам является официальной государственной религией.
Основными причинами его возникновения можно выделить следующие — разложение родоплеменного общественного строя, кризисы в экономической и политической жизни обострили ситуацию, что привело к появлению тенденции к объединению и созданию устойчивых и мощных государств в социокультурном отношении.
Поэтому для реализации этой цели потребовалось создание мощной субидеологической системы, коей явился ИСЛАМ.
Возникновение ислама связано с именем пророка Мухаммеда, человека, отличавшегося незаурядными способностями идейного вождя и политического организатора. Он родился в Мекке в 570г., а умер в 632г. Дух пророчества на Мухаммеда снизошел в 40 лет.
Коран является Священной книгой, в которой освящены и отражены Божественные откровения. Название Корана происходит от слова «Карай», что в переводе с арабского означает «читай». Он состоит из 114 глав (сур). Каждая Сура состоит из стихов или аятов (знамений, чудес).
Коран, таким образом, представляет собой собрание или свод законов, установлений, традиций, сказаний, легенд, преданий…
Другим источником веры мусульман — суннитов после Корана является Сунна, в которой, наряду с религиозными догматами и поучениями о всесилии Аллаха, содержатся различного рода моральные поучения, изложенные принципы взаимоотношений с другими народами, отношение к женщине и власти и.т.п. Положение Корана и Сунны служат основой Шариата как формы мусульманского права.
С точки зрения ислама, все люди рассматриваются с позиции только одного критерия — их следованиям заветам Бога. Это находит проявление в жизни — они делятся на правоверных и неверных ,заблудших.
Следует обратить внимание на следующие основные положения ислама:
1. вера во всемогущество Аллаха и его посланников Мухаммеда и Али;
2. вера в святость и незыблемость Корана;
3. вера в посланничество Мухаммеда;
4. вера в бессмертие души, в воскресение из мертвых, в день Страшного суда;
5. вера в рай и ад, в существование чертей, демонов, ангелов и прочих существ и т.д.;
6. Священная война с неверными (джихад);
Одним из определяющих догматов является догмат о предопределении в мире, ибо все зависит от воли Аллаха. Поэтому человек должен идти по жизни своим путем, терпеть и не роптать на невзгоды бытия.
Какова нравственная доктрина мусульман?
Стержнем ее является концепция универсальности норм морали из Корана для всех времен и народов. С точки зрения ислама, человек по своей природе порочен, поэтому только страх божьего наказания может заставить человека вести себя правильно и праведно.
Высшим нравственным долгом для мусульманина является служение Богу, его восхваление. Личное счастье, при этом, должно быть привнесено в жертву служения Аллаху.
Нравственность поступков людей оценивается с точки зрения побуждения в служении Аллаху.
В исламе особую, если не великую, роль играет религиозная обрядность (5 пять раз в день мусульманин обязан совершать молитву), принимать участие в реализации различных праздников, постов, обрядов, совершать паломничество.
Мусульманский пост месяца рамазан любопытен тем, что во время его прохождения нельзя ничего ни есть, ни пить с раннего утра до наступления темноты, не делать в эти часы никаких пакостей, не купаться и.т.д.
Ураза — байран, курбан — байрам (праздник жертвоприношения), мурадж (праздник вознесение пророка на небо), маулюд (день рождения пророка) и пр. ─ вот далеко не полный перечень ритуалов, которые обязаны исполнять все мусульмане.
В Украине ислам имеет достаточно давнюю историю. Он сосредоточен главным образом в Крыму, когда во времена Золотой Орды он был исламизирован. Только в XVII веке в Бахчисарае насчитывалось около 32 мечетей. Преследование татарско–исламской общины Крыма в советские времена привело к их депортации.
В настоящее время на территории Крымского полуострова Украины происходит возрождение крымско–татарского населения с имеющимися пока негативными тенденциями. Но процесс этот, связанный с возращением, в конечном счете, необратим.
Таким образом, в современном мире Ислам представляет собой достаточно значимую политическую силу, с которой приходится считаться современным, экономически развитым странам. Не учитывать этот факт в современной политике нельзя…